Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.
Цели и задачи определяют структуру данной дипломной работы, которая состоит из трех частей. В первой части проанализирован мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения и развитие упрощенной системы налогообложения как специального режима в российских условиях. Вторая часть посвящена анализу упрощенной системы налогообложения в РФ на современном этапе, здесь также выявляются достоинства и недостатки этой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения
1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН
2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
3.1 Оптимизация системы УСН
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

уп готовый.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют  следующие системы налогообложения  субъектов малого бизнеса, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

1.Общеустановленная система  налогообложения, предусматривающая  уплату субъектами малого предпринимательства  совокупности установленных законодательством  о налогах и сборах федеральных,  региональных и местных налогов  и сборов.

2.Специальные налоговые  режимы, учета и отчетности для  субъектов малого бизнеса, применяются  по выбору субъекта малого  бизнеса, т.е. в добровольном  порядке.

Упрощенная система налогообложения  относится к виду специальных  налоговых режимов. 

 

1.2 Мировой опыт  применения упрощенной системы  налогообложения 

 

Основной подход к налогообложению  малого бизнеса в развитых странах  заключается в введении для этой категории предприятий особых режимов налогообложения.

С теоретических позиций  налоговеды выделяют два типа таких режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные модификации и смешанные формы.

В чистом виде первый тип  налогообложения предусматривает  сохранение для малых предприятий  всех видов налогов при одновременном  упрощении порядка их расчетов (включая  упрощенные методы определения налоговой  базы и методы ведения учета) и  взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).

Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика  на основании косвенных признаков  и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько  традиционных налогов.

В налоговой практике развитых стран гораздо чаще применяется  упрощенное налогообложение. Вмененное  налогообложение в чистом виде используется реже, хотя во многих странах оценка налоговой базы, по аналогии с другими  налогоплательщиками, применяется  в тех случаях, когда налоговая  администрация имеет основания  сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

Возможны различные варианты установления базы упрощенного налогообложения  для малого предпринимательства.

Теоретически одной из самых привлекательных форм налогообложения  является использование налогов  «cash-flow», то есть налогов на потоки денежных средств. Эти налоги по существу являются налогами на потребление. Исследователями подчеркиваются такие черты налогов на потоки денежных средств, как простота их определения и ясность, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также (оспариваемая некоторыми исследователями) легкость администрирования.

Принято выделять три типа налогов «cash-flow», R, RF и S , в зависимости от базы налогообложения.

В случае R-налога базой является чистый поток реальных трансакций в  денежном выражении, то есть разница  выручки от реализации и стоимости  используемых в производстве факторов.

RF-налог отличается от R-налога тем, что в его базу  включается еще и разница между  полученными займами и выплаченным  долгом и разность полученных  и уплаченных процентов. 

Наконец, S-налогом облагаются чистые потоки средств от предприятия  акционерам, то есть сумма выплаченных  дивидендов и выкупленных акций  за вычетом новых выпусков акций. Если единственным налогом на предприятия  является налог «cash-flow», то отличие RF-налога от S-налога в том, что база первого включает величину налога, а второго – нет.

Простейшей для вычисления и поэтому особенно привлекательной  при налогообложении малого предпринимательства  выглядит база R-налога. Эта база налогообложения  эффективна и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в других странах. Например, многие консультанты или  предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом на предпринимательский  доход как индивидуумов. Такое  налогообложение по американским правилам предусматривает базу налога, эквивалентную  базе налога на поток наличности.

База потока наличности является относительно сложной, потому что при  ее исчислении заработная плата должна отделяться от прибыли. Но она позволяет  разделить налог на зарплату с  налогами на доход от капитала, что  является важным для определения  величины социальных выплат, которая  определяется на базе заработной платы. При этом такой налог не имеет  искажающего воздействия на инвестиционные решения.

Налогом может облагаться и валовая выручка. Такую базу проще рассчитывать, потому что не нужно оценивать стоимость факторов. То есть налоговая администрация  может контролировать только стоимость  выпуска. Издержки такого подхода заключаются  в том, что это налог с оборота  по реализации, он включается в издержки производства, и, следовательно, экономически неэффективен, так как издержки производства в этом случае искажаются. Следует  оговорить, что обычно налог от выручки  используется в качестве вмененного налога, заменяющего налог на доход.

Выбор базы налогообложения  зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малый бизнес, а также соображений администрирования. База потока наличности является лучшей, если налог заменяет налог на прибыль, а налогоплательщикам позволяют быть плательщиками налога на добавленную стоимость на добровольной основе. Базу валовой выручки нужно использовать только тогда, когда преобладают соображения администрирования.

Рассмотрим теперь опыт отдельных  стран в применении упрощенных систем налогообложения.

Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов  для малых предприятий.

Наиболее упрощенная схема  налогообложения предусмотрена  для микропредприятий. Такие предприятия не подают декларации о налоге на добавленную стоимость, однако выплачивают подоходные налоги, уровень которых также зависит от рода деятельности (торговые операции, услуги и прочие виды деятельности). На микропредприятии ведется лишь учет закупок и финансовых поступлений, а также составляются формальные счета на НДС, в которых, впрочем, указывается, что НДС не взимается.

Упрощенный налоговый  режим применяется по отношению  к малым и средним предприятиям. Налогооблагаемый доход в данном случае представляет собой разницу  между фактическим доходом и  расходами предприятия. Форма отчетности при упрощенном налоговом режиме также является упрощенной - малые  и средние предприятия представляют в налоговые органы основные данные о своем балансе, основных фондах, размере инвестиций и финансовых результатах деятельности. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг, могут  несколько снизить свой налогооблагаемый доход, если они согласятся на проверку своей деятельности официальным  аудитором.

Малые и средние предприятия, имеющие статус юридического лица и  принадлежащие физическим лицам, уплачивают подоходный налог по ставке 19% (стандартный налог во Франции составляет 33%). Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие. Такие предприятия также уплачивают и НДС, однако они делают это не ежемесячно, как остальные предприятия, а ежеквартально.

В Великобритании предприятия, ежегодный доход которых менее 15 000 фунтов стерлингов, заполняют только простую налоговую декларацию без  подробных данных о своей деятельности или активах/обязательствах. В стране действует прогрессивная шкала  подоходного налогообложения: ставка 10% распространяется на лиц и товарищества с ежемесячным доходом до 1520 фунтов стерлингов, 22% - с доходом от 1521 до 28400 фунтов стерлингов,40% - с доходом  свыше 28400 фунтов стерлингов. Аналогичная  система распространяется и на корпорации (10% - при доходе до 10000 фунтов стерлингов, 20% - при доходе от 10001 до 50000 фунтов стерлингов и т. д.).

В Голландии предприятия, налогооблагаемый доход которых  не превышает 50 000 гульденов (с соответствующим  пересчетом в евро), уплачивают подоходный налог по ставке 30%; если же такой  доход превышает 50 000 гульденов - по ставке 35%. Налогооблагаемый доход уменьшается  за счет инвестиций в некоторые капитальные  активы. Правительство также поощряет научно-исследовательскую деятельность предприятий: в том случае, если компания принимает на работу сотрудника для  проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, то она получает право на уменьшение налогов на фонд заработной платы. Объектом особого льготного налогообложения  являются вновь создаваемые предприятия.

Специальная личная льгота, снижающая налогооблагаемый доход, предоставляется индивидуальным предпринимателям. Размер этой льготы изменяется в зависимости  от величины полученной предпринимателем налогооблагаемой прибыли. Предприниматель, супруга (супруг) которого работает на данном предприятии, имеет еще одну налоговую льготу.

В Швеции малые предприятия  представляют упрощенную налоговую  декларацию, используют кассовый метод  учета доходов и обязаны зарегистрироваться только в налоговой инспекции. Малые  предприятия с доходом менее $110000 могут подавать налоговую декларацию только раз в год, а не ежемесячно, как предприятия с большим  доходом.

В тоже время в Соединенных  Штатах Америки отсутствуют какие-либо особые налоговые режимы для малых  и средних предприятий. Все предприятия  обязаны вести полный и тщательный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли для целей  налогообложения. Однако в законах  о подоходном налоге имеется ряд  специальных положений о малых  предприятиях, которые позволяют  упростить процедуру учета и  отчетности.

Рассмотрим теперь опыт применения упрощенных систем налогообложения в странах бывшего СССР.

В Литве метод налогообложения  малых и средних предприятий  зависит от статуса налогоплательщика (юридическое или физическое лицо) и, в некоторых случаях, от вида деятельности.

Стандартный подоходный налог  с юридических лиц составляет 29% от чистой налогооблагаемой прибыли. Малые предприятия, валовой доход  которых составляет менее $25 000 в  год, платят подоходный налог по ставке 15%. При этом на малом предприятии  должно быть не более 50 работников, а  его деятельность должна быть не связана  с производством и реализацией  алкогольной продукции, нефти и  продукции нефтепереработки, продовольствия и ряда других товаров. Юридические  лица, работающие в области сельскохозяйственного  производства, имеют возможность  платить налог на прибыль по ставке 10%.

Физические лица-предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  лицензии, платят только личный подоходный налог по ставке 29%. Предприниматели, занимающиеся некоторыми видами деятельности и не использующие наемную рабочую  силу, должны приобретать лицензию, плата за которую заменяет личный подоходный налог. В этом случае они  платят НДС платежи в социальные фонды. Лицензионный режим распространяется на производство и продажу одежды, туризм, кустарное производство, парикмахерские и фотографические услуги, торговлю из киосков, с повозок, на открытых рынках, перевод с иностранных языков, профессиональный спорт и др. Если в период действия лицензии валовой доход налогоплательщика в результате его лицензированной деятельности составит более $25000, то ему потребуется получение дополнительной лицензии, которая стоит почти вдвое дороже обычной.

Для ведения бухгалтерского учета налогоплательщики обязаны  иметь книги учета доходов  и расходов, а также книги регистрации  потоков денежных средств.

Налогоплательщики (физические и юридические лица), годовой оборот которых превышает $25000, обязаны подавать декларацию и платить НДС. Налогоплательщикам, годовой оборот которых ниже этого  уровня, платить НДС не обязательно.

В Республике Беларусь применение упрощенной системы налогообложения  предполагает замену уплаты совокупности разных налогов и сборов уплатой  единого налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности. Для  организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий  порядок уплаты акцизов, налога на доходы, таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных сборов, отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, сверхлимитного экологического налога.

Плательщиками являются малые  предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда  или иным договорам гражданско-правового  характера, а также работающих в  их филиалах либо иных обособленных подразделениях) и предприниматели. Они имеют  право на применение упрощенной системы  налогообложения, если в течение  двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала  размера 5000 минимальных заработных плат, установленных законодательством  Беларуси.

Упрощенная система налогообложения  не распространяется на субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары; предприятия  и предпринимателей, производящих и (или) реализующих ювелирные изделия  из драгоценных металлов или драгоценных  камней; на участников договора о совместной деятельности; на банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность; страховые организации; инвестиционные фонды; профессиональных участников рынка  ценных бумаг.

Объектом налогообложения  служит валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая  выручка определяется как сумма  выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и  доходов от внереализационных операций.

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему  налогообложения, уплачивают налог  в размере 10% валовой выручки.

Для сельскохозяйственных организаций  – производителей сельскохозяйственной продукции, являющихся юридическими лицами, – предусмотрена замена целого ряда налогов и других платежей в бюджет уплатой единого налога в размере 5% от валовой выручки.

Информация о работе Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения