Принципы организации аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 4.docx

— 100.30 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

        В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих социальных вопросов.

        По мере становления рынка в нашей республике всё большее значение будет приобретать такая форма финансового контроля со стороны собственников, как аудит. Аудит – это независимая экспертиза и проверка бухгалтерских счетов, регистров, отчётности и других документов с целью объективной оценки финансового состояния предприятия, а также оказание сопутствующих аудиту услуг, связанных с профессиональной деятельностью аудиторов и аудиторских фирм .

         Содержание аудиторской деятельности многопланово, однако главное ее направление - подтверждение достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, а основная особенность — независимость в установлении своих заключений. Достоверная информация о финансовом состоянии экономических субъектов — основа доверия к партнерам, разработки и осуществления стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Для понимания общественной роли аудита и профессиональных обязанностей аудитора необходимо выяснить, что такое аудит и как он проводится. Для познания сути и логики используемых аудитором методов и технических приемов проведения аудита следует понять условия и организационные рамки его осуществления. В международной практике накоплен огромный опыт в данной области в виде стандартов и норм аудита, который необходимо использовать при разработке национальных стандартов и в ходе работы аудиторов и аудиторских организаций.

        Опыт управления предприятиями в условиях многоукладной экономики свидетельствует о необходимости организации аудита во всех сферах их деятельности.

         Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в экономические отношения с субъектами хозяйствования по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Участники таких сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

          Собственники предприятия, кредиторы, потенциальные инвесторы зачастую не имеют возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных оценках профессионалов по этим вопросам.

          Администрации предприятия в новых экономических условиях необходимо оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы. Эти обстоятельства также обуславливают необходимость своевременного получения качественной информации о деятельности различных подразделений предприятия.

         Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также государственным органам для принятия решений в области регулирования экономики и налогообложения. В ряде случаев в объективной экспертизе финансовой отчетности экономических субъектов и организации учета нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их информации.

        Для подтверждения достоверности финансовой отчетности, проверки объективности учета и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности и был сформирован аудит.

         Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. И в нашей стране создана достаточно слаженная служба, способствующая пополнению государственного бюджета. В республике Беларусь зарегистрированы и действуют два общественных объединения аудиторов. Однако их деятельность не очень активна. Пока, к сожалению, ими не решаются даже вполне посильные задачи. Поэтому развитие и совершенствование белорусского аудита является важной задачей на современном этапе.

 Но в развитии белорусского  аудита немало проблем: это  и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение  Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества  аудиторских услуг, а, следовательно,  к увеличению рисков проверяемых  организаций. Поэтому вопрос развития  аудита в РБ, а также его  значение в современной экономике  становится всё более актуальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ АУДИТА

1.1. История развития аудита

Еще древние цивилизации  Ближнего Востока (примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и расходы, они должны были составлять отчеты. Это породило необходимость организации аудита, основной целью которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны чиновников. В Афинах в V веке до н.э. все доходы и расходы государства контролировала финансовая система народного собрания, куда входили аудиторы. В Римской республике государственные финансы контролировались Сенатом, а аудиторы под наблюдением казначея проверяли государственный бюджет. У римлян была разработана сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за сбор налогов.

      С I века нашей эры контроль над финансами осуществляли кураторы, а вместе с ними действовали прокураторы и квесторы — чиновники, обеспечивающие контроль над поступлением доходов государства и ведающие финансовыми и судебными делами.

      Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.

      Зарождение аудита. Аудит в современном понимании этого вида деятельности возник в Англии, где в IX веке кадастром Вильгельма Завоевателя был дан толчок "к счету и мере в британской хозяйствен -

й жизни", когда бухгалтерские приемы римлян стали применяться учете экономических явлений. Уже тогда из общего понятия бухгалтер(accountant.) выделяется смежное понятие аудитор (auditor). В Лондонских деловых кругах аудит был применен в 1200-е гг) [5, c. 15]. Первые письменные упоминания аудита относятся к ХIII-ХIV векам, к, например, в Англии в 1298 г. была проверена деятельность гофмейстера лондонского Сити аудиторской комиссией в составе мэра, членов муниципалитета, шерифа и ряда других лиц. А уже в 1324 г. письменным указом короля были назначены аудиторы в графства Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилс, Самсет и Дорсет, а учет-ные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. При-близительно в это же время среди выборных должностных лиц Лондонского Сити стали значиться аудиторы. И с этого времени в архивах можно встретить большое количество свидетельств о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. Таким образом, ранний аудит развивался в двух сферах. Одна — проверка представителями горожан правильности фискальной политики чиновников, другая — проверка аудиторами правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли в хозяйствах, имевших обязательства по уплате налогов.

        У Луки Пачоли (1445—1515), автора "Трактата о счетах и записях" — первая книга посвященная бухгалтерскому учету, в которой изложены основы науки о бухгалтерском учете, — также можно найти подтверждение о необходимости контроля. Он писал: "Высокий сенат или сеньория жестоко карает неисправных маклеров и бухгалтеров, и я сам припоминаю многих, с которых в прежнее время строго Взыскивали за упущения. Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними назначали лицо, которому поручали расследовать хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях".

         Первый этап. В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в Качестве юродского аудитора. А в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

         Родиной аудита считается Великобритания. Уже в 1844 г. здесь Принимается пакет законов, предписывающих акционерным компаниям поручить независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. В СИIА в 1887 г. была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в Штаге Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудитор-скоп деятельностью.

          Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.

          О появлении бухгалтеров-аудиторов можно говорить с XVIII века, когда Джордж Уотсон (1645—1723) — первый профессиональный бухгалтер — порекомендовал ряду шотландских предпринимателей проверить их бухгалтерскую отчетность. Проверка дала высокие результаты, и шотландцы стали часто практиковать такие проверки. В то же время развитие и усложнение финансово-хозяйственных процессов обусловили появление профессиональных бухгалтеров-аудиторов. Уже в 1773 г. в адресной книге Эдинбурга значились имена семи аудиторов, а в первом отдельном аудиторском справочнике по Эдинбургу, изданном в 1805 г., были приведены имена 17 аудиторов. К числу первых профессионалов аудиторов относят Уильяма Велш Дейлота. Он был известен как специалист, проявивший себя в аудиторских проверках. Дейлот разработал системы финансовой отчетности английских железных дорог и гостиничного бизнеса, основы которых до сих пор применяются у него на родине в Англии. По сведениям британского автора Ричарда Брауна, в 1905 г. во всем мире численность аудиторов составляла 11 тысяч, из которых половина приходилась на Великобританию.

Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали  проверять и оценивать балансы  акционерных обществ ревизорами. В 1870 г. в Германии также были приняты  первые попытки к введению аудита, когда в законе об акционерных  обществах обязали осуществлять проверку баланса [19, c. 807]. Однако не было указано, кем должна про водиться проверка — внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.

         Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). В последних странах государство осуществляет прямой контроль над формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовки и текущей деятельности. Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и уже в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера. Постепенно стали появляться законы и юридические акты, устанавливающие статус аудитора и требования, предъявляемые к этой профессии.

         Официальное название ревизоров (аудиторов) в разных странах различно. Так, в Англии и ряде других англоязычных стран профессионалов бухгалтерского учета называют "привилегированными бухгалтерами" (Chartered Accountants), в США — "присяжными бухгалтерами" или "дипломированными бухгалтерами высшей квалификации" (Certified Public Accountant), во Франции — "бухгалтерами-экспертами" (Ехрегt Соmptable) и "комиссарами по счетам" (Commisaire aux covptes), в Германии — "контролер хозяйства" (Wirtschaftsprufer) или "контролер книг" (Buchptufer). В большинстве стран аудитор должен иметь высшее образование, определенный стаж работы, сдать квалификационные экзамены и, конечно, иметь безупречную репутацию.

        Второй этап — 1950 г. — до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. Основными тенденциями рынка аудиторских услуг в данном периоде являются "укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг". Широко востребованы консультационные услуги по вопросам осуществления слияния или разделения компаний и по финансовому оздоровлению предприятий. Как показывает практика последних лет, на аудит такого вида, как на консультационные услуги, нет спроса, поэтому нет потенциала для развития. У большинства фирм темп прироста выручки от аудита незначителен, причем обычно он связан даже не с аудитом, а с предоставлением смежных услуг. Даже такой вопрос, как оптимизация налогообложения, согласно мнению представителей "Большой пятерки", перестает быть обособленным видом деятельности и постепенно врастает в консультационный бизнес.

        В Российской Империи (ив Беларуси, как ее составной части) аудиторское звание было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 г. и в "Табеле о рангах" к воинским чинам причислил и аудитора. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе всех аудиторов был поставлен, по военному уставу, генерал-аудитор. По своему характеру должность аудитора отличалась от западных аудиторов, так как в России аудиторами назывались юристы, совмещающие в своей деятельности функции делопроизводителя, судебного секретаря, прокурора. В 1833 г. с целью подготовки аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств была учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная затем в Аудиторское училище. На базе офицерских классов училища была образована Военно-юридическая академия. С проведением военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора была упразднена.

В конце XIX — начале XX веков  были сделаны еще попытки (1889 г., 1912 г.) ввести аудит в России. Одной  из предпосылок создания аудиторской службы послужила отмена крепостного права и последовавший за этим экономический подъем. В конце 1891 — начале 1892 гг. па первом съезде присяжных счетоводов была поставлена задача образовать особую группу "сведущих и благонадежных лиц, которые должны были называться присяжными счетоводами и которым поручалось обревизирование различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях". Проект Положения об Институте присяжных счетоводов был подготовлен обществом счетоводов (под руководством Федора Бенедиктовича Езерского) и в 1898 г. был представлен на обсуждение. Основные требования этого проекта определяли организационную структуру института права и обязанности присяжных счетоводов [19, c. 813].

Информация о работе Принципы организации аудита