Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:40, курсовая работа
Основой хозяйственной деятельности любого производственного предприятия является процесс производства продукции и ее реализация. Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации.
Прибыль либо убыток от продаж продукции, в свою очередь, характеризует эффективность основной деятельности, критерий которой обычно указывается в учредительных документах предприятия.
Введение 3
1. Понятие готовой продукции и ее оценка 5
1.1. Понятие готовой продукции и задачи ее учета 5
1.2. Оценка готовой продукции 9
2. Организация и методика учета реализации готовой продукции 17
2.1. Документальное оформление продажи готовой продукции 17
2.2. Методы учета реализации готовой продукции 20
2.3. Учет расходов на продажу 24
3. Отражение данных о состоянии и движени готовой продукции в бухгалтерской отчетности 27
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Расходы на продажу - это расходы, связанные с доведением продукции до потребителя. Они возникают на стадии отгрузки или отпуска продукции в адрес покупателей и включаются в себестоимость реализованной продукции. Расходы на продажу присоединяются к производственной себестоимости реализованной продукции и формируют полную себестоимость продукции.
Учет расходов, связанных с реализацией готовой продукции, которые называют коммерческими расходами, ведется на счете 44 «Расходы на продажу». На этом счете ведется учет следующих видов коммерческих расходов20:
Коммерческие расходы, связанные с реализацией готовой продукции, работ и услуг в течение месяца отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу». По окончании отчётного периода коммерческие расходы распределяются между суммой реализованной продукции и остатком товаров, отгруженных на конец месяца. Накопленные за месяц расходы распределяют следующим образом. Прямые расходы списываются по принадлежности на основании первичных документов; а косвенные расходы, относящиеся к нескольким видам продукции, распределяются пропорционально количеству, весу, объёму или стоимости по учётным ценам. При составлении баланса коммерческие расходы добавляются к статье «затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)».
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
В конце месяца производят расчет суммы расходов на продажу, приходящихся на реализованную продукцию. Для этого исчисляют процент расходов на продажу.
Р% = (СНр + ТР) / (СНто + Отм) х 100, где
Р% - процент расходов на продажу;
СНр – остаток расходов на продажу на начало месяца;
Тр – расходы на продажу текущего месяца;
СНто – остаток товаров отгруженных на начало месяца по учетным ценам;
Отм – Отгрузка продукции в текущем месяце по учетным ценам
Исходя из исчисленного процента расходов на продажу, определяют сумму расходов, подлежащую списанию на реализованную продукцию.
SР = П х Р% /100, где
SР – сумма расходов;
П – учетная стоимость реализованной в текущем месяце продукции.
Примеры бухгалтерских проводок по учету коммерческих расходов приведены в таблице 7.
Таблица 7 | ||
Основные операции по учету коммерческих расходов (расходов на продажу) | ||
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислена амортизация по основным средствам, используемым при продаже продукции |
44 |
02 |
Начислена заработная плата работникам, связанным с продажей продукции |
44 |
70 |
Начислены отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы |
44 |
69 |
Начислен налог на пользователей автомобильных дорог |
44 |
68 |
Расходы на продажу продукции отнесены на себестоимость продаж |
90-2 |
44 |
Отражена недостача материальных ценностей, связанная с реализацией продукции |
94 |
44 |
Списаны потери, связанные с расходами по продаже продукции в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария и т.п.) |
99 |
44 |
В бухгалтерской отчетности показываются только общие данные о состоянии и движении готовой продукции.
В бухгалтерском балансе по строке "готовая продукция и товары для перепродажи" показывается фактическая производственная себестоимость (либо в другой оценке, предусмотренной Положением о бухгалтерском учете) остатка законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку, укомплектованных всеми частями согласно условиям договоров с заказчиками и соответствующим техническим условиям и стандартам.
Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными и показываются в составе незавершенного производства.
По этой статье отражается стоимость готовых изделий, приобретаемых организацией для комплектации своей готовой продукции и не включаемых в ее стоимость в соответствии с условиями договора с заказчиками.
При использовании для учета затрат на производство счета 40 готовая продукция отражается по данной статье по нормативной (плановой) себестоимости.
В разделе "Оборотные активы" по соответствующим статьям группы статей "Запасы" показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме). По указанной группе статей подлежат отражению по соответствующим статьям затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов.
В Отчете о прибылях и убытках:
Если организация использует для учета затрат на производство счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", сумма превышения фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг над нормативной (плановой) их себестоимостью включается в статью "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг". В случае, когда фактическая производственная себестоимость ниже нормативной (плановой) себестоимости, сумма данного отклонения уменьшает данные по указанной статье.
При определении себестоимости проданной продукции, следует руководствоваться требованиями ПБУ 10/99, отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (в настоящее время их более 200).
В случае признания организацией в соответствии с установленным порядком управленческих расходов полностью в себестоимости проданной продукции в качестве расходов по обычным видам деятельности по данной статье отражаются затраты на производство проданной продукции, без учета общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы при этом отражаются по статье "Управленческие расходы".
Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные статьи "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" не включаются, а отражаются по статье "Коммерческие расходы" отчета о прибылях и убытках. В случае признания организацией в соответствии с установленным порядком коммерческих расходов полностью в себестоимости проданной в отчетном периоде продукции в качестве расходов по обычным видам деятельности расходы организации по сбыту продукции отражаются по статье "Коммерческие расходы";
- данные статьи "Валовая прибыль"
раздела "Доходы и расходы по
обычным видам деятельности" отчета
о прибылях и убытках
- по статье "Внереализационные расходы" отражаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией - должником; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;
- курсовые разницы, возникающие
при переоценке в
- сумма уценки готовой
- убытки от хищений готовой продукции, виновники которых по решениям суда не установлены; судебные расходы и т.п.
В пояснительной записке:
- организация, применяющая при
налогообложении метод
Кроме того, в пояснительной записке могут показываться и другие аналитические данные, необходимые заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений.
Конечным результатом производственного процесса предприятия является готовая продукция – показатель, характеризующий полностью законченный производством продукт. В настоящих условиях основное значение придается реализации готовой продукции – важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому при постановке бухгалтерского учета на предприятии особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, так как именно он позволяет получить информацию о результатах деятельности предприятия.
В курсовой работе были рассмотрены теоретические и методологические аспекты учета готовой продукции и ее реализации.
На основании представленного в работе материала нужно акцентировать внимание на то, что при формировании учетной политики на предприятии, ему предоставляется право выбора.
В отношении готовой продукции в учетной политике может быть сделан следующий выбор:
Как и по другим участкам бухгалтерского учета, выбор оптимального варианта из перечисленных зависит от особенностей организации, специфики ее производственно-хозяйственной деятельности, целей экономической политики на сравнительно продолжительный период времени. Ни один из возможных вариантов не является идеальным для всех условий, каждый имеет свои плюсы и минусы и должен применяться после тщательного анализа возможных последствий и влияния на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и величину уплачиваемых ею налогов.
Оценка готовой продукции по фактической производственной себестоимости учитывает влияние на рентабельность производства общехозяйственных расходов. Эти расходы подразделяют по видам деятельности, продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Цена на них, исчисленная на основе полных производственных затрат, исключает риск непокрытия издержек. В то же время эта система оценки громоздка, трудоемка, при недостаточно обоснованных базах распределения накладных расходов допускает искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг. Считается, что данный вариант оценки приемлем для организаций с ограниченным ассортиментом продукции и устойчивым или точно прогнозируемым спросом.