Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:02, курсовая работа
Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсо-обеспеченностью и географическим положением.
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1.Рыночная экономика, ее характеристика.
1.1. Понятие рыночной экономики…………………………………………...…5
1.2.Формирование и функционирование рыночной экономики……………...10
1.3. Механизмы рыночной экономики…………………………………………16
Глава 2. Взаимодействие рыночной системы и государства.
2.1.Типы государственного регулирования……………………………………22
2.2.Экономические функции государства в рыночной экономике………...…24
Глава 3.Рыночная экономика России.
3.1 Причины и механизмы перехода к рынку в России……………………….29
3.2.Современная рыночная экономика России………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………
Определение рынка между учеными различных стран связано именно с его функциональной ролью. Авторы популярного учебника «Экономикс» К.Макконнелл и С.Брю пишут: «Рынок – это просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товара или услуги». Р.Пиндайк и Д.Рубинфельд в своем труде «Микроэкономика» определяют рынок как «совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге возможности обмена». Авторы учебника «Экономика» С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи считают, что «рынок - это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара(услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара(услуги)». Авторы российского учебника «Курс экономической теории» пишут: «Рынок – способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов». Хотя приведенные выше определения рынка отличаются друг от друга, общим в них остается указание на отношения купли-продажи товаров.
Отношения
по поводу движения товаров
возникли несколько веко тому
назад и прошли сложный путь
развития. До возникновения капитализма
товарно-денежные отношения и
обмен имели подчиненное
Рыночное
хозяйство представляет собой
исторически определенную
Становление рыночных отношений – объективно обусловленный процесс. Он связан с поисками наиболее рационального поведения людей в условиях недостатка экономических ресурсов, стесненности производственных возможностей человека и безграничности его потребностей в разнообразных благах. Ограниченность присуща любому виду ресурсов: труду, земле, сырью, капитально-техническим средствам. В целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества люди преодолевали ее в процессе развития и углубления общественного разделения труда. Но это обстоятельство указывал еще А.Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776).
Прежде всего
эти процессы послужили
Следовательно,
решающими условиями возникнове
Возникновение и становление рыночной экономики имеет длительную и трудную историю. Развертывание товарно-денежных рыночных отношений способствовало развитию социально-экономического прогресса на основе углубления общественного разделения труда, экономических свобод товаропроизводителей возможностей реализации индивидуальных интересов. Однако сам этот процесс был крайне тяжелым для многих слоев населения и целых народов. Всем известны жестокие издержки первоначального накопления капитала, сопровождавшимся систематическим насилием и грабежом Да и регулирующие меры государства отнюдь не всегда были безболезненными. В начале рыночного пути рабочий день достигал 16 часов при мизерной заработной плате наемных работников.
Наибольшего развития рыночное общество достигает при капитализме, ибо в этот период общественное разделение труда имеет гигантские масштабы, а производители отделены друг от друга прочим барьером частновладельческих отношений. Поэтому здесь единственно возможной связью является связь рыночная. Продавец, реализуя товар, теряет на него право собственности, а покупатель, уплатив за товар, становится его собственником.
Ученые выделяют ряд исторических этапов становления и развития рыночной экономики в мире. Основываются они при этом на разных критериях. Одни считают, что мир рыночного хозяйства прошел этапы сначала свободной (совершенной) конкуренции, затем массового производства. Далее последовали эпохи сбыта и постиндустриальное развитие. Существует другая классификация этапов развития экономики.
Использует в качестве критерия уровень развития производительных сил и производственных отношений. Это, в свою очередь, находит свое выражение в динамике и масштабах товарного производства и обмена, вовлечение в отношения купли- продажи все больших масс населения. В связи с этим выделяют такие этапы: становление рыночной экономики, собственно рыночная экономика, деформированная рыночная экономика.
Постоянное возобновление (воспроизводство) рыночных отношений возможно лишь на основе эквивалентности обмена. Обмен- это не просто средство все более полного удовлетворения потребностей человека на основе разделения труда, но объективно предполагает взаимовыгодность, реализацию интереса каждого субъекта рыночных отношений. В частности, интерес производителя состоит в том, чтобы в процессе обмена не только возместить свои капитальные затраты, но и получить прибыль, обеспечивающую расширенное воспроизводство. Одним из источников прибыли служит снижение издержек производства по сравнению со средними издержками выпуска данного товара. Однако, заботясь о собственном интересе, производитель может его реализовать только в результате продажи товара. Это значит, что необходимо наличие не просто потребности, а платежеспособной потребности на конкретном рынке. Тем самым товаропроизводитель, независимо от личных или корпоративных целей, служит интересам общества. Обеспечивая снижение своих издержек производства на основе технических и технологических нововведений, производитель также служит общественному прогрессу. Следовательно, в процессе реализации индивидуальных целей «невидимая рука» (по выражению А.Смита) направляет производителей на принятие решений, отвечающих интересам общества.
Следует отметить, что на рубеже 19и 20вв. начала разрабатываться концепция социальной ответственности бизнеса, которая окончательно сложилась в 30-е гг. 20в. Ёе содержание глубоко изложено в монографии Ф.Берли и Г.Минза «Современная корпорация и частная собственность»(1934), а также в послевоенном труде американского экономиста Г.Боэна «Социальная ответственность бизнеса». Появились и другие работы. Суть этой концепции вытекает из следующей логической цепочки. Современные товаропроизводителей (корпорации) функционируют в определенной социальной и политико-культурной среде. Следовательно, они не могут игнорировать интересы общества. Ведь эта стабильность служит условием их эффективной деятельности. Она способствует реализации их собственных деловых интересов. Следовательно, долг производителей координировать свои интересы с интересами общества, т.е. нести перед ним определенную ответственность.
Становление рыночной
экономики связано с развитием
простого товарного производства, основанного
на личном труде производителей-
Отличительной
чертой собственно рыночной
Развитие
типов несовершенной
Данный тип хозяйствования характеризуется наличием в экономике двух секторов (частного и государственного) и двух механизмов регулирования социально-экономических процессов (рыночная саморегуляция и государственное регулирование). В зависимости от целей и масштабов государственного регулирования экономики различают неодинаковые ее модели: смешанная экономика (например, в США), социально-ориентированная рыночная экономика (ФРГ), корпоративная экономика (Япония)
Деформированная рыночная экономика характеризуется преобладанием командно-административных, планово-директивных методов регулирования национальной экономики, подавлением механизма саморегулирования.
Подводя итог, отмечу, что в основе процесса становления и совершенствования системы рыночных отношений лежит развитие товарного производства и сохранилось даже в деформированной рыночной экономике. [3,с76-78]
1.3 Механизм рыночной экономики
Ранее отмечено,
что рыночная экономика как система
базируется на общественном разделении
труда и экономической
Отношения между экономически независимыми друг от друга производителями и покупателями проявляются прежде всего в форме соотношения спроса и предложения. Эти отношения реализуются при помощи таких инструментов, как деньги, цены, конкуренция, а их результаты оцениваются в форме прибыли или убытка.
Рыночный спрос является важнейшим фактором увеличения или сокращения выпуска товаров. Производятся те товары, которые пользуются спросом, обеспечивая тем самым удовлетворение потребностей человека. Спрос как экономическая категория отражает платежеспособные потребности участников рынка и их поведение в качестве покупателей товара по отношению к продавцам. Он выступает в виде спроса на факторы производства и спроса на предметы потребления и потребительские услуги. Различают спрос на отдельные виды товаров (индивидуальный спрос) и совокупный спрос, характеризующий спрос на макроуровне.
Экономическая категория «предложение» характеризует поведение производителей товаров и услуг. Предложение носит индивидуальных или совокупный характер. В первом случае речь идет о микроуровне, во втором- о реальном объеме национального производства при различном уровне рыночных цен. Однако предложение товаров на рынке формируется не только за счет произведенной продукции, но и за счет товарных запасов и импорта. Совокупный объем предложения товаров определена множеством обстоятельств. Главными из них являются цены на ресурсы, издержки производства, уровень научно-технического прогресса, законодательство, влияющую на налоговую, ценовую, таможенную, ценовую политику, стандартизацию продукции, а также прямое государственное регулирование процессов производства или обмена и др. Закон предложения свидетельствует, что между предложением товаров и величиной цен существует прямая зависимость. Чем выше цена товара, тем больше стоимостной, денежный объем его предложения.
В результате взаимодействия спроса и предложения стихийно формируются относительно равновесные цены. Здесь следует иметь в виду, что в принципе цена равновесия возможна только в ситуации идеально совершенной конкуренции. Но в реальной экономике такие условия обеспечить практически невозможно, т.е. подлинное рыночное равновесие цен осуществимо лишь абстрактно, теоретически.
Механизм ценообразования помимо соотношения спроса и предложения включает в себя и такое явление, присущее рыночным отношениям, как конкуренция. Под конкуренцией в сфере экономики обычно понимают состязательность, соревнование субъектов рыночных отношений за более благоприятные условия в сфере производства и обмена. Эта общая характеристика конкуренции применима к любым формам ее проявления: совершенной и несовершенной; ценовой и неценовой; внутриотраслевой, межотраслевой и международной. Изменение спроса и предложения определяет степень конкурентоспособности производителей, остроту борьбы за покупателя и получения прибыли. Это непосредственным образом влияет на ценообразование. Конкуренция является одной из функций рынка, движущей силой развития рыночной экономики. Ее созидательное значение проявляется в том, что она порождает своеобразное экономическое принуждение, заставляя производителей поддерживать высокий уровень деловой активности, искать все новые и новые возможности в сфере производства, непроторенные пути и не занятые никем ниши сбыта. Однако конкуренцию сопровождают и отрицательные последствия. Убыточность, разорение, банкротство многих производителей – весьма распространенное явление. Отметим также, что конкуренция порождает свою противоположность – монополию. При этом конкуренция и монополия представляют собой две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Конкуренция, с одной стороны, демонстрирует экономическую независимость товаропроизводителей, а с другой – приводит к созданию разного рода монополистических объединений. Тем самым она в ряде случаев активно формирует условия несовершенной конкуренции. Монополистические объединения, ограничивая свободу честного соревнования между товаропроизводителями, обеспечивают себе устойчивое положение на рынке.