Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:03, курсовая работа
Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учёта затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путём группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и постоянные.
Недостаток метода повторение одних и тех же затрат в составе себестоимости. Эта цикличность называется внутризаводским оборотом, который подлежит исключению при суммировании затрат по всему предприятию в целом. Достоинствами являются: возможность определения себестоимости отдельных фаз обработки полуфабриката, выявление причин отклонения от плановых или нормативных значений; учитывать незавершенное производство в местах нахождения, т.е. по отдельным переделам; нет необходимости проводить периодическую инвентаризацию для контроля за внутренним передвижением полуфабрикатов.
Позаказный метод. Используется метод при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. Примером отраслей служат: машиностроение пошив одежды, мебель изготовляемая на заказ. Полностью отсутствует незавершенное производство, т.к. учет осуществляется по заказам. Заказ – это заявка клиента на изготовление определенного количества изделий, оформленная договором.
Сущность данного метода заключается в том, что прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета является отдельный заказ. До момента сдачи заказа затраты по его изготовлению считаются незавершенным производством. Если заказ является единичным изделием, его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. В случаях когда заказ представляет собой партию изделий, то себестоимость рассчитывается путем суммирования затрат по изготовлению всей партии. Если необходимо рассчитать себестоимость одной единицы изделия общие производственные затраты делят на количество единиц в партии.
Учет издержек по каждому заказу начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значит, заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ хранится в бухгалтерии.
Наряд-заказ в зависимости от потребностей предприятия имеет различный вид. Базовой информацией которая обычно содержится в заказе-наряде является: тип заказа, номер заказа (индивидуальный код), характеристика заказа (краткое описание работ по изготовлению заказа), исполнитель, срок исполнения заказа, месяц в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.
После того как заказ-наряд составлен, в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа.
Для каждого заказа бухгалтерия открывает карточку (ведомость). В карточке накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в случае использования позаказного метода калькулирования.
В развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количеству аналитических счетов должно соответствовать количество заказов. Регистром для ведения аналитического учета является карточка заказов.
В соответствии с полученными первичными документами прямые затраты материалов списываются на соответствующие заказы и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».
На практике косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.
Расчет бюджетной ставки
распределения косвенных
Базу распределения каждое предприятие выбирает самостоятельно, исходя из специфических особенностей своей деятельности, характера выполняемых заказов, их размера, количества и т.д. База распределения косвенных расходов записывается в учетной политике предприятия и не изменяется в течение всего отчетного периода.
3. Производится расчет
бюджетной ставки путем
Пример. Ожидаемая сумма
косвенных расходов на предстоящий
период составляет 52500 тыс. руб. Базой
распределения выбрана
Таким образом, одному рублю заработной платы основных производственных рабочих будет соответствовать 2,1 рубля косвенных расходов.
В дальнейшем рассчитанная бюджетная ставка используется для калькулирования издержек по заказам.
Допустим, что в карточке учета издержек по заказу В содержится информация в тыс. руб.:
фактически израсходованные
материалы
фактические затраты на оплату труда основных производственных рабочих 2600
Косвенные расходы будут отнесены на заказ
В сумме:
2600*2,1=5460 тыс. руб.
Себестоимость заказа составит:
9000+2600+5460=17060 тыс. руб.
Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат.
Учет фактических затрат – это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам.
Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них.
Оба метода направлены на
выявление и отражение в
Фактический метод учета затрат является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Однако данный метод имеет множество недостатков, о которых пойдет речь ниже.
Учет фактических затрат строится на следующих принципах: полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета, учетная регистрация в момент возникновения, отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и носителям затрат, сравнение фактических показателей с плановыми.
Метод позволяет определить фактическую (историческую) себестоимость.
В начале ХХ века данный метод стал подвергаться критике со стороны ученых-экономистов. Так, Г.Эмерсона затрагивал этот вопрос в своей книге «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». В главе, касающейся учета себестоимости автор подчеркивал медлительность учета, а ошибочность получаемых цифровых данных о себестоимости как следствие «смешения производственных затрат с приходящимися (случайными) расходами, которые не имеют даже самого отдаленного отношения к себестоимости». По мнению Г. Эмерсона основной недостаток метода заключается, в том, что почти не имеет ни какой ценности в качестве устранения потерь
А также недостатками фактического метода учета затрат являются:
- недостаточная оперативность
предоставления данных для
- отсутствуют, какие либо стандарты, - учет «исторической» себестоимости трудоемок, создает много дополнительной работы по регистрации хозяйственных фактов, а потому оказывается более дорогостоящим.
Самым главным недостатком метода является невозможность оперативной подачи администрации сигнала о производительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить, предприняв экстренные меры.
Т. о., наиболее прогрессивными особенно в условиях развивающихся рыночных отношений и жестокой конкурентной борьбы, оказываются варианты учета нормативных затрат.
Нормативный метод предполагает,
что по каждому виду изделия составляется
предварительная нормативная
Норма – это заранее
установленное числовое выражение
результатов хозяйственной
Учет организуется так чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от этих норм. Полученные данные об отклонениях дают возможность управлять себестоимостью изделия и калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной (вычитания из нее) соответствующей доле отклонения по каждой статье. Нормативный метод позволяет исчислять не дожидаясь конца месяца фактическую себестоимость изделий, а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) производить анализ отклонений и выявлять их причину и виновников.
Основными принципами нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости являются:
1. Возможность предварительного
составления нормативной
Данный принцип может
быть реализован лишь при наличии
у предприятия необходимой
2. Учет изменений (в
течение месяца) действующих норм
для корректировки нормативной
себестоимости, определение
3. Учет (в течение месяца) фактических затрат с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.
4. Выявление причин отклонений, а также их анализ
5. Определение фактической
себестоимости выпущенной проду
Для синтетического учета затрат при применении нормативного метода используют следующие счета: счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ, оказанных услуг (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство»). По кредиту отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, сданных работ, оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»). Информация о фактической себестоимости готовой продукции собирается по дебету счета 40.
Первого числа каждого месяца (или квартала) на счете 40 определяют отклонение фактической себестоимости от нормативной. При выявлении факта о том, что нормативная себестоимость выше фактической, сторнируется себестоимость реализованной продукции. В случае перерасхода нормативная себестоимость ниже нормативной делается дополнительная запись:
Дебет сч. 45 «Товары огруженные»
Кредит сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) »
Возможны модификации нормативного метода: полный и не полный учет нормативных затрат. Об организации полного учета было сказано выше.
Неполный учет является
менее точным, но менее трудоемким,
под нормирование попадают лишь прямые
затраты и калькуляция составля
Чтобы принять оптимальное управленческое решение и финансовое, любому предприятию не зависимо от сферы деятельности необходимо знать свои затраты и разбираться в информации о производственных расходах. Проведение анализа издержек позволяет выявить их эффективность, установить не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены реализации, контролировать расходы, планировать ожидаемый размер прибыли и рентабельности производства.