Разработка учетной политики организации на примере ОАО «Коммунэнерго»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценка формирования учетной политики организации. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются: - рассмотреть теоретические основы стандартизации бухгалтерского учёта; - проанализировать систему внутреннего нормативного регулирования организации бухгалтерского учёта; - дать характеристику исследуемого предприятия; - изучить организацию бухгалтерского учета на предприятии; - изучить и оценить учетную политику организации. Периодом исследования для рассмотрения характеристики организации являются 2009-2011 гг., для оценки учетной политики - 2012г.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ..3
1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты формирования учетной политики организации…………………………………………………. ..5
2. Характеристика ОАО «Коммунэнерго»…………………………………
..15
2.1 Организационная характеристика……………………………………… ..15
2.2 Отраслевые особенности предпри-ятия………………………………… ..22
2.3 Экономическая характеристика………………………………………… ..27
3. Учетная политика ОАО «Коммунэнерго»……………………………… ..38
3.1 Организация бухгалтерского учета……………………………………. ..38
3.2 Анализ учетной политики ОАО «Коммунэнерго»……………………. ..43
Заключение………………………………………………………………….. ..45
Список использованной литературы………………………………………. ..50

Файлы: 9 файлов

Е_Uchetnaya_politika_po_bukhg_uchetu.doc

— 913.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ж_Uchetnaya_politika_po_nalog_uchetu.doc

— 1.28 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовая_УчетнаяПолитика.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

Третий уровень(методический) – документы этого уровня носят рекомендательный характер, в них изложены методические указания, разъяснения по вопросам постановки бухгалтерского учёта. Таким образом, здесь составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и тому подобное. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней. Примерами таких документов являются:

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

 По плану счетов  бухгалтерского учета и в соответствии  с инструкцией организация утверждает  рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов.

2. Различные методические  указания и рекомендации, например:

- методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утверждённые приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49

- методические рекомендации  по бухгалтерскому учету основных средств, утверждённые Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н

- методические рекомендации  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности страховых организаций, утверждённые приказом Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н

Четвертый уровень(организационный) – формирует организация исходя из специфики своего хозяйствования. Данный уровень напрямую зависит от предыдущих и т. о. не даёт полной свободы организации в разработке содержания этих документов и порядка их принятия. В результате система государственных нормативных актов дополняется организацией созданием внутренних стандартов.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском  учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт самостоятельно формируют свою учётную политику, составляют рабочие документы организации. Закон о бухгалтерском учете формулирует следующий обязательный перечень внутренних нормативных документов:

 – Учётная  политика

– Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий перечень используемых синтетических и аналитических счетов;

– Документы, определяющие правила документооборота и технологию обработки учётной информации, в т. ч. содержащей формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

– Документы, определяющие порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

– Документы, определяющие порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта;

Таким образом, основным документом данного уровня нормативного регулирования в отношении учетного процесса является учётная политика. Об учётной политике можно говорить как в широком, так и в узком смысле слова.

В широком смысле слова  учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта на любом из уровней управления организацией.

Существует закрытый список способов и методов, что приводит к унификации на данном уровне, т. е. к процессу или действию по определению единой методологии. В дальнейшем с помощью унификации происходит стандартизация, в данном случае стандартом выступает разработанный ПБУ 1/2008.

Учётная политика для  целей бухгалтерского учёта нужна, если применяется общий режим налогообложения, уплачивается ЕНВД и ЕСХН. Учетная политика позволяет также сузить совокупность возможных к применению методов для целей конкретной организации.

Если применяется УСНО, то можно не вести полноценный бухгалтерский учёт, однако всё равно нужно учитывать основные средства и нематериальные активы. Поэтому необходимо прописать правила бухгалтерского учёта внеоборотных активов, чтобы не возникало несоответствий применяемых методов реальному состоянию учета.

С другой стороны, учётная  политика, в узком смысле слова, - это совокупность специфических для данной организации способов ведения бухгалтерского учёта. Документ «Учётная политика» это один из примеров реализации принципа «управления по отклонениям». Поэтому всё то, что справедливо и действует для всех организаций, нет необходимости отражать в данном документе.

Таким образом, первое назначение учётной политики – выделить специфические для данного предприятия способы учёта и обеспечить «технологическую основу» для ведения бухгалтерского учёта, иначе определить конкретные приемы и методы, которые можно и нужно применять, чтобы обеспечить качественный учет на предприятии.

Однако, очень часто  стандарт «Учётная политика» воспринимается как некий обязательный формальный атрибут, практическая польза от существования которого неощутима.

К настоящему времени  уже многие компании имеют четыре учётные подсистемы:

– Бухгалтерского учета  в соответствии с РСБУ;

– Бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО;

– Управленческого учёта;

– Налогового учёта.

Конечно, для сокращения совокупных затрат на «содержание и эксплуатацию» данных учётных подсистем принципиально важно провести их унификацию, т. е. максимально сократить количество отклонений в используемой методологии учёта. «Положение об учётной политике» как раз и является тем инструментом, который позволяет указанные отклонения выявить, проанализировать и минимизировать.

Таким образом, следует  изменить отношение к учётной политике и рассматривать её не как формальный и пассивный документ, а в качестве эффективного взаимодействия между внешним законодательством и внутренними нормами организации, как способ повышения качества учётной информации и снижения затрат на ведение учёта.

Учётная политика для  целей налогообложения представляет собой совокупность допускаемых налоговым законодательством способов (методов) определения, признания, оценки и распределения доходов и расходов, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово – хозяйственной деятельности. ( п. 2 ст.11 НК РФ)

Важным является то, что  учётная политика для целей бухгалтерского учёта и учётная политика для  целей налогообложения должны находиться во взаимосвязи. Как правило, это  зависит от приоритетов организации. Если отдается предпочтение достоверному отражению финансового положения организации или повышению привлекательности отчётности организации для инвесторов, то следует внимательно отнестись не только к правилам исчисления налогов, но и к вопросам бухгалтерского учёта и не стремиться совмещать его с налоговым учётом.

Если же, кроме налоговой  службы и органов статистики, содержание бухгалтерской отчётности более никого не интересует, а приоритетное значение имеет налоговая экономия, то лучше оптимизировать методы исчисления налогов, а бухгалтерскую учётную политику максимально приблизить к политике для целей налогообложения прибыли, установив одинаковые методы учёта.

В бухгалтерской учётной  политике должно быть определено:

- конкретный вариант (способ) учёта объекта (группы объектов) или хозяйственной операции, выбранной из нескольких допускаемых законодательством о бухучёте вариантов;

- организационно-технические  вопросы, например можно привести  формы учётных документов, не утверждённые в нормативных документах, расписать, как проводится инвентаризация и т.п.

Таким образом, учётная  политика – это свод обязательных для организации, постоянно применяемых единых правил отражения операций в бухгалтерском и налоговом учёте и отчётности.

Утвердить учётную политику для целей бухгалтерского учёта и для целей налогообложения должен руководитель своим приказом и распоряжением. (п.3 ст.6 ФЗ от 21.11.96 №129-ФЗ, пп.5,9 ПБУ 1/2008, п.12 ст.167,ст.313 НК РФ)

Принятая учётная политика должна применяться последовательно из года в год. В то же время её можно изменить, если: (п.16 ПБУ 1/2008, п.4 ФЗ»О бухгалтерском учёте»)

1)меняется законодательство. При этом последствия таких  изменений отражаются в бухучёте и отчётности в порядке, предусмотренном «поправочными» нормативными документами.

2) существенно меняются  условия деятельности, например, в  связи с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.д.

3) разработаны новые  способы ведения учёта, применение  которых позволит более достоверно представить в учёте и отчётности ФХД либо снизит трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности отчётности.

При этом нельзя изменять учётную политику в течении года, поскольку должна обеспечиваться сопоставимость данных учёта. Любое изменение должно вводиться с 1 января следующего года ( п.4 ст.6 ФЗ №129, пп. 17,18 ПБУ 1/2008).

Если проигнорировать  требование ПБУ 1/2008 об отражении последствий  изменений учётной политики, то такая бухгалтерская отчётность может быть признана недостоверной при аудиторской проверке, что может привести к отказу в выдаче положительного аудиторского заключения (п.4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчётности формирование мнения о её достоверности»).(33)

Важно отметить, что учётная  политика конкретной организации относится к 4-ому уровню нормативного регулирования. Она взаимосвязана и регулируется вышестоящими уровнями нормативного регулирования:

1-ый уровень: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2-ой уровень: Положение  по ведению бухгалтерского учёта  и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённое приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н, ПБУ, например: Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008), Положение по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01).

3-ий уровень: Приказ  Минфина России «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности организации» от 28 июня 2000 г. №60н, План счетов по бухгалтерскому учёту финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых приказом Минфина России №34н.

Поскольку учетная политика – это один из наиболее важных документов четвертого уровня, который реализуется в процессе учета в конкретной организации, она имеет ключевое значение для общей оценки системы бухгалтерского учета, и должна подлежать обязательной оценке в процессе аудиторской проверки. Поскольку в учетной политике определены основные приемы и методы учета конкретных видов операций в организации, аудитор на основе процедур проверки ее положений может сделать ряд выводов, способствующих определению узких мест в системе учета, а следовательно, помочь определиться с набором аудиторских процедур по существу. Поэтому аудит учетной политики и других внутренних документов четвертого уровня управления необходимо включить как обязательную процедуру в процессе общей аудиторской проверки.

 

2. Характеристика ОАО «Коммунэнерго»

 

2.1 Организационная характеристика

 

Открытое акционерное  общество «Коммунэнерго» учреждено решением Комитета по управлению имуществом Кировской области от 12.05.94 года N 402 и зарегистрировано 13.05.94 года N 827 Администрацией Ленинского района города Кирова. Регистрационный номер 12-38 КЛР. В 2002 году общество прошло перерегистрацию в МНС. Присвоен государственный регистрационный номер 1024301316280, дата внесения записи 13.09.02г.

Местонахождение и адрес: 610035, город Киров, проезд Солнечный 4.

Идентификационный номер  налогоплательщика – 4346011123.

Количество акционеров, зарегистрированных в реестре 899.

Аудитор общества: Общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Аюдар»

Общество является юридическим  лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, расчетные, валютные и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием.

Общество является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и имущественными правами, на которые по законодательству РФ может быть обращено взыскание.

Филиалы и представительства  не являются юридическими лицами и  участвуют в хозяйственном обороте от имени Общества на основании Положений о них. Руководители филиалов и представительств Общества действуют на основании доверенности, выданной Обществом.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную  и иную деятельность. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Приложение В.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Г.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Д.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

А_bukhgaltersky_balans.pdf

— 203.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Б_otchet_o_pribylyakh_i_ubytkakh.pdf

— 251.77 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

И_Plan_schetov_2010.xls

— 75.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Разработка учетной политики организации на примере ОАО «Коммунэнерго»