Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.
Цели и задачи определяют структуру данной дипломной работы, которая состоит из трех частей. В первой части проанализирован мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения и развитие упрощенной системы налогообложения как специального режима в российских условиях. Вторая часть посвящена анализу упрощенной системы налогообложения в РФ на современном этапе, здесь также выявляются достоинства и недостатки этой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения
1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН
2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
3.1 Оптимизация системы УСН
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

уп готовый.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

Объектом налогообложения  и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:

а) доходы (налоговая ставка – 6%);

б) доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка – 15%).

При этом право выбора объекта  налогообложения кодекс оставляет  за налогоплательщиком.

Организации при определении  объекта налогообложения учитывают  следующие доходы:

·  доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

·  внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Согласно п. 2 ПБУ 9/99 под  доходами понимается увеличение экономических  выгод в результате поступления  активов (денежных средств, иного имущества) и(или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 впервые в истории российского учета доходы и расходы разделены на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие. Прочие доходы и расходы в международной практике могут также называться нейтральными, т.е. не связанными с основным бизнесом организации – с продажами продукции (работ, услуг).

Для отделения доходов  от обычных видов деятельности от внереализационных доходов Н.Г. Волков рекомендует использовать формулировки МСФО № 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике»[1]. В соответствии с этим стандартом под обычной деятельностью понимается любая деятельность организации, являющаяся составной частью ее бизнеса (т.е. деятельность, направленная на получение дохода), а также связанная с ней деятельность, которой компания занимается в ее продолжение, которая имеет к ней отношение или возникает из нее.

В качестве другой удачной, на наш взгляд, рекомендации отметим  комментарии А.А.Никонова, согласно которым «операции признаются предметом деятельности организации в том случае, когда они независимо от других операций могут быть квалифицированы как предпринимательская деятельность. Иными словами, если операции осуществляются систематически и направлены на извлечение прибыли, то эти операции следует признать предметом деятельности организации (п.1 ст.2 ГК РФ)».

Принципиальными здесь являются два момента:

а) быть составной частью бизнеса, быть связанным с другой деятельностью – пример приведен ранее (для аудиторско-консалтингового  бизнеса);

б) быть деятельностью, т.е. сознательно  направляться на получение дохода

При определении объекта  налогообложения организациями  не учитываются доходы, предусмотренные  статьей 251 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели  при определении объекта налогообложения  учитывают доходы, полученные от предпринимательской  деятельности.

Доходы при применении УСН определяются по кассовому методу. Датой получения дохода при кассовом методе признается день поступления  средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных  прав. При оплате товаров (работ, услуг) с использованием кредитных карт датой получения дохода следует  считать дату поступления на расчетный  счет организации средств, списанных  со счетов физических лиц, производивших  расчеты с использованием кредитных  карт. Расходы налогоплательщиков также  учитываются по кассовому методу.

Вопрос о необходимости  включения авансов в налоговую  базу по УСН обсуждается давно.

ИФНС России считает, что  предварительная оплата (авансы) в  счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у организаций, применяющих  УСН, включается в состав доходов  в отчетном (налоговом) периоде их получения (письма МНС России от 11.06.03 N СА-6-22/657). Этот вывод делается исходя из содержания статей 346.15, 249, 250, п. 2 ст. 273 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина России от 28.04.03 N 04-02-05/3/39.

В случае возврата в следующем  отчетном (налоговом) периоде авансов  покупателям в связи с расторжением договора поставки доходы организации-поставщика должны быть уменьшены на суммы возвращенных покупателям авансов на дату списания денежных средств с расчетного счета организации-поставщика. Эту операцию следует отразить в Книге учета доходов и расходов и налоговой декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором был осуществлен возврат.

Отметим, что данная позиция  не бесспорна. В статье 249 НК РФ речь идет о доходах за реализованные  товары. При этом подразумевается, что  полученные авансы организации должны включать в состав доходов только после полного исполнения своих обязательств по договору (реализации товаров, работ, услуг).

В статье 34616 НК РФ приведен перечень расходов, которые, будучи обоснованными и документально подтвержденными, уменьшают полученные доходы. Данный перечень является исчерпывающим. Неожиданно широкий перечень расходов (21 наименование) значительно расширяет возможности налогоплательщика.

Принципиально новым в  главе 262 (в сравнении с ранее действующим порядком) является принятие в уменьшение налоговой базы:

·  расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов;

·  расходов на оплату труда;

·  расходов на командировки в полном объеме (включая плату за оформление и выдачу виз, паспортов, консульские сборы и т. д.);

·  расходов на аудиторские услуги;

·  компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (в пределах норм, установленных Правительством РФ);

·  расходов на публикацию бухгалтерской отчетности;

·  расходов на рекламу;

·  расходов на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Рассмотрим условия, при  соблюдении которых расходы принимаются  в целях налогообложения.

Расходы на покупку основных средств, которые приобретены в  период применения упрощенной системы, налогоплательщик вправе принять в  момент ввода этих объектов в эксплуатацию. Если основные средства были приобретены  до перехода на упрощенную систему, то их стоимость в период действия «упрощенки»  включается в расходы в зависимости  от срока полезного использования  такого имущества. Стоимость имущества, приобретенного до даты перехода на «упрощенку», принимается равной его остаточной стоимости на момент такого перехода.

Материальные расходы  налогоплательщик принимает для  целей налогообложения в порядке, установленном статьей 254 НК РФ. Несмотря на то, что плательщики единого  налога освобождаются от уплаты налога на прибыль, законодатель отсылает их к нормам главы 25 НК РФ. Обратим внимание на некоторые ключевые моменты:

1) к материальным расходам  относятся работы и услуги  производственного характера (например, транспортные услуги сторонних  организаций);

2) в стоимость товарно-материальных  ценностей (ТМЦ) включаются комиссионные  вознаграждения, связанные с их  приобретением, ввозные таможенные  пошлины и сборы;

3) налогоплательщик может  учесть в составе материальных  расходов потери от недостачи  и (или) порчи ТМЦ при хранении  или транспортировке.

Расходами на оплату труда  признаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные  начисления. При этом компенсационными начислениями считаются надбавки за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых и  вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные дни. В  качестве расходов для целей налогообложения  признаются только те выплаты компенсационного характера, которые предусмотрены  законодательством РФ. В состав расходов на оплату труда включаются суммы  начисленной заработной платы, включая  сумму НДФЛ.

Рекламные расходы можно  подразделить на нормируемые расходы  и расходы, учитываемые без ограничений. Большинство из них принимается  в фактической сумме. Это реклама  через СМИ, световая и наружная реклама, рекламные стенды и щиты, участие  в выставках, оформление витрин, рекламные  брошюры и каталоги.

Подпунктом 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен такой вид расходов, как расходы на аудиторские услуги. Интересно, что в отношении данного  вида расходов позиции ИФНС и Минфина  РФ разошлись.

По мнению ИФНС России, под  аудиторскими услугами следует понимать собственно аудит как таковой, определение  которого содержится в Федеральном  законе «Об аудиторской деятельности».

Что касается услуг по составлению  финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерского и налогового консультирования и других услуг, перечисленных в  п. 5 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности, как сопутствующих аудиту, то они  не могут быть включены в состав данного вида расходов, так как  не являются аудитом в узком смысле. Напротив, Минфин России полагает, что  сопутствующие аудиту услуги принимаются  при исчислении налоговой базы по единому налогу при единственном условии - наличии лицензии у аудиторской организации или индивидуального аудитора.

При определении налоговой  базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Согласно статье 34619 НК РФ, налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Глава 262 предусматривает уплату единого налога в виде авансовых платежей. Под авансовыми платежами в данном случае подразумевается их перечисление по итогам каждого отчетного периода. Порядок исчисления авансовых платежей зависит от выбранного объекта налогообложения. Разница в этих порядках состоит и в способе зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Плательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики, выбравшие  в качестве объекта налогообложения  доходы, по итогам каждого отчетного  периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим  итогом с начала налогового периода  до окончания соответственно первого  квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (квартальных  авансовых платежей по налогу), исчисленная  за налоговый (отчетный) период, уменьшается  указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных  работникам пособий по временной  нетрудоспособности. При этом сумма  налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена  более чем на 50 процентов по страховым  взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, выбравшие  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода  исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с  начала налогового периода до окончания  соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее  уплаченных сумм квартальных авансовых  платежей по налогу.

Уплаченные авансовые  платежи по налогу засчитываются  в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

В случае если по итогам налогового периода сумма исчисленного единого  налога составит меньше 1% налоговой  базы либо если налогоплательщиком получены убытки (сумма расходов превышает  сумму доходов), налогоплательщик уплачивает минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Сумма минимального налога составляет 1% налоговой базы, которой  являются доходы, исчисленные по правилам ст. 346.15 НК РФ.

Если в течение отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев) налогоплательщиком были уплачены авансовые  платежи по единому налогу, а по итогам налогового периода - минимальный  налог, то уплаченные авансовые платежи  возвращаются налогоплательщику либо засчитываются в счет уплаты минимального налога, исчисленного за налоговый  период в порядке, предусмотренном  ст. 78 НК РФ.

Не имеют право применять  упрощенную систему налогообложения  следующие организации:

1) организации, имеющие  филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные  фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством  подакцизных товаров, а также  добычей и реализацией полезных  ископаемых, за исключением общераспространенных  полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся игорным  бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся  частной практикой;

11) организации и индивидуальные  предприниматели, являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные  предприниматели, переведенные на  систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)  в соответствии с главой 26.1 Налогового  кодекса;

13) организации, в которых  доля непосредственного участия  других организаций составляет  более 25 процентов. Данное ограничение  не распространяется на организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных  организаций инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не  менее 50 процентов, а их доля  в фонде оплаты труда – не  менее 25 процентов;

Информация о работе Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения