Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение бухгалтерского учета и ревизии дебиторской и кредиторской задолженности в организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность дебиторской и кредиторской задолженности;
рассмотреть нормативно правовую базу учета дебиторской и кредиторской задолженности;
- ознакомиться с экономико-финансовой характеристикой ООО"ПромМатСнаб";
- рассмотреть особенности ведения учета расчетов с дебиторами и кредиторами на исследуемом предприятии;
- ознакомиться с действующей методикой ревизии расчетов с дебиторами и кредиторами.
Ведение………………………………………………………………………….4
1Расчеты с дебиторами и кредиторами как объекты бухгалтерского учета и ревизии…………………………………….7
1.1 Сущность и особенности учета дебиторской и кредиторской задолженности…………………………………………………………………….7
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами………………………………………………….…..10
1.3 Обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования …………………………………………………………………….13
1.4 Организационно-экономические особенности деятельности ООО «ПромМатСнаб» и их влияние на положения учетной политики……………18
2 Учет расчетов с дебиторами и кредиторами на примере торгового предприятия…………………………………………………24
2.1 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности в ООО«ПромМатСнаб»…………………………………………………………...24
2.2 Бухгалтерский учет кредиторской задолженности в ООО«ПромМатСнаб»…………………………………………………………...29
2.3 Раскрытие информации о дебиторской и кредиторской задолженности в отчетности и направление совершенствования учета расчетов с дебиторами и кредиторами ……………......................................................................................35
3Ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами…………….40
3.1 Сущность, роль и значение ревизии учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………………………………………………….……...40
3.2 Методика ревизии учета расчетов с дебиторами и кредиторами………...44
3.3 Документальное оформление материалов ревизии……………………….48
3.4 Направления совершенствования учета расчетов с дебиторами и кредиторами……………………………………………………………………...51
Заключение………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы и потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета.
По кредиту счета 60 начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками в сумме:
- указанной в расчетных
документах поставщика на
- стоимости услуг по
доставке товарно-материальных
Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до поступления груза, то записью по кредиту счета 60 погашается дебиторская задолженность за поставщиками (подрядчиками) по предоплате.
После акцепта счета при
приемке поступивших ценностей
на склад может быть обнаружена недостача
сверх норм естественной убыли, также
при проверю акцептованного счета
поставщика (подрядчика) может быть
выявлено несоответствие цен, обусловленных
договором, и арифметические ошибки.
В этих случаях счет 60 кредитуется
на сумму претензии в
По дебету счета 60 отражаются суммы, перечисленные в оплату (предоплату) ценностей (работ, услуг), — в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. Данная запись производится на основании подтверждающих банковских документов.
Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете.
Кредитовое сальдо счета 60 показывает суммы задолженности организации поставщикам и подрядчикам.
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:
- поставщикам по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- поставщикам по
- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикам по просроченным оплатой векселям;
- поставщикам по полученному коммерческому кредиту.
Поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов, называются неотфактурованными. Поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы, неотфактурованные поставки оплате не подлежат, и по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, и не числится ли стоимость поступивших ценностей в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы.
Неотфактурованные поставки приходуются на склад в оценке по ценам, указанным в договоре поставки, либо по учетным ценам, либо по ценам предыдущих поставок. Если до конца месяца расчетные документы не поступят, то приемная оценка на неотфактурованные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования приемная оценка неотфактурованных; поставок сторнируется и ценности приходуются в суммах, указанных в расчетных; документах.
Неотфактурованные поставки приходуют в приемной оценке по дебету счетов учета поступивших ценностей и кредиту счета 60. При поступлении расчетных документов поставщика делается сторнировочная запись. Поступившие ценности| приходуются по ценам, указанным в расчетных документах.
Отражение учета кредиторской задолженности, возникающей в результате приема неотфактурованных поставок, рассмотрены в таблице.
Таблица 2.2.1. Учет приема неотфактурованных поставок ООО«ПромМатСнаб» за сентябрь 2011г.
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Определена стои-мость заготовления материалов по учетным ценам. |
15 |
60 |
Оприходована партия материалов, поступивших без документов по учетным ценам |
10 |
15 |
Сторно: Определена стоимость заготовления материалов по учетным ценам |
15 |
60 |
Отражена стоимость |
15 |
60 |
Определено отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости в учетных ценах. |
16 |
15 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Организация в качестве поставщика товарно-материальных ценностей, подрядчика работ может заключить договоры с покупателями, в которых предусматривается получение предоплаты, аванса либо оплаты продукции и работ по частичной готовности. В случае предоплаты поставщик выписывает и направляет покупателю расчетные документы на предстоящую поставку. Покупатель получает и оплачивает расчетные документы, после чего производится отгрузка ценностей, выполнение работ.
В случае получения авансового платежа и оплаты по частичной готовности поставщик предъявляет расчетные документы в общем порядке на полную стоимость отгруженных ценностей (на полный объем работ). Одновременно суммы полученных авансов и оплаты частичной готовности идут в зачет, т.е. зачитываются в уменьшение задолженности за покупателями, начисленной согласно расчетным документам.
С момента поступления сумм аванса и предоплаты покупатели и заказчики выступают как кредиторы организации, на суммы полученных от покупателя авансов и предоплаты начисляется кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность по полученным авансам и предоплате погашается по факту реализации ценностей, выполнения работ при предъявлении покупателям расчетных документов.
Кредиторская задолженность по полученной предоплате принимается к учету проводкой по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Погашение задолженности перед покупателями по факту отгрузки продукции, выполнения работ отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Реализация».
Для обобщения информации о расчетах по авансам, полученным под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности продукции и работ, целесообразно открыть субсчет «Авансы полученные» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Учет расходов на оплату труда ведется в соответствии с действующим законодательством и принятыми формами и системами оплаты труда. Основными задачами бухгалтерского учета оплаты труда являются:
- правильное и своевременное начисление сумм оплаты труда;
- правильное распределение начисленных сумм оплаты труда по направлению затрат;
- правильное, своевременное удержание и перечисление подоходного налога;
- правильное начисление и
своевременное перечисление
- сбор и группировка
Для обобщения информации о расчетах с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации, по оплате труда предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
По кредиту счета 70 отражаются начисленные суммы оплаты труда и других выплат работникам:
- суммы оплаты труда,
- суммы оплаты труда,
- суммы оплаты работникам за
время отпуска и ежегодного
вознаграждения за выслугу лет,
- выплаты социального характера,
- дивиденды и доходы от участия в организации, начисленные из прибыли после налогообложения либо из средств резервного фонда, — в корреспонденции с дебетом счетов 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 82 «Резервный фонд».
С дебета счета 70 списываются:
- суммы удержаний из оплаты труда — в корреспонденции с кредитом счетов расчетов по данным удержаниям;
- суммы оплаты труда за
вычетом произведенных
- депонированные суммы, не
Кредитовое сальдо счета 70 показывает сумму кредиторской задолженности перед персоналом по оплате труда.
Аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику организации.
Большая часть начисленных сумм оплаты труда относится на затраты производства. Начисление подобных сумм производится по кредиту счета 70 в корреспонденции с дебетом тех счетов учета затрат на производство, которые отражают характер и назначение использованного труда:
- 20 «Основное производство»
— в части оплаты труда
- 23 «Вспомогательные
производства» — в части
- 25 «Общепроизводственные расходы» — в части оплаты труда руководителей, специалистов и служащих цехов, а также рабочих, занятых на обслуживании цехового оборудования и техники;
- 26 «Общехозяйственные расходы»
— в части оплаты труда
- 97 «Расходы будущих периодов»
— в части оплаты труда
- 44 «Расходы на реализацию» — в части оплаты труда рабочих, занятых на операциях погрузки и реализации готовой продукции.
Удержания на возмещение причиненного материального ущерба начисляются по дебету счета 70 и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Удержанные суммы погашают начисленную ранее дебиторскую задолженность за работником по возмещению материального ущерба, учтенную на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Удержания своевременно не возвращенных подотчетных сумм, признанных работником, начисляются по дебету счета 70 и кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Удержанные суммы погашают начисленную ранее дебиторскую задолженность за подотчетными лицами, учтенную на счете 71.
Удержания сумм оплаты труда для перечисления на зарплатную карточку работника отражаются по дебету счета 70 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Депонированные суммы списываются с дебета счета 70 в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Возврат депонированных сумм на расчетный счет организации отражается записью по кредиту счета 50 «Касса» и дебету счета 51 «Расчетный счет». Выдача из кассы депонированных сумм в погашение кредиторской задолженности перед депонентами отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 50 «Касса».
Организация-поставщик может получить претензию от покупателей на суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убыли, арифметических ошибок в расчетных документах, несогласованных цен и пр., обнаруженных после акцепта расчетных документов. При поступлении к покупателю ценностей, качество, ассортимент, упаковка которых не соответствует условиям договора с поставщиком, покупатель имеет право отказаться от ценностей и потребовать от поставщика возврата уплаченной денежной суммы.
Информация о работе Ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами