Применение экономико-математических моделей в решении проблем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение применения экономико-математических моделей в решении проблем управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• Дать определения основных понятий теории моделирования;
• Рассмотреть методологию экономико-математического моделирования;
• Дать определения основных терминов экономико-математического моделирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Процесс принятия решений. Основные сведения………………………………5
1.1 Процедура принятия решений…………………………………………………5
1.2 Методы и модели оптимизации решений……………………………………...9
2. Методология принятия решений…………………............................................15
3. Сущность экономико-математического моделирования, как метода принятия решений……………………………………………………………………………..17
3.1 Экономико–математическое моделирование…………………....................17
3.2 Этапы экономико-математического моделирования……………….............19
3.3 Классификация экономико-математических методов и моделей…...............25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы..…………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Ek-mat_metody_i_modeli.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Факультет подготовки инженерных кадров

Кафедра «Экономика и управление» 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономико-математические методы и модели»

 на тему: «Применение экономико-математических моделей в решении проблем

управления»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т гр. ЭУЗ-385с

Мелихова Е.Г.

 Проверил: ст.пр. Шульман Р.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Процесс принятия  решений. Основные сведения………………………………5

1.1 Процедура принятия решений…………………………………………………5

1.2 Методы и модели оптимизации  решений……………………………………...9

2. Методология принятия  решений…………………............................................15

3. Сущность экономико-математического  моделирования, как метода принятия решений……………………………………………………………………………..17

3.1 Экономико–математическое  моделирование…………………....................17

3.2 Этапы экономико-математического  моделирования……………….............19

3.3 Классификация  экономико-математических методов и моделей…...............25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы..…………………………………………….30      

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономико-математические модели и методы - представляет собой логический системный подход к решению проблемы управления.

Менеджеру известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения, элементы которых, а также связи  между ними, хорошо изучены и могут  быть выражены количественно. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и экономико-математических моделей. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

Слабо структурированные  проблемы связаны с выработкой долгосрочных курсов действий, каждый из которых  затрагивает многие стороны деятельности организации и поэтапно реализуется. Например, определение стратегии технического перевооружения производства, совершенствование организации управления и т.п. Эти проблемы содержат наряду с хорошо изученными, количественно формализуемыми элементами также неизвестные или неизмеряемые компоненты, отличающиеся значительной неопределенностью. Они решаются с помощью методов системно, анализа, сочетающих в себе сложные математические расчеты с большим объемом субъективных суждений руководителей и специалистов.

Неструктуризованные проблемы отличаются значительной неопределенностью и неформализуемостью как самих целей деятельности, так и возможных курсов действий.

Целью контрольной  работы является рассмотрение применения экономико-математических моделей в решении проблем управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • Дать определения основных понятий теории моделирования;
  • Рассмотреть методологию экономико-математического моделирования;
  • Дать определения основных терминов экономико-математического моделирования.

Структура контрольной  работы выглядит следующим образом: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Процесс  принятия решений. Основные сведения

1.1 Процедура  принятия решений

Для того чтобы  принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике методологию управленческого решения:

·        методы разработки управленческих решений;

·        организацию разработки управленческого решения;

·        оценку качества управленческих решений.          

 Методы разработки  управленческих решений включают  в себя способы и приемы  выполнения операций, необходимых  в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных  подразделений и отдельных работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий  выполнения работы.

Качество управленческого  решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере  потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В  частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

·        техническое развитие;

·        организация основного и вспомогательного производства;

·        маркетинговая деятельность;

·        экономическое и финансовое развитие;

·        организация заработной платы и премирования;

·        социальное развитие;

·        управление;

·        бухгалтерская деятельность;

·        кадровое обеспечение;

·        прочие виды деятельности.

Решение - результат  выбора из множества вариантов, альтернатив  и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

·        на входящую и исходящую;

·        обрабатываемую и необрабатываемую;

·        текстовую и графическую;

·        постоянную и переменную;

·        нормативную, аналитическую, статистическую;

·        первичную и вторичную;

·        директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

Принятие решений  присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые  в любой сфере деятельности решения  можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором  направления действия, и если решение  принимается легко, без специальной  проработки альтернатив, то хорошее  решение принять трудно. Хорошее  решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию решения  предшествуют несколько этапов:

·        возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

·        выбор критериев, по которым будет принято решение;

·        разработка и формулировка альтернатив;

·        выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

·        утверждение (принятие) решения;

·        организация работ по реализации решения - обратная связь

Применительно к управлению все решения можно  классифицировать как:

·        общие;

·        организационные;

·        запрограммированные;

·        незапрограммированные;

·        рациональные;

·        нерациональные;

·        вероятностные;

·        решения в условиях неопределенности;

·        интуитивные;

·        на основе компромисса;

·        альтернативные.

Из всей классификации  попытаемся рассмотреть лишь некоторые  решения. Известно, что принятие решения  всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.

Управленческое  решение устанавливает переход  оттого, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.

Управленческие  решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Организационные решения принимаются на всех уровнях  управления и являются одной из функций  работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.

Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.

 

1.2 Методы  и модели оптимизации решений          

 Оптимизация  решения – это процесс перебора  множества факторов, влияющих на  результат. Оптимальное решение  – это выбранное по какому-либо  критерию оптимизации наиболее  эффективное из всех альтернативных вариантов решение.         

 Поскольку  процесс оптимизации дорогостоящий,  то её целесообразно применять  при решении стратегических и  тактических задач. Оперативные  задачи должны решаться с применением,  как правило, простых, эвристических  методов.         

 Методы оптимизации:

-         анализ;

-         прогнозирование;

-         моделирование.

Модель это  представление объекта системы  или идеи в некоторой форме  отличной от самой целостности. Она  является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

- сложность  реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);

- экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни);

Информация о работе Применение экономико-математических моделей в решении проблем управления