Принципы организации аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 4.docx

— 100.30 Кб (Скачать файл)

Использование членами акционерного общества, учредителями, банками, финансовыми  налоговыми органами, другими юридическими и физическими лицами подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или иного предприятия (фирмы).

         Практически могут возникать конфликтные ситуации (приукрашивание финансового положения предприятия или фирмы) между составителями информации и ее пользователями, что также вызывает необходимость независимого контроля (аудита).

         Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи информации (учредители, акционеры) часто не имеют доступа для непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами.

Учетная информация имеет  большие экономические последствия. Для избежания риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и объективной. Независимый аудит позволяет успешно решить и такую задачу[19, c. 823].

      Основными задачами внешнего аудита являются:

  • проверка и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
  • оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству и нормативным актам Республики Беларусь;
  • определение уровня организации бухгалтерского учета, его качество, правильность составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность и ее результаты;
  • проверка правильности исчисления себестоимости продукции, расчета прибыли и ее распределения;
  • проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;
  • проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и результатов покупки и продажи валюты на валютных аукционах;
  • содействие субъектам хозяйствования при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами: участие в обсуждении кандидатур возможных партнеров;
  • подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектов хозяйствования;
  • оказание помощи в подъеме эффективности деятельности клиентов, защите интересов собственников и государства;
  • представление возможности аудитору высказать свое мнение по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;
  • составление деклараций о доходах и финансовой отчетности;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • оценка активов и пассивов предприятия;
  • консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;
  • постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам организации учета, налогообложения, расчетов;
  • обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами, издаваемыми законодательными и правительственными органами;
  • организация правильного бухгалтерского учета у предприятий-клиентов в случаях, когда само предприятие не в состоянии организовать учет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам;
  • восстановление учета на основе предоставленной ими первичной документации;
  • установление деловых связей с родственными аудиторскими фирмами с целью обмена опытом, проведения совместных мероприятий и подготовки совместных методических материалов.

      Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы предприятия. Внешние аудиторские службы в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля [19, c. 810].

       Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятия (фирмы). Его цель — совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

       В процессе внутреннего контроля также проверяется, насколько проведенные хозяйственные операции соответствуют требованиям нормативных документов по ведению бухгалтерского учета.

  • Органами внутреннего аудита являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы предприятий и организаций. Они выполняют следующие основные функции:

          проверку состояния экономики подведомственных предприятий,                              организаций и учреждений;

  • анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
  • проверку соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;
  • упрощение структуры и удешевление управленческого аппарата;
  • контроль за сохранностью имущества предприятий;
  • выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач,  излишков, бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующим данным нарушениям;
  • контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.

      Для выполнения данных функций в каждом министерстве и ведомстве организована контрольно-ревизионная работа, связанная с планированием и практическим осуществлением ревизий и проверок, принятием соответствующих решений, осуществлением последующего контроля за их реализацией, проведением инструктажа и совещаний по вопросам экономического контроля, подготовкой и повышением квалификации кадров внутреннего аудита, разработкой мероприятий по предупреждению нарушений законов и нормативах актов, а также повышению эффективности использования производственного потенциала. Осуществление контрольных функций внутренними аудиторами регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами и ведомствами.

Внутренний аудит за производственной и финансово-коммерческой деятельностью предприятий, организаций и учреждений осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штатах контрольно-ревизионных подразделений соответствующих министерств и ведомств, численность которых устанавливается исходя из количества подведомственных предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых подлежит проверке.

       Внутренний аудит — это необходимый элемент управленческого контроля на средних и крупных предприятиях. И если внутренний аудит функционирует эффективно, его материалы без проведения детальной проверки могут быть использованы внешним аудитором. Если же внутренний аудит неэффективен, внешний аудитор может дать совет по усовершенствованию его работы [19, c. 811].

       Доверие, оказываемое внутреннему аудитору внешним аудитором, стимулирует его профессионализм и деятельность внутренних аудиторов для эффективного ведения бизнеса, сохранности активов.

Данное доверие позволяет  внешним аудиторам снизить затраты  времени на проверку. Однако такое  доверие не подразумевает разделения или уменьшения ответственности внешнего аудитора за достоверность и точность аудиторского заключения.

        Внешний аудитор не может в полном объеме доверять внутреннему аудитору, так как последний является структурным подразделением собственника. Внутренний аудит использует совокупность методов и процедур, разработанных менеджментом субъекта хозяйствования для содействия в эффективном ведении бизнеса.

        Целями внутреннего аудита в отношении учета являются: ограничение доступа к активам предприятия; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета совершаемых на предприятии хозяйственных операций; правильность формирования финансовой информации. Поэтому основными аудиторскими процедурами являются арифметическая проверка, встречная проверка, взаимный контроль документов, инвентаризации, анализ финансовых результатов.

        Внешний аудитор при оценке степени доверия внутреннему аудиту должен учитывать:

  • цели, масштаб деятельности и организационный статус отдела внутреннего аудита;
  • квалификацию персонала, его профессионализм и порядок найма его на работу; наличие практического опыта, специальных знаний и навыков;
  • порядок планирования, документирования и анализа работы от-а внутреннего аудита;
  • Наличие технической и методической базы отдела внутреннего уди га (справочники, руководства, нормативная литература);
  • степень самостоятельности внутренних аудиторов в вопросах планирования и непосредственного осуществления работ;
  • степень свободы в общении с руководством предприятия и с внешними аудиторами;
  • организацию системы отчетности внутренних аудиторов, качество отчетов, их результативность и внедрение их рекомендаций в работе предприятия.

      Внешний аудитор в своей документации отражает результат исследования внутреннего аудита и, опираясь на его доверие, должен прийти к собственному заключению о соблюдении общепринятых принципов учета, правдивости и объективности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности субъекта хозяйствования.

       Аудит в зависимости от решаемых задач и поставленной цели подразделяется на финансовый аудит, согласованный или регулярный аудит, управленческий аудит и общественный аудит.

        Финансовый аудит — проверка бухгалтерского баланса и финансовой отчетности на достоверность и объективность содержащейся в них информации. При этом должно быть проверено соответствие всех документов, отражающих хозяйственные и финансовые операции требуемым стандартам, установленным положениям и нормативам. Осуществляется в основном внешними аудиторами.

       Согласованный или регулярный аудит осуществляется по требованию руководства предприятия для получения информации о соблюдении конкретных процедур, норм или правил деятельности. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

        Управленческий (или производственный) аудит используется тя проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

       Общественный аудит (проверка) предназначен для сбора и публикации обширной информации для широкой общественности. Тане проверки могут осуществляться по заданиям различных общественных организаций и фондов (охране окружающей среды, определению минимальной потребительской корзины т.д.). Аудит может быть добровольным и обязательным. Добровольный аудит проводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента [19, c. 808].                                                                    Обязательный аудит предусматривается действующим законодательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внешнего аудитора для подтверждении достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. Ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат: коммерческие банки, страховые компании, предприятия с иностранными инвестициями; товарные и фондовые биржи; банки и небанковские финансовые организации, а также организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам, деятельность инвестиционного фонда, депозитария; открытые и закрытые акционерные общества.

 

2.2. Стандарты аудита

        В 1948 г. члены Американского института присяжных бухгалтеров одобрили и приняли десять положений под названием "общепринятые стандарты аудиторской деятельности", с тех пор данные положения существенно не менялись и лежат в основе стандартов, разработанных Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров, осуществляющей разработку рекомендаций по их применению.

        Международные аудиторские стандарты предусматривают описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок вне зависимости от условий и целей аудита.

         Международные аудиторские стандарты носят рекомендательный характер, они определяют профессиональные нормы и правила. Аудитор имеет возможность отступления от данных норм в случаях, когда это необходимо для более эффективного достижения целей аудита.

         Стандарты аудита позволяют строить аудиторскую деятельность по требованиям международной аудиторской практики и требуют от аудиторов высокого профессионализма, способствуют повышению эффективности аудиторской работы [19, c. 804].

         Аудиторские стандарты подразделяются на три группы: общие стандарты аудита; стандарты практической работы; стандарты составления отчета.

         Общие стандарты аудита предусматривают следующие основные положения:

   1. Проверка должна проводиться лицом пли липами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение аудиторской деятельности. Так,. в соответствии с международными стандартами аудитору следует воздержаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетенции. Аудитор должен использовать новейшие достижения в теории и практической деятельности предприятия. Независимо от характера провесной проверки, она должна осуществляться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности поставленных задач.

         Аудитор должен иметь высокую профессиональную подготовку опыт практической работы, поэтому для назначения на должность аудитора установлен максимальный образовательный ценз. Аудитор должен постоянно повышать свое профессиональное мастерство.

Высокопрофессиональный  аудитор знает теорию и практику аута, имеет определенный уровень подготовки, опыт и квалификацию, необходимые независимому аудитору, он может распознать нарушения установленных норм и должен быть информирован о последних исследованиях, касающихся выявления этих нарушений.

Информация о работе Принципы организации аудита