Рекомендации по совершенствованию управленческого учёта в ООО «Рассвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются данные бухгалтерского учета расчетов с персоналом на предприятии. Методологической основой исследования являются приемы индукции и дедукции, табличный и графический способы отображения данных, использование абсолютных и относительных величин, горизонтальный и вертикальный сравнительный анализ, балансовый способ, способ группировки и другие. В качестве информационной базы использованы законодательные и нормативные правовые акты по регулированию бухгалтерского учета в Российской Федерации, методическая и учебная литература, статьи периодических изданий, данные синтетических и аналитических регистров учета затрат, данные бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...6
1 Теоретические основы управленческого учёта расходов на оплату труда………………………………………………………………………………..8
1.1 Виды, формы и системы оплаты труда………………………………...……8
1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта расходов на оплату труда………………………………………………………………………………16
1.3 Управленческий учет расходов на оплату труда и задачи учета заработной платы…………………….…………………………………………22 2 Организация управленческого учёта расходов на оплату труда в ООО «Рассвет»…………………………………………………………………………28
2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия……………………………………………………………………..28
2.2 Документальное оформление учёта расходов на оплату труда на предприятии……………………………………………………………………...32
2.3 Особенности управленческого учета расходов на оплату труда на предприятии…………………………………………………………………….39
3 Рекомендации по совершенствованию управленческого учёта в ООО «Рассвет»………………………………………………………………………..44
3.1 Проблемы учёта расходов на оплату труда на предприятии……………44
3.2 Рекомендации по совершенствованию учёта…………………………….45
3.3 Автоматизация учёта расходов на оплату труда на предприятии…………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Содержание КР по УУ.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке (наряд  на сдельную работу, в котором указывается  норма выработки и фактически выполненная работа, распоряжение о  премировании за перевыполнение плана, аккордное задание, цеховой наряд  на выполнение задания цехом). Сдельные расценки не зависят от того, когда выполнялась работа: в дневное, ночное или сверхурочное время.

Во многих крупных и средних  организациях используется тарифная система  оплаты труда - совокупность нормативов, с помощью которых регулируется уровень заработной платы различных  групп и категорий работников в зависимости от квалификации; сложности  выполняемой работы; условий, характера  и интенсивности труда; условий (в  том числе природно-климатических) выполнения работ; вида производства.

Основными элементами тарифной системы  являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки, тарифные коэффициенты, надбавки и доплаты  за работу с отклонением от нормальных условий труда.

Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием  требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом. Размер оплаты труда рабочего возрастает по мере повышения разряда выполняемой им работы. Более высокий разряд соответствует работе повышенной сложности.

Тарифная сетка - это таблица  с почасовыми или дневными тарифными  ставками, начиная с первого, низшего  разряда. В настоящее время в  основном применяются шестиразрядные тарифные сетки, дифференцированные в зависимости от условий работы. В каждой сетке предусматриваются тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременщиков.

Тарифная ставка - это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный  в единицу времени (час, день, месяц - это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить  ее конечный результат). Тарифная ставка всегда выражается в денежной форме, и ее размер возрастает по мере увеличения разряда. Разряд - это показатель сложности  выполняемой работы и уровня квалификации рабочего. Соотношение между размерами  тарифных ставок в зависимости от разряда выполненной работы определяется с помощью тарифного коэффициента, который указывается в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда  равен единице. Размер тарифной месячной ставки первого разряда не может  быть ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного законом. Начиная со второго разряда, тарифный коэффициент возрастает и достигает своей максимальной величины для самого высокого разряда, предусмотренного тарифной сеткой. Соотношение тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов называют диапазоном тарифной сетки.

Для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, как правило, применяются  должностные оклады, которые устанавливаются  администрацией организации в соответствии с должностью и квалификацией  работника. Для этих работников могут  устанавливаться и иные виды оплаты труда: в процентах от выручки, в  долях от полученной прибыли и  система плавающих окладов, которая  в последнее время стала получать все более широкое применение.

Система плавающих окладов предусматривает, что в конце каждого месяца при окончании работы и оплате труда каждого работника формируются  новые должностные оклады на следующий  месяц. Размер оклада повышается (или  понижается) за каждый процент роста (или снижения) производительности труда на обслуживаемом данным специалистом участке работы при условии выполнения задания по выпуску продукции. Такая система призвана стимулировать ежемесячное повышение производительности труда и хорошее его качество, так как при ухудшении этих показателей оклад на следующий месяц снижается.

 

    1. Нормативно - правовое регулирование учета расходов на оплату труда

В применяемой в настоящее время  системе оплаты труда определена двуединая задача:                                                                     1) предоставление предприятиям самостоятельности в выборе форм и размеров оплаты труда, установлении режима работы, нормировании труда и т.п.;             2) создание необходимых условий и обеспечение механизма защиты работников в трудовых взаимоотношениях с работодателями.   По этой причине сохраняется централизованное регулирование трудовых отношений работников и работодателей, устанавливающее нормы для каждого субъекта независимо от вида деятельности и организационно – правовой формы.  Нормы труда позволяют определить необходимое количество трудовых затрат (рабочего времени) и устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации труда и предприятия.         В главном законодательном акте страны – Конституции Российской Федерации – есть целые статьи, полностью посвященные труду и трудовым взаимоотношениям в стране. Так, ст. 34 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, но при этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.           Также, согласно Конституции, труд свободен (ст. 37). Гражданин РФ может свободно распоряжаться своими трудовыми навыками и умениями, выбирать род деятельности или профессию. При этом принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.  Согласно все той же Конституции, каждый работающий по трудовому договору имеет право на отдых, то есть ему гарантируются выходные и праздничные дни, оплаченный ежегодный отпуск, а также определяется максимальная продолжительность рабочего времени.    Для каждого гражданина Российской Федерации определяются виды социальной защиты: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.      Следует отметить, что вся система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской федерации состоит из четырех уровней: законодательного, нормативного, методологического и организационного.  К законодательным актам первого уровня относятся законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют организацию бухгалтерского учета на предприятии, а также правила предоставления бухгалтерской отчетности.             Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 18.07.2011). Нормами ст.5 он устанавливает, что в Российской Федерации существует система законодательного и нормативного регулирования трудовых отношений. Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.        Основной задачей Трудового Кодекса РФ является установление уровня условий труда и всемирная охрана трудовых прав работников. Трудовой кодекс регулирует права и обязанности работников, порядок заключения трудового договора, рабочее время, время отдыха, порядок оплаты труда. Кодекс определяет также нормы труда, гарантии и компенсации. В нем отдельно выделена глава о трудовой дисциплине, охране труда и т.д.            Стоит отметить, что за нарушение любой статьи Трудового Кодекса как работодатель, так и работник привлекается к административной или уголовной ответственности, поскольку это является серьезным противозаконным действием. Поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников в РФ независимо от форм собственности и вида деятельности.  Однако среди законодательных документов выделяются и иные, касающиеся организации и оплаты труда. Так, Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Некоторые статьи Гражданского Кодекса напрямую касаются трудовых отношений. Так, есть статьи, которые имеют название «цена работы», «порядок оплаты работы» ( к примеру, ст. 709, 711, 735, 746 и т.д.)             Еще одним законодательным актом, касающимся оплаты труда, выступает Налоговый Кодекс Российской Федерации. Он регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Часть вторая гл. 23, статья 255 главы 25 регулирует взаимоотношения предприятия с налоговыми органами: порядок расчетов и уплаты налогов, ставки налогов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.   Существенное значение на этом уровне имеет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г.№129-Ф3(ред. От 29.12.2012). В нем определен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, его ведение и основы контроля, а применительно к оплате труда – регулирование правил отражения операций по оплате труда в бухгалтерском учете предприятий.          Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» устанавливает минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года в сумме 5205 рублей в месяц.        Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. От 05.04.2013) определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию.          Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (ред. От 05.04.2013), устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.       Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» » от 24.07.1998 №125-ФЗ (ред. От 05.04.2013) устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору(контракту).        Федеральный закон РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. От 05.04.2013г.) регулирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, устанавливает взыскания периодических платежей, денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, определяет порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.  К числу нормативных актов первого уровня относятся и Постановления Правительства РФ.         Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24.12.2007 №922 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.11.2009 N 916, от 25.03.2013 N 257) устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ.       «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375) определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.  Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 (ред. От 15.08.2008) «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» определяет перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.  Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Оно регулирует порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по оплате труда в части, не противоречащей документам, вышедшим после 1998г.         Второй уровень системы нормативного регулирования составляют стандарты (положения) по бухгалтерскому учету. В этих документах собраны базовые принципы и правила бухгалтерского учета. Применительно к оплате труда следует отметить Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Оно устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете предприятия расходов, связанных с оплатой труда, порядок включения их в себестоимость продукции (работ, услуг).   При организации учета расчетов по оплате труда, необходимо учитывать правила, закрепленные в учетной политике предприятия, которая определяется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. От 27.04.2012).          Раскрытие механизма применения различных бухгалтерских приемов происходить в документах третьего уровня. Сюда относится «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации», утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. От 08.11.2010),который устанавливает счета и субсчета, используемые предприятиями при отражении операций при расчетах с работниками организации по оплате труда и другим операциям, а также – Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которое устанавливает формы первичной учетной документации для учета персонала, рабочего времени.         Четвертый уровень в системе нормативного регулирования занимают рабочие документы организаций, предприятий всех организационно – правовых форм. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.

    1. Управленческий учет расходов на оплату труда и задачи учета заработной платы

Управленческий  учет расходов на оплату труда в системе управления занимает одно из центральных мест и представлен как часть, учета издержек производства.

Учет  расходов на оплату труда должен вестись по следующим направлениям:            1 Учет затрат на рабочую силу по классификационным группам — основная заработная плата производственных рабочих, занятых на технологических операциях; оплата труда, входящая в состав накладных расходов.             2 Учет начислений и удержаний из заработной платы, причитающейся каждому работнику; учет различного вида отчислений, причитающихся отдельным фондам и внебюджетным организациям.

Цель  учета расходов на оплату труда — определение затрат рабочего времени рабочими по видам деятельности; величина выработки или степень выполнения сменного задания; достоверное исчисление заработной платы; расчеты с работающими по оплате труда, контроль за использованием фондов оплаты труда.

Затраты на оплату труда не являются однородными  и поэтому с целью удовлетворения требований управления их классифицируют. В основу любой классификации  должны быть положены принципы, характеризующие  однородные явления. В практике предприятий  применяется следующая группировка затрат на оплату труда:

1) по видам — основная и дополнительная;

2) по элементам — повременная, сдельная, премии, оплата простоев и др.

3) по составу работников — списочно-штатный, совместители, работающие по договорам подряда;

4) по категориям работников — рабочие, служащие, из состава которых выделяют руководителей.

Такая классификация  предусмотрена в отчетности по труду  и нормативных документах. В целях  калькулирования обычно она дополнялась распределением по направлениям затрат и видам продукции, а для контроля и исчисления заработка по структурным подразделениям — бригадам, цехам, производствам, процессам, предприятию в целом.

Однако  принятая группировка характеризуется  общими признаками и малопригодна для  управления.

Руководствуясь  основными целями управленческого  учета, необходимо выделить из фонда  оплаты труда заработную плату, включаемую в себестоимость продукции. В  классификации затрат на рабочую силу следует акцентировать внимание на следующих статьях:

1 Затраты на оплату труда производственных рабочих, непосредственно занятых в процессе производства продукции. Сюда входит оплата работ по сдельным нормам и расценкам, повременно оплачиваемые работы.

2  Выплаты стимулирующего характера — надбавки за качества работы и высокое мастерство, за стаж работы, вознаграждение за выслугу лет, по итогам работы предприятия за год, различного рода премии, связанные с производственной деятельностью.

3 Непроизводительные выплаты — оплата простоев, оплата за неотработанное время в соответствии с законодательством, оплата за брак не по вине рабочего, доплаты за отклонения от нормальных условий работы, доплаты за работу в ночное время, за сверхурочные работы, перемещение на другую работу, не соответствующую квалификации (ниже) рабочего и т. п.  4 Затраты по найму, отбору рабочей силы.      5 Затраты по нормированию и планированию численности и труда.

6 Затраты, связанные с профориентацией, обучением и переобучением.

7 Затраты на оплату труда вспомогательных рабочих, занятых ремонтом оборудования и транспортных средств, подготовкой и обслуживанием рабочих мест, включаемые в состав общепроизводственных расходов.

8.Затраты  на оплату труда работников, связанных  с управлением производственных  подразделений, включаемых в состав  общепроизводственных расходов.

9.Затраты  на подготовку руководящих кадров.

10.Затраты  на оплату труда специалистов  и руководителей, занятых управлением  предприятием, включаемых в состав  общехозяйственных расходов.

Предложенная  группировка затрат на рабочую силу в большей степени отвечает целям  учета себестоимости и исчисления прибыли, а также частично целям  контроля и регулирования расходов. Что касается принятия решений, то необходимо иметь в виду проблему выделения в учете будущих затрат на рабочую силу.

Сдельная  оплата труда предусматривает прямое включение затрат в себестоимость  отдельных заказов и процессов. Однако часть затрат на рабочую силу носит косвенный характер. В таком  случае не представляется возможным  относить затраты на заработную плату  производственных рабочих, оплачиваемых повременно, подсобных производственных рабочих, занятых в производстве на вспомогательных операциях, доплаты  бригадирам за организацию работы бригад и другие виды доплат на себестоимость  отдельных заказов и процессов.

Часть таких  затрат относят к общепроизводственным и общехозяйственным накладным  расходам и распределяют вместе с  ними по принятой на предприятии методике. Часть затрат выделяют отдельной  группой и распределяют между  конкретными видами продукции, между  готовой продукцией и незавершенным  производством. С этих позиций разрабатывают  сметные (нормативные) ставки по видам  изделий. Базой расчетной величины ставки служит количество рабочих мест с повременной оплатой труда, нормы обслуживания и бюджет рабочего времени, тарифные ставки и премии, планируемый объем производственной программы. Вследствие частого изменения  базы расчетной величины ставок многие предприятия распределяют такого рода расходы пропорционально прямой заработной плате рабочих-сдельщиков по сложившемуся в отчетном месяце проценту.

Кроме затрат на заработную плату работодатель несет  еще ряд затрат, связанных с  рабочей силой: по обучению, найму, отбору, обеспечению условий труда, возмещению ущерба, причиненного здоровью работающего, отпускам, взносам в Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Государственный  фонд социального и обязательного  медицинского страхования. Данная группа расходов также обобщается по статьям  классификации и распределяется либо вместе с накладными расходами, либо пропорционально базе расчета - фонду оплаты труда.

В целях  контроля в производственной бухгалтерии  составляют накопительные ведомости  об исполнении смет расходов, где фактические  расходы сравнивают со сметными. Отдельные сводки обобщают информацию о браке, простоях, движении рабочей силы, использовании рабочего времени.

Учет  труда и заработной платы на любом  предприятии по праву занимает одно из центральных мест в системе  бухгалтерского учета. Труд является важнейшим  элементом издержек производства и  обращения.

Трудовые  доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его  личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными  размерами законодательно не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятия всех организационно-правовых форм устанавливается законодательством.

В новых  условиях хозяйствования важнейшими задачами учета труда и заработной платы  являются:

- в установленные  сроки производить расчеты с  персоналом предприятия по оплате труда (начисление заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);

- своевременно  и правильно относить в себестоимость  продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органами социального страхования;

- собирать  и группировать показатели по  труду и заработной плате для  целей оперативного руководства  и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами  социального страхования, Пенсионным  фондом и Фондом занятости.

Для того чтобы выполнять все эти задачи, бухгалтер должен знать порядок  составления и использования  учетных документов.

Учет труда  и  заработной  платы  должен обеспечить оперативный  контроль за  количеством и качеством труда,   за   использованием средств, включаемых  в фонд  заработной платы и выплаты социального характера.

Значение  учета заработной платы состоит  в том, что работодатель обязан вести  отчетность, подтверждающую обязательства  по начислению заработной платы и  удержаний из нее.

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию управленческого учёта в ООО «Рассвет»