Принципы организации аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 4.docx

— 100.30 Кб (Скачать файл)

      Основными структурными звеньями, непосредственно занимающимися аудиторской деятельностью, являются аудиторские организации и аудиторы-предприниматели без образования юридического лица, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, зарегистрированные в Государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторская организация  — это юридическое лицо, созданное для занятия аудиторской деятельностью и получившее лицензию на право занятия этой деятельностью. Основным условием создания такой фирмы является наличие не менее трех человек, включая руководителя, с лицензиями [13, с. 34].

Основными функциями аудиторских  организаций являются:

  • экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия. Эта функция является наиболее распространенной в случаях передачи предприятия в аренду, приватизации имущества, его продажи физическим лицам, убыточной работы предприятия и наступления признаков его банкротства;
  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • контроль достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Для подтверждения достоверности показателей баланса и финансовой отчетности аудиторы в обязательном порядке должны проанализировать состояние и достоверность бухгалтерского учета заказчика за весь ревизуемый период. При этом аудиторская организация должна определить уровень организации бухгалтерского учета и соответствие его установленным положениям, проверить правильность бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность и ее результаты, достоверность исчисления себестоимости продукции, работ и услуг, расчета прибыли и ее распределения. В обязательном порядке производится проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильность расчетных операций в иностранной валюте, результатов покупки и продажи валюты;
  • : • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиком в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства.

        Аудиторские организации также оказывают содействие хозяйственным организациям при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами. Они принимают участие в обсуждении кандидатур возможных партнеров, сборе имеющейся информации об их деятельности, консультируют по правовым и организационно-экономическим аспектам создания совместного предприятия;

  • научное, методическое, информационное обеспечение деятельности предприятий. Эта функция исполняется аудиторскими фирмами на договорной основе с заказчиками и направлена на выполнение научно-исследовательских работ, разработку методических указаний по организации учета, анализа внутреннего аудита, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия;
  • постановка бухгалтерского учета осуществляется в случаях, когда само предприятие-клиент не организовало на должном уровне учет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам. При этом аудитором проводится работа по восстановлению учета по просьбе предприятия на основе имеющейся у него первичной документации;
  • консультационная функция реализуется аудиторскими фирмами в устной или письменной форме за соответствующую плату и проводится по вопросам организации учета, налогообложения, внешнеэкономическим операциям и расчетам, по правовым вопросам, касающимся деятельности предприятий.

         Для налаживания образцового учета и контроля на обслуживаемых предприятиях аудиторские организации должны осуществлять деловое сотрудничество с местными финансовыми, налоговыми, банками и другими государственными контрольными органами [19, c. 820].

        Таким образом, деятельность аудиторских фирм состоит в проведении независимой экспертизы бухгалтерских балансов, финансовой отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета действующим нормативным положениям и указаниям по его ведению, а также в оказании услуг по научному, методическому и информационному обеспечению деятельности контролируемых предприятий и организаций.

 

3.2 Основные принципы проведения аудита

        Основная задача аудита — сбор достоверной информации производственно-финансовой деятельности предприятия и формирование на основе данной информации выводов о финансовом положении предприятия, о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.

        Принципы, регулирующие аудит, делятся на две основные группы. профессиональной этики и методологические принципы. Принципы профессиональной этики в обязательном порядке должны учитываться при проведении аудита.

        Методологические принципы могут носить обязательный и рекомендательный характер. Обязательный или рекомендательный характер регламентируется конкретными стандартами аудита.

        Основными принципами, которыми должен руководствоваться аудитор, являются честность и объективность, независимость; профессионализм и компетентность; конфиденциальность.

       Независимость, честность и объективность. При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц.

Честность должна быть основной чертой характера аудитора, необходимой для профессионального признания. Это качество, на котором основывается доверие заказчика, общества, по которому аудитор должен выверять все свои решения. Честность требует от аудитора соблюдения принципов объективности, независимости и надлежащего внимания [19, c. 823].

      На независимость аудитора влияют ряд объективных факторов. К основным из них относятся: возможность лишиться права работы по специальности из-за нарушения профессиональной этики; потеря репутации; сопротивление любому посягательству на честность и объективность аудитора. Принимая решение о запрете какого-либо типа отношений аудитора с клиентами, необходимо оценивать как размер угрозы для независимости аудитора, так и противодействующие этой угрозе силы.

При проведении аудиторской  проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторских организаций, в которых они работают. ,

Независимость, как правило, утрачивается, и поэтому аудиторская проверка не может проводиться:

аудиторами:

  • являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;
  • состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

аудиторскими  организациями:

  • в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;
  • в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;

аудиторами и  аудиторскими организациями, оказывающими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.

       Независимость имеет особое значение, когда аудитор выражает собственное мнение о финансовом отчете. Поэтому он не должен давать оценку финансовому отчету, когда у него имеются определенные финансовые отношения с клиентами, и когда он фактически участвует в управлении компании клиента или работает под контролем данной компании. Ибо ничто постороннее не должно влиять на суждение аудитора, его мнение должно оставаться независимым. При этом он может оказывать предприятию консультационные услуги в области управления и налогообложения.

       Мнение аудитора по финансовым вопросам не должно зависеть от гонорара, который выплачивает ему клиент. Существует объективная необходимость оплаты труда аудитора посредством гонорара, то есть их отношения реализуются в форме отношений между клиентом и практикующим специалистом (в отличие от оплаты через заработную плату и отношений работодатель — работник).

         Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является штатным сотрудником какого-нибудь государственного органа управления, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает по их указаниям и под их контролем. При проведении аудиторских проверок аудитор не должен выполнять указаний какой-либо политической партии или общественной организации, придающие проверке тенденциозный, целенаправленный характер.

        Объективность выводов основывается на непредвзятом, внимательном изучении состояния дел на предприятии, результатов его производственно-финансовой деятельности, использовании достоверных данных и надежных аналитических методов при проведении экономикою анализа и составлении аудиторского отчета по результатам верки. Таким образом, внимание к интересам клиента не должно мешать исполнению долга аудитора перед обществом, который заключается в сохранении независимости, честности и объективности. Такая двойная ответственность — и перед клиентом, и перед обществом — требует высокого уровня этического сознания и поведения. Доброжелательное отношение к клиентам предполагает отсутствие тенденциозности, которая могла внести элемент предубежденности, и отрицательно отразиться на характере проводимых проверок, а также на взаимоотношениях с клиентами. При оказании консультационной помощи аудитор должен стремиться к максимальной щите интересов клиентов, отыскивать и рекомендовать пути, облегчающие их коммерческую деятельность. Ни в коем случае аудитор не должен превращаться в сборщика отрицательных фактов, разоблачителя и обвинителя. Имеющиеся замечания в адрес клиента должны быть доведены до него в максимально корректной форме как пожелания, советы, рекомендации и т.п. Необходимо помнить о том, то и у клиента, и у аудитора, в конечном счете, одни и те же цели — это эффективное функционирование рыночной экономики.

Аудитор должен быть вежливым и предусмотрительным с клиентом. И хотя такт и дипломатичность очень важны, у клиента должна быть полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам, ни дин профессионал не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение.

       Профессионализм и компетентность. Аудитор должен обладать остаточным уровнем профессиональной компетентности, знаний и навыков для оказания аудиторских услуг [14. С. 11].

        Профессиональная компетентность делится на две стадии: приобретение профессиональной компетентности и поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

        Приобретение профессиональной компетентности предполагает наличие высшего экономического или юридического образования, стажа работы по специальности не менее пяти лет и лицензии па при с занятия аудиторской деятельностью.

        Поддержание профессиональной квалификации аудиторов подразумевает постоянное обновление знаний путем систематического изучения утвержденных и принятых законодательных, нормативных п инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а также посредством участия, в семинарах по различным вопросам финансовой, экономической деятельности.

         Аудитор должен обладать безупречной репутацией, хорошей экономической и юридической подготовкой. Он обязан воздерживаться от любых действий, которые могут подорвать доверие к его профессии.

Аудитор не может оказывать  профессиональные услуги, не зная и  не применяя в процессе аудиторской  проверки необходимых общих и  технических бухгалтерских и аудиторских стандартов. Поскольку общие и технические стандарты не могут охватить все многообразие бухгалтерской проверки, он обязан быть также широко информированным.

Бухгалтерские и аудиторские  стандарты вырабатываются и совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями, и обязанность каждого аудитора — всегда быть на уровне самых современных требований.

     Аудитор не должен совершать действия, дискредитирующие его профессию.                 

    К таким действиям относятся:

  • отказ возвратить бухгалтерскую документацию и учетные записи клиента по его требованию (даже если клиент не выплатил вознаграждение);
  • дискриминация в профессиональной деятельности по расовому признаку, цвету кожи, вероисповеданию, полу или национальности;
  • несоблюдение аудиторских стандартов и норм при выполнении аудиторской проверки, когда клиент вправе ожидать выполнения таких стандартов и норм;
  • внесение (или разрешение на внесение) фиктивных и неточных записей в бухгалтерские счета и финансовые отчеты.

Информация о работе Принципы организации аудита