Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа
Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки операций на расчетном счете и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
При изучении указанной темы были поставлены следующие задачи:
• изучить источники информации, цели, задачи аудита;
• определить законодательные и нормативные акты, с помощью которых проводится аудит операций на расчетном счете и прочих счетов в банке;
• описать порядок формирования отчета о движении денежных средств;
• разработать рекомендации по результатам аудиторской проверки.
Перед началом проведения
аудиторской проверки экономический
субъект отправляет аудиторской
организации письмо-
ООО «Райдонс» направило ООО «Аудитор» письмо - предложение на проведение аудита.
Образец письма-предложения представлен в Приложении 2.
2.2 Оценка эффективности системы бухгалтерского учета.
Для того чтобы аудиторской организации согласиться на проведение аудита, необходимо оценить стоимость аудиторской проверки.
ООО «Райдонс» требуется провести обязательный аудит.
Для предприятия ООО «Райдонс» стоимость аудиторских услуг составит:
Ц = (500 х 35 х 3) х (1+0,80) х 1,001 х 1,2 = 113 513 руб.
В том числе НДС 18 919 руб.
Форма оплаты аванс + расчет. Цена исчислена исходя из трудоемкости аудиторских процедур.
Образец договора о проведении аудиторских услуг представлен в Приложении 3.
Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор оценил надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета предприятия, а также аудиторский риск - вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор рассчитал уровень существенности - предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности - и определил взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывалось аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.
Рассчитаем уровень
Уровень существенности определяется исходя из определенных долей от базовых показателей: баланса или показателей бухгалтерской отчетности.
Для нахождения существенности используем таблицу 1.
Таблица 1. - Определение уровня существенности
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности (тыс.руб.) |
Доля, % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности |
|
Прибыль до налогообложения |
426 |
5 |
21 |
|
Объем продаж |
38929 |
2 |
779 |
|
Валюта баланса |
13966 |
2 |
279 |
|
Собственный каптал |
4460 |
10 |
446 |
|
Общие затраты организации |
43527 |
2 |
870 |
|
В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности ООО «Райдонс». Показатели в столбце 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы ООО «Аудитор» и применяются на постоянной основе. Столбец 4 получаем умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(21+779+279+446+870) / 5 = 479 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(479- 21) / 479 х100% = 95,62%,
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(870 - 479) / 479 х 100% = 81,63 %
Оба значения отличаются от среднего ненамного, поэтому оба значения оставляем.
Полученную среднюю величину округляем и получаем 500 тыс. руб. Различия между значениями уровня существенности до и после округления составляет: (500-479)/479х100%=4,3%, что находится в пределах 20%. Таким образом, при проведении аудиторской проверки уровень существенности не должен превышать 4,3%. Данный показатель используем в качестве значения уровня существенности.
Аудиторский риск состоит из основных компонентов:
- внутрихозяйственный риск;
- риск средств контроля;
- риск необнаружения.
Аудиторский риск рассчитывается по формуле:
Ра =Рв х Рк х Рн,
где Ра - аудиторский риск;
Рв - внутрихозяйственный риск;
Рк - риск средств контроля;
Рн - риск необнаружения.
Выделяют несколько методов оценки внутрихозяйственного риска.
Первый и наиболее распространенный - аудитор дает оценку приблизительно, без конкретных цифровых расчетов, полагаясь больше на интуицию.
По второму методу оценка дается на основании тест-анкеты, в которой сопоставляется информация о состоянии дел как на предприятии, так и в отрасли в целом. Каждому фактору присваивается определенное количество баллов (от 0 до 5). После проведения тестирования полученные результаты суммируются и на основании формулы: 100% - (сумма баллов / 5) определяется величина риска.
Третий метод также основан на данных тест-анкеты. Речь идет о присвоении каждому вопросу соответствующей категории - 1, 2 или 3-й. Величина риска определяется в зависимости от суммы набранных баллов по всем положительным ответам. Необходимо добавить, что сумма баллов для определения интервала рассчитывается путем деления максимально возможного количества ответов на количество распределения уровней риска, т.е. на три - низкий, средний, высокий.
Мы будем рассчитывать внутрихозяйственный риск по второму варианту, на основании тест-анкет. Для этого заполним таблицу 2 и 3.
Таблица 2. - Оценка ведения учета
Показатель |
Оценка (0-10) |
Предварительная оценка образования, опыта и квалификации персонала бухгалтерии |
3 |
| |
Повышение квалификации, своевременность реагирования на изменения в законодательств |
3 |
Отсутствие чрезмерной загруженности персонала бухгалтерии |
3 |
Отсутствие текучести персонала бухгалтерии |
4 |
Выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей |
5 |
Принятие мер по сохранности учетных документов |
4 |
Оценка надежности программного обеспечения |
5 |
Итого |
27 |
Для того чтобы заполнить строку 7 «Оценка надежности программного обеспечения» необходимо заполнить таблицу 3.
Таблица 3 заполняется следующим образом: при положительном ответе показателю присваивается значение 1, при отрицательном - 0. Затем полученные оценки суммируются и итоговая сумма заносится в строку 7 таблицы 3.
Таблица 3. - Оценка надежности программного обеспечения
Показатель |
Оценка (0-1) |
Наличие прав на используемое программное обеспечение |
1 |
Комплексность программного обеспечения (единое для всех участков учета) |
1 |
Автоматическое составление отчетности |
1 |
Уровень компьютерной грамотности пользователей |
1 |
Наличие программиста (системного администратора) |
0 |
Наличие контроля доступа к учетной информации |
0 |
Наличие паролей, защиты доступа к информации |
0 |
Своевременность проверок на наличие вирусов |
0 |
Своевременность обновления антивирусных программ |
0 |
Своевременность сохранения информации |
1 |
Итого |
5 |
Вероятность внутрихозяйственного риска рассчитывается по формуле:
Рв = 1 - Ов / Овmax,
где Рв - внутрихозяйственный риск;
Ов - фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы;
Овmax - максимальное количество баллов учетной системы.
Рв = 1 - 27 / 70 = 0,6143
Для оценки риска средств контроля заполним таблицу 4.
Таблица 4. - Оценка средств внутреннего контроля
Показатель |
Оценка (0-10) |
Наличие службы внутреннего контроля |
0 |
Наличие полномочий и возможностей для выполнения контрольных обязанностей |
3 |
Независимость должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля |
5 |
Достаточность количества должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля, предварительная оценка их профессионального уровня |
5 |
Осуществление постоянного контроля за отражением в учете нетипичных операций |
4 |
Наличие документального оформления планирования и выполнения контрольных процедур |
6 |
Регулярность и детальность составления отчетов по выявленным нарушениям |
5 |
Оценка действий руководства по исправлению обнаруженных недостатков |
7 |
Оценка взаимодействия с внешними аудиторами |
3 |
Итого |
38 |
Вероятность риска средств контроля определяем по формуле:
Рк = 1- Ок / Ок max,
где Рк - риск средств контроля;
Ок - фактическое количество баллов по результатам теста системы внутреннего контроля;
Ок max - максимальное количество баллов теста системы внутреннего контроля.
Рк = 1 - 38 / 90 = 0,5778.
Для определения вероятности риска присутствия ошибки в процентах полученный результат следует умножить на 100.
На основании риска присутствия ошибки рассчитывается риск необнаружения по формуле:
Рн = Ра х Ро,
где Рн - риск необнаружения;
Ра - аудиторский риск;
Ро - риск присутствия ошибки.
Величина аудиторского риска определяется до начала проверки. Мы используем аудиторский риск равный 5% (0,05).
Для расчета риска присутствия ошибки заполним таблицу 5.
Таблица 5. - Оценка риска присутствия ошибки
Показатель |
Оценка |
Итоговое количество баллов оценки ведения учета |
27 |
Максимальное количество баллов оценки ведения учета |
70 |
Оценка внутрихозяйственного риск |
0,6143 |
Итоговое количество баллов оценки средств внутреннего контроля |
38 |
Максимальное количество баллов оценки средств внутреннего контроля |
90 |
Оценка риска внутреннего контроля |
0,5778 |
Оценка риска присутствия ошибки (Рв х Рк) |
0,3549 |
Оценка общего аудиторского риска согласно правилам, установленным в аудиторской организации |
0,05 |
Оценка риска необнаружения (Ра / Ро) |
0,1409 |
Рассчитанный риск необнаружения (14,09%) характеризует максимальный процент ошибок, которые аудитор может пропустить, не допуская превышения значения общего аудиторского риска.
Риск присутствия ошибки больше 33 %, однако меньше 67%, а риск необнаружения меньше 15,15%, но больше 7,46%, что означает, что риск необнаружения является средним.
Если бы уровень существенности был ниже 159700 тыс. руб., тогда аудиторский риск был выше своего значения, и наоборот. Соответственно, чтобы уменьшить аудиторский риск, можно увеличит уровень существенности.
После того, как оценен уровень
существенности, рассчитан аудиторский
риск, аудиторская организация
2.3. Разработка плана и программы аудита денежных средств
Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).
Аудитор составил и документально оформил общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита может меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности нашего предприятия , сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. Приложение 5.
Информация о работе Программы проведения аудиторской проверки операций на расчетном счете