Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:03, курсовая работа
Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учёта затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путём группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и постоянные.
Содержание
Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учёта затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путём группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и постоянные.
Управление себестоимостью
продукции (работ, услуг) предприятий
– планомерный процесс
Применение различных методов учёта затрат влияет на величину себестоимости и тем самым на сумму полученной прибыли.
В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры всегда должны иметь оперативную информацию о том, во что обходится предприятию производство продукции, осуществление определён-ного вида деятельности в действительности, вне зависимости от того, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. В настоящее время в теории и практике управления себестоимостью и прибылью применяется следующий принцип оценки точности калькуляции: самая точная калькуляция не та, которая наиболее полно включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Для этого необходимо вести раздельный учёт переменных и постоянных расходов с подсчётом максимального дохода.
Актуальность внедрения подобного метода учёта затрат очень высока, поскольку перед менеджерами открывается ряд дополнительных возможностей управления и контроля за себестоимостью и прибылью. В частности становится возможным определение безубыточности предприятия.
Анализ безубыточности
позволяет определить тот минимально
необходимый объём реализации продукции,
при котором предприятие
Целью данной работы является рассмотрение роли управленческого учета в управлении себестоимости продукции.
Задачи:
1) рассмотреть сущность и актуальность современного управленчес-кого учета;
2) изучить основные методы учета затрат и калькулирования;
3) проанализировать новые виды и методы учета затрат и калькулирования себестоимости;
4) сделать выводы.
В мировой практике существуют
различные подходы к
Следует отметить, что как в первом, так и во втором случае можно констатировать, что в современном западном понимании термина «управленческий учет» центр тяжести все более и более переносится на слово «управленческий», что связано с тем, что методика и технология организации учета все в большей степени определяются именно управленческой задачей, стоящей перед предприятием.
В отечественной и, в значительной части, переведенной к настоящему времени иностранной литературе часто под термином «управленческий учет» понимается только его значимая, но отнюдь не исчерпывающая часть – учет затрат и расходов, связанных с (основной) деятельностью. В связи с этим иногда между терминами «учет затрат» и «управленческий учет» практически ставится знак равенства. Такой подход, приемлемый для простых случаев (мелких и средних, в основном монопродуктовых фирм), не вполне приемлем для более крупных предпринимательских фирм, так как там круг проблем, которые решаются с помощью управленческого учета значительно шире, как и само понятие «издержки» в этом случае.
Более полным будет утверждение, что управленческий учет базируется на методологиях, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии, более того, акцент переносится на управленческий учет затрат, связанный, например, с такими аспектами, как оценка деятельности подразделений и оценка рентабельности продуктов и производств.
Сравнивая финансовый и управленческий учет, можно выделить в них ряд различий. На рисунке 1.1 относительные признаки каждого вида учета сгруппированы относительно характеристик информации.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ
По решению администрации
Множество приблизительных
Незначительные отклонения в
оценок
Центры ответственности,
продукты, зоны сбыта и т.п.
Обеспечение информацией Составление отчетности для
внутренних пользователей
для планирования и управления информации
Группа работников управленческого Группа работников, не
персонала, входящих в состав входящих в состав
предприятия
Полезность информации для Общепринятые
принятия решения
к нормам и юридическим
требования
Нет базисного равенства.
Три вида объектов: доходы, обязательства + собственный
издержки, активы
По времени соотношения информации
Прошедшее и базисное
время, за определенный и определенный период
на определенный период
Денежное и натуральное
выражение продукта учета продукта учета
Определяется задачами, чаще – Квартальная, годовая
ежедневная, еженедельная,
декадная, помесячная
По мере окончания отчетного Через несколько недель или
периода (ежедневно – на месяцев по окончании
следующее утро и т.п.)
Дисциплинарная
(замечание, выговор и т.д.) ответственность (штраф) по
Рис. 1. Отличительные признаки каждого вида учета.
Итак, организация управленческого учета – внутреннее дело предприятия. Администрация сама решает как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо нормативных, полных либо частичных затрат.
Многообразие организаций, определяемое формами собственности, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обуславливают разнообразие конкретных форм организации управленческого учета.
Практически те или иные элементы управленческого учета всегда имеются на предприятии, например, оперативный учет или та или иная отчетность, предоставляемая руководству предприятия. Но важно, чтобы эти элементы были объединены в единую структуру, ориентированную на достижение определенного результата.
Создание системы
Первый этап – формирование
управленческого решения
На втором этапе необходимо «увязать» принятые решения с существующими управленческими решениями, учетной политикой, бухгалтерской практикой и, наконец, уже существующими учетными технологиями и программными средствами. Этот этап находится на стыке двух элементов системы управленческого учета – организации и сбора данных. С одной стороны, организация данных существующих схем учета может быть использована при формировании управленческого учета, с другой – требования управленческого учета могут привести к изменениям в существующих структурах данных. Могут измениться и требования к системе сбора данных, например, подвергнуться пересмотру периодичность, объем и адреса предоставления различных форм. При этом важно поддерживать согласование между различными учетными схемами с целью устранения дублирования информации, сокращения количества отчетных форм и повышения актуальности предоставляемых данных.