Принятие краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Сегодня трудно представить компанию, которая не старается увеличить объемы продаж, которую не интересуют вопросы повышения прибыли и которой полностью безразлична «погода» в том секторе рынка, где работают ее люди и деньги. Законы современного бизнеса не прощают ни головокружения от однажды достигнутого успеха, ни «бега не месте», ни малейшей потери бдительности по отношению к множеству конкурентов. Бизнес – это непрерывное движение вперед, к новым и новым целям, это путь от одной покоренной вершины к другой. Одни компании проходят эту сложную трассу успешно, другие оказываются в пропасти. Как не попасть в число сошедших с дистанции и настроить «экономику» своего предприятия на новые достижения в бизнесе?

Файлы: 1 файл

prinyatie-kratkosrochnyh-resheni_.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Анализ безубыточности.

 Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, то есть предприятие не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

 В системе бухгалтерского  управленческого учета для вычисления  точки безубыточности применяются  три метода:

-Математический (метод уравнений);

-Метод маржинального дохода (валовой прибыли)

-Графический метод

 

Математический метод (метод уравнений). Для вычисления точки безубыточности с начала записывается формула расчета прибыли предприятия.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – переменные расходы – Постоянные расходы = прибыль

Или

Цена единицы продукции * Х – переменные расходы *Х – Постоянные расходы = Прибыль.

Где Х – объем реализации в точке безубыточности в штуках.

Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (Х) а правая часть – Прибыль – приравнивается к нулю, (поскольку цель данного расчета – в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

Х*(цена единицы продукции – переменные расходы на единицу продукции) – постоянные расходы =0

При том в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход это разница между выручкой от реализации продукции ( работ, услуг, товаров) и переменными издержками) далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

Х = Постоянные расходы / маржинальный доход на единицу продукции, в штуках.

Маржинальный метод является альтернативным математическому методу.

В состав маржинального дохода входит прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Альтернативная формула расчета имеет вид

Маржинальный доход – постоянные издержки = прибыль.

Поскольку в точке равновесия прибыли нет формула преобразуется следующим образом:

Маржинальный доход на единицу продукции * объем реализации (в штуках) = постоянные издержки

Или

Точка безубыточности = постоянные издержки/маржинальный доход на единицу продукции (в штуках)

Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от реализации, то есть определение маржинального дохода в процентах от выручки, для этого выполняют следующий расчет:

Маржинальный доход (в рублях) / выручку от реализации (в рублях) * 100%

Таким образом запланировав выручку от реализации продукции можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.

Графический метод.

Точку безубыточности можно определить воспользовавшись данным методом.

График состоит из двух прямых – прямой описывающей поведение совокупных затрат (У1) и прямой отражающей поведение выручки от реализации продукции (работ, услуг, товаров) (У2), в зависимости от изменения объемов реализации.

На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат – расходы и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

Пример нахождения точки безубыточности указанными методами рассматривается на примере сквозной задачи (см. ниже).

 

А сейчас я хочу привести на примерах предложенных в различных учебных пособиях варианты принимаемых краткосрочных управленческих решений на основе данных управленческого учета.

 

  1. Принятие решений по ценообразованию

Особое значение среди целей Управленческого учета имеет установление цены на продукцию. Определяя цены в условиях рыночных отношений, нельзя подходить к этому процессу от затратного метода (как при командно-административном управлении). Необходимо анализировать положение на рынке в целом, в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер должен, в первую очередь, определить, будет ли спрос на его продукцию по такой цене.

В Управленческом учете используются понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию товара. Этот предел соответствует полной себестоимости.

Краткосрочный нижний предел цены – цена, которая может покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».

Пример. Предприятие производит калькуляторы и продает их оптом по цене 200 руб. за штуку.  Прямые материальные затраты – 40; прямые трудовые – 60; переменные косвенные расходы – 20; постоянные косвенные – 50; издержки обращения (переменные) – 10; издержки обращения (постоянные) – 5. Итого 185 руб.

Производственная мощность предприятия – 15000 штук  месяц. Фактический объем производства за месяц – 10000 шт. Мощности загружены не полностью, имеются резервы дальнейшего наращивания. Предприятие получает предложение выпускать дополнительно 1000 шт. по цене 170 руб. Стоит ли принимать такое решение?

На первый взгляд должен последовать отрицательный ответ, т.к. цена ниже себестоимости.

Но т.к. речь идет о дополнительном  заказе, все постоянные расходы уже учтены калькуляций фактического выпуска 10000 изделий, т.е. заложены в себестоимость и цену производственной программы предприятия. В рамках краткосрочного периода постоянные расходы неизменны.

Принимая решение в отношении дополнительного заказа, предполагаемую цену необходимо сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью. В данном случае переменные издержки – 130 рублей, цена - 170. Следовательно, поступившее предложение выгодно предприятию, и каждый калькулятор принесет прибыль – 40 рублей.

 

 

  1. Планирование ассортимента продукции

 

Перед предприятием, производящим не один вид продукции, стоит задача не только определения оптимального объема производства (анализ безубыточности), но определения ассортимента реализуемой продукции.

Рассмотрим на примере.

Предприятие производит продукцию четырех наименований: А, Б, В, Г. Цена соответственно: 38; 25; 44; 58. Информация о расходах на предстоящий месяц:

 

 

 

 

расходы

а

б

в

Г

Прямые (переменные) расходы на единицу продукции по видам изделий – всего, в т.ч.

35

23

42

54

основные материалы

11

8

25

30

заработная плата ОПР с начислениями

8

5

8

8

транспортные расходы

6

5

4

4

погрузочно-разгрузочные расходы

5

3

2

7

налоги

3

1,5

2

3

прочие

2

0,5

1

2

Косвенные (постоянные) расходы на весь объем реализации – всего (тыс. руб.), в т.ч.

1800

заработная плата ИТР и МОП

1250

командировочные расходы

300

проценты по кредиту

200

прочие общехозяйственные расходы

50


 

Структура предполагаемой реализации изделий на основе исследования рынка:

А – 42%, Б – 13%, В – 20%, Г – 25%.

Предприятие желает получить прибыль – 800 тыс. рублей.

  1. в соответствии с предполагаемой долей каждого изделия постоянные расходы будут распределены следующим образом (тыс. рублей):

А – 1800*0,42=756; Б – 234; В – 360; Г – 450.

  1. желаемая прибыль будет распределена так:

А – 800*0,42=336; Б – 104; В – 160; Г – 200.

Руководству нужно знать, сколько единиц каждого изделия необходимо продать, чтобы получить эту прибыль. Для каждого вида изделий составим уравнение:

А -  38х – 35х – 756000=336000;

3х=1092000

х=364 тыс. шт.

Б - 25х – 23х – 234000=104000;

2х= 338000

х=169 тыс. шт.

В – 44х – 42х – 360=160;

2х=520

х=260 тыс. шт.

Г – 58х – 54х – 450=200;

4х=650

х=162,5 тыс. шт.

Затем необходимо проанализировать рентабельность производства отдельных видов продукции запланированной производственной программы. 

Рентабельность – соотношение прибыли и полной себестоимости. Поэтому необходимо рассчитать полную себестоимость, а значит распределить накладные расходы. Базой распределения накладных расходов будет стоимость основных материалов, т.к. они имеют наибольший удельный вес в прямых затратах на производство изделия.

На долю изделия А будет приходится постоянных затрат в сумме:

1800*11/(11+8+25+30)=1800*11/74=267,568 руб. Ожидаемый  объем производства – 364000 ед., следовательно, косвенные расходы в расчете на одно изделие – 0,74 руб.

На долю изделия Б будет приходится постоянных затрат в сумме:

1800*8/74=194595 руб. Ожидаемый объем производства  – 169000 ед., следовательно, косвенные расходы в расчете на одно изделие – 1,15 руб.

На долю изделия В будет приходится постоянных затрат в сумме:

1800*25/74=608108 руб. Ожидаемый объем производства – 260000 ед., следовательно, косвенные расходы в расчете на одно изделие – 2,34 руб.

На долю изделия С будет приходится постоянных затрат в сумме:

1800*30/74=729730 руб. Ожидаемый объем  производства – 162500 ед., следовательно, косвенные расходы в расчете на одно изделие – 4,49 руб.

Расчет полной себестоимости и рентабельности единицы изделия:

Показатели

А

Б

В

Г

1

Прямые (переменные) затраты, руб.

35

23

42

54

2

Косвенные (постоянные) затраты, руб.

0,74

1,15

2,34

4,49

3

Полная себестоимость, руб.

35,74

24,15

44,34

58,49

4

Цена, руб.

38

25

44

58

5

Прибыль, руб.

2,26

0,85

-0,34

-0,49

6

Рентабельность, %

6,3

3,5

-0,8

-0,8


Выполненные расчеты свидетельствуют об убыточности производства изделия В и Г. Изделия А и Б обеспечат совокупную прибыль – 966290 (2,26*364=822640 и 0,85*169=143650), а товары В и Г принесут убытки – 168025 (88400 и 79625). Совокупная прибыль составит около 798265 рублей. Такой вывод следует из калькулирования полной себестоимости продукции.

Как оптимизировать производственную программу?  Что последует, если для улучшения финансового положения  снять с производства, например, изделие Г?

Независимо от сокращения объемов производства постоянные расходы останутся на прежнем уровне – 1800 руб. Распределив их между оставшимися изделиями по тому же принципу и скалькулировав полную себестоимость, получим:

 

Показатели

А

Б

В

1

Прямые (переменные) затраты, руб.

35

23

42

2

Косвенные (постоянные) затраты, руб.

1,24

1,94

3,93

3

Полная себестоимость, руб.

36,24

24,94

45,93

4

Цена, руб.

38

25

44

5

Прибыль, руб.

1,76

0,06

-1,93

6

Рентабельность, %

4,8

0,24

-4,2


Из таблицы видно, что финансовые результаты значительно ухудшились. Рентабельность товаров А и Б снизилась и возросла убыточность В. Эта производственная программа позволит получить прибыль 148980 (640640+10140-501800)

Следовательно, принятое управленческое решение было неверным, и снятие с производства изделия Г не только не улучшит финансовое положение, но и приведет к снижению прибыли, при этом произойдет снижение рентабельности по всем позициям производственной программы.

Целесообразность снятия с производства изделия можно определить по системе директ-костинг. Если продукция носит положительный маржинальный доход, то прекращение его производства может ухудшить финансовое положение. Такой вопрос решать калькулированием полной себестоимости нельзя.

Информация о работе Принятие краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета