Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:02, курсовая работа
Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсо-обеспеченностью и географическим положением.
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1.Рыночная экономика, ее характеристика.
1.1. Понятие рыночной экономики…………………………………………...…5
1.2.Формирование и функционирование рыночной экономики……………...10
1.3. Механизмы рыночной экономики…………………………………………16
Глава 2. Взаимодействие рыночной системы и государства.
2.1.Типы государственного регулирования……………………………………22
2.2.Экономические функции государства в рыночной экономике………...…24
Глава 3.Рыночная экономика России.
3.1 Причины и механизмы перехода к рынку в России……………………….29
3.2.Современная рыночная экономика России………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………
Обычно под институциональным равновесием понимают ситуацию, в которой при данном соотношении сил игроков, данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений. Институциональное равновесие определяет условия для стабильного функционирования хозяйственного механизма в рамках доминирующего способа экономической координации. Динамические процессы в экономике приводят к созданию экономических ситуаций, которые характеризуются неравновесие не только на "обычных" рынках товаров и факторов производства но и на институциональном "рынке".
В настоящее время отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов. Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума». Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.
В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предполагалось к 2010 году обеспечить «выход России на качественно-новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями». [13]
Преобразование административно-командной хозяйственной системы в рыночную экономику сопровождается сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Прежде всего, такая смена диктуется необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследованных от прошлого. Прежняя структура народного хозяйства СССР характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.
Всесторонняя структурная перестройка экономики России -отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста.
Эффективной признается такая структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.
Основными направлениями
структурной перестройки
Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.
Однако пока позитивных
изменений в структуре
Негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.
В 2000 г. удельный вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства -80,4%'. В результате формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.
Тем не менее в стране имеются большие возможности в области высоких технологий, которых, по скромным оценкам специалистов, насчитывается более 3 тыс. В случае успешной "раскрутки" этих технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с нынешних 0,3 до 10-12%, а это только по экспорту дало бы до 140-180 млрд долл. США в год2.
Усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические структуры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, сферы высоких технологий. [12]
Заключение
В заключении хотелось бы
Выяснила, как взаимодействует рыночная система с государством. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики. Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
А так же мне хотелось бы сказать, что за последние 80 лет российским предприятиям приходилось работать в самых разных условиях. Сначала это была система жесткого централизованного планирования с преобладанием внеэкономических целевых установок и мотиваций. Затем эта система постепенно трансформировалась в экономику, где появилось много полунезависимых центров принятия плановых решений и где возник довольно заметный горизонтальный товарообмен между предприятиями. Еще позднее внедрение рыночных элементов в плановое хозяйство приняло открытую форму, в результате чего национальная экономика приобрела ярко выраженный переходный характер. Ключевой особенностью переходной экономики было хаотичное и противоречивое сочетание плановых механизмов с рыночными, ставшее причиной сильного искажения всех экономических критериев и мотиваций. Через некоторое время было решено ускорить переход к рынку посредством реформы шокового типа, что привело к резкому обострению кризисных явлений и еще большему искажению экономических целей и мотиваций. Тем не менее, в дальнейшем, по мере выхода из трансформационного кризиса, в России постепенно сложилась экономика вполне рыночного характера. Изучение истории взаимоотношений государства и предприятий в советский и постсоветский период необходимо для того, чтобы, основываясь на анализе опыта этих отношений грамотно выстраивать российскую экономику и находить баланс между государством и предприятием. В рамках данного утверждения выбранная тема исследования актуальна, т.к. консолидирует в себе анализ как самого процесса перехода отношений государства и предприятия от команды к партнёрству, так и становление и развитие рыночных отношений в современно России. В ходе работы также выявлены некоторые проблемы и аспекты, требующие рационального разрешения. В первую очередь, к таким аспектам относится ликвидации отставания России от экономически развитых стран, а также поиск универсального соотношения государства и предприятий. Одной из главных задач российской национальной политики сегодня становится создание эффективных механизмов реализации имеющегося национального инновационного потенциала, привлечение современных иностранных технологий, которые в сочетании с российскими природными ресурсами, человеческим и научно-техническим потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. В конечном итоге это должно привести к дельнейшему ускоренному развитию экономики России, ослаблению её зависимости от импорта и расширению экспорта наукоемкой продукции. Что касается поиска оптимального соотношения государства и предприятий, то России и ее руководству надо выработать баланс между государством и рынком, нужно избегать крайностей и искать эффективные механизмы партнерства.
Список литературы:
1 Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Кодекс, 1996.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.2001.
4.Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" // Экономика и жизнь №25-26.
5. Экономика для менеджеров: Учебное пособие. – М:. РУНД, 2008.-508с.под ред. В.А.Исаева.
6. Экономика: Учебник / Под. ред.А.С. Булатова.3-е изд., перераб.
7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник.Изд. 3-е, доп.перераб. / Под общ.ред. В.И.Кушлина. – М:. Изд-во РАГС, 2008.-616с. (Учебник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).
8. Макроэкономика: Учебное пособие. / М.К. Бункина, В.А. Семёнов. - М.: Эльф К - пресс, 2009.
9. Акопова Е. Рыночные и нерыночные начала в рыночной трансформации народнохозяйственной системы / Е.Акопова, П.Таранов // Общество и экономика. - 2009 - N 6. - С.47-54
10. Введение в рыночную экономику / под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. - М.: Высш. шк., 2010.
11. Соколинский В.М. Государство и экономика: Учебное пособие по курсу Экономическая политика (Макроэкономика). М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2009.
12. Кушнарев А.А. Структурные преобразования экономики. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.m-economy.ru/
13. Александр Бабицкий. Либерализация экономики России. [Электронный ресурс].-Режим доступа : http://www.luxurynet.ru/
14. Структурная перестройка экономики. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.naturzdrav.ru
15. Экономическая теория: Учебное пособие / В.М.Соколинский, В.Е.Корольков;5-ое издание под ред. А.Г.Грязновой и В.М.Соколинского. – 5-е издание., испр. И доп. – М:.КНОРУС, 2010. – 464 с.