Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:41, курсовая работа
В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции.
Первое упоминание о создании цервой общественной организации бухгалтеров России датируется 1894 г., когда 18 декабря на торжественном собрании Общества для распространения коммерческих знаний в день чествования памяти Луки Пачоли И.Д. Гопфенгаузер обратился с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. В необходимости создания подобного института были заинтересованы не только коммерсанты. Так, Министерство Императорского двора в своем отзыве № 8100 от 20.12.1899 г. отметило, что "постоянно обнаруживающийся недостаток в лицах, пригодных к замещению должностей бухгалтеров и счетных работников ... вызывает настоятельную необходимость примять меры к ... объединению их в одно дисциплинарное сословие". Морское министерство в своем отзыве № 1749 от 16.01.1900 г. указывало, что "учреждение названного института представляется в настоящее время, когда торговля и промышленность достигли у нас наибольшего развития, мерой не только полезной, но и своевременно необходимой". Кроме этого, во дворце Его Высочества князя Александра Михайловича — шурина Николая II — состоялось специальное совещание, посвященное рассмотрению этого вопроса. Однако проект И.Д. Гопфенгаузера не был утвержден Государственным советом, и поэтому эта попытка внедрения аудита в России не удалась. Следующую попытку организации независимого контроля в России осуществило Московское общество бухгалтеров в лице его председателя Ф.И. Бельмера, созвав 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров в 1909 г. Однако идея не была поддержана ни государством, ни обществом.
Очередная попытка внедрения аудита связана с историей молодой социалистической России, когда в мае 1918 г. было принято решение об образовании Народного Комиссариата государственного контроля, который в феврале 1920 г. был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ). Этот исторический период характеризовался очередным подъемом в экономике страны и попытками создания рыночных отношений. В результате этих экономических реформ в 1924 г. было принято решение о создании при НК РКИ СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Он основывался "в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях ... и для дачи заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности". Однако потребности в независимом финансовом контроле при командно административной системе, характеризующейся, в основном, государственной формой собственности, не было. Поэтому и эта попытка внедрения независимого контроля провалилась.
И конце 80-х гг., когда в
Советском Союзе Стали
В Республике Беларусь аудиторское движение началось в 1991 г., когда постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 30 сентября 1991 г. было утверждено "Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация систем ы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности Отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан Белаудитучцетр" при Белорусском государственном экономическом университете. Аудиторская палата занималась также созданием аудиторских организаций, аттестацией, выдачей лицензий на занятие этим видом деятельности.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. "О совершенствовании структуры органов государственного управления Республики Беларусь и сокращении расходов на х содержание" Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в Аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 нюня 1994 г. "О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля ней" Совет Министров возложил на Аудиторскую палату функции государственного регулирования аудиторской деятельности и контроль за ней. Этим же постановлением утверждено "Положение о порядке государственного регулирования и контроля за аудиторской деятельностью в Республике Беларусь".
8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", который был введен в действие 7 декабря 1994 г. Закон определял правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, основные правила и порядок ее проведения, регулирование отношений, возникающих между предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, независимо от форм собственности и видов деятельности, государственными органами, отдельными гражданами, аудиторами и аудиторскими организациями.
Декретом Президента Республики Беларусь от 28.08.99 г. № 30 "О некоторых мерах но совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельностью и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь" были внесены кардинальные изменения в организацию аудиторской деятельности в республике. В соответствии с указанным Декретом осуществление методологического руководства аудитом, контроль за деятельностью аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторских организаций, выполнение функций по лицензированию аудиторской деятельности, а также по ведению государственного реестра аудиторов и аудиторских организации был возложен на Министерство финансов республики [11, c. 14].
Принятый Декрет усиливает влияние государства на деятельность аудиторов и контроль над ее осуществлением. В соответствии с ним Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 1862 от 30.11.1999 г. "О государственном регулировании аудиторской деятельности", направленное на приведение решений правительства в соответствие с указанным Декретом. Данным постановлением утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением в Республике Беларусь, а также внесены изменения и дополнения в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии). Важным моментом этого положения является также рассмотрение порядка аннулирования лицензии. Следует также отметить, что контроль за выполнением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности исполняет созданное в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10. 1999 г. .№ 1558 в структуре Министерства финансов Главное управление аудита.
1.2 понятие аудита и его место в рыночной экономике
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие1 деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью [19, c. 817].
Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает "он слышит", другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает"подсказчик".
Так, например Р. Адаме характеризует аудит как "... деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликован пой финансовой отчетности". Ю.М. Иткин пишет, что аудит — это проверка финансовой отчетности, которая осуществляется "независимыми дипломированными бухгалтерами, неработающими в данной компании".
Международные нормативы аудита определяют его как "независимую проверку финансовых отчетов пли относящейся к ним финансовой информации объекта, независимо от того, приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения".
Аудиторская деятельность - независимая проверка аудиторами аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности, Становление рыночных отношений привело к появлению большого количества новых нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно и в полном объеме доводятся до предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость создания новой формы контроля, который предусматривает не только проверку, но и консультирование по вопросам Организаций и ведения бухгалтерского учета, оказание правовой помощи субъектам хозяйствования и другие виды услуг, направленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности, повышение эффективности их деятельности.
Исходя из сказанного, понятие аудита значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности [19, c. 814].
Целью аудита является также установление правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами. Объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций всех форм собственности.
В настоящее время в экономической литературе выделяются основные направления развития аудита:
2. ВИДЫ И СТАНДАРТЫ АУДИТА
2.1. Виды аудита
В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний.
Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию или фирме и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.) [19, c. 819].
Целью внешнего аудита является проверка достоверности информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования.