Рыночная экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсо-обеспеченностью и географическим положением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1.Рыночная экономика, ее характеристика.
1.1. Понятие рыночной экономики…………………………………………...…5
1.2.Формирование и функционирование рыночной экономики……………...10
1.3. Механизмы рыночной экономики…………………………………………16

Глава 2. Взаимодействие рыночной системы и государства.
2.1.Типы государственного регулирования……………………………………22
2.2.Экономические функции государства в рыночной экономике………...…24

Глава 3.Рыночная экономика России.
3.1 Причины и механизмы перехода к рынку в России……………………….29
3.2.Современная рыночная экономика России………………………………...33

Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гайфуллина.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

перераспределение доходов.

  Для проведения этих разнообразных  мер  государство  прибегает  главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная  политика  – это бюджетная политика. Её можно определить как политику,  проводимую  путём манипулирования государственными  доходами  и  расходами.  Кредитно-денежная политика–это политика, проводимая путём  регулирования  денежной  массы  в обращении  и  совершенствовании  кредитной  сферы.   Оба   эти   направления государственной политики тесно связаны друг с другом.  Однако  эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

  Страны с  рыночной  экономикой  постоянно  ищут  оптимальное  сочетание государственного регулирования и функционирования  естественно  сложившегося рыночного механизма.

Таким образом, государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.

В рыночных условиях перед государством встает трудная  задача: с одной стороны оно  с помощью экономических рычагов  должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием.

Экономический рост может получить серьезную поддержку  от государства путем снижения налоговой  нагрузки или увеличения расходов государства последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.

Налоговая система  должна быть гибкой и динамичной. Она  должна быть готова в максимально  короткий срок подстраиваться к разным новшествам, возникающим на рынке. Главным  препятствием в достижении такой подвижности является процесс законодательного обеспечения налогового процесса.

Для сегодняшней  России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное  регулирование. После десятилетий  тотального диктата государства  в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. [7, с 45-56]

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рыночная экономика России.

3.1 Причины и механизмы перехода России к рыночной экономике

 

Россия после длительного  периода существования административно-командного типа системы национальной экономики  в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.

Распад СССР повлек за собой существенные геополитические  изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к  глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.

Объективными причинами перехода России к рыночной модели экономики были:

  1. тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;
  2. существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;
  3. перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;
  4. отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Была определена общая цель – переход экономики России в состояние эффективной рыночной системы с сохранением социальных функций государства.

Модель рыночной экономики должна была основываться на:

  1. эффективном государственном аппарате, способном обеспечить активный экономический рост, с признанием и защитой права частной собственности;
  2. активной системе минимальных социальных гарантий населению со стороны государства;
  3. конкурентоспособной национальной экономике;
  4. создании условий для формирования и существования института частной собственности;
  5. формировании и поддержании конкурентной среды внутри национальной экономики, в качестве основного способа активных темпов экономического роста.

         Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности. С одной стороны, этот процесс включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношениях, а также производства, с другой — осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего, в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.

Рассмотрим  подробнее 2 типа возможных моделей  развития событий. Это метод «шоковой терапии» и градуализм. Первый обуславливает скорый переход к рыночной экономике, быстрое осуществление реформ без оглядки на последствия. Второй - обратный соответственно. Планомерное реформаторство с чутким анализом сопутствующих ему процессов.

Теоретически  существовало два главных варианта перехода к новым для России рыночным отношениям. Первый — более медленный и осторожный, с сохранением рычагов регулирования экономики и ведущих отраслей производства в руках государства. Данный вариант предполагал, что сохраняющее свое влияние на экономику государство возьмет на себя и основное бремя забот по сведению к минимуму социальных потерь населения в переходный период. Слабым звеном данной модели признавалось то, что преобразования в таком случае грозили затянуться на длительное время, что вызывало опасения относительно реванша сил, выступающих за реставрацию старых порядков в стране.

Сторонники  данного — эволюционного —  варианта решения проблемы теоретически опирались на выводы английского  экономиста Дж. М. Кейнса, сформулированные им на основе анализа мирового кризиса и «великой депрессии» конца 20—30-х годов. События эти убедили ученого в том, что капиталистическая, рыночная экономика не является, как это считалось ранее, саморегулирующейся и что для ее нормального функционирования требуется постоянное государственное вмешательство, а также сосредоточение в руках государства, по крайней мере, таких отраслей народнохозяйственного комплекса, которые обеспечивают его сырьем и энергоресурсами.

Теоретическое обоснование своей политики радикальные реформаторы видели в монетаризме — экономическом учении, сформулированном на Западе уже в 70-е гг. XX в. В отличие от кейнсианцев монетаристы исходят из убеждения, что рыночная экономика способна к полному саморегулированию. Главный рычаг воздействия — финансы (монетаризм — от слова монета). Рыночные отношения при их полной свободе, считают сторонники этой теории, сами по себе обеспечивают и постоянно поддерживают стабильность экономики в целом. Вмешательство же государства не только подавляет свободу личности, но и увеличивает вероятность ошибок в проведении экономической политики.

Оппоненты монетаризма, в свою очередь, обращали внимание на то, что данная модель, вполне убедительная на бумаге, в математических расчетах, еще ни в одной стране мира не была проверена «в чистом виде» на практике. Тогда как эффективность  кейнсианства доказывается фактами экономического развития в послевоенные годы целого ряда развитых стран Запада, а также Японии.

Либерализация цен, осуществленная в начале 1992 года, была нацелена на решение нескольких проблем. Во-первых, она позволила  уменьшить финансовую несбалансированность в экономике. Это произошло за счет резкого сокращения ценовых субсидий и ставшего возможным в условиях свободных цен использования налога на добавленную стоимость. Во-вторых, либерализация цен в короткое время ликвидировала денежный навес, обусловленный инфляционной денежно-кредитной политикой предыдущих лет. В-третьих, благодаря изменению относительных цен были созданы предпосылки более эффективного распределения производственных ресурсов. В-четвертых, механизм свободных цен в том или ином виде вводил конкурентные начала в поведение и взаимодействие предприятий. Наконец, устранение дефицита товаров отразилось на поведении домашних хозяйств, резко уменьшивших ажиотажный спрос, а также непродуктивные затраты времени на ожидание в очередях.

В результате ценовой  либерализации ускорилось падение производства. Основной фактор резкого падения производства в постсоциалистических странах заключается в искусственном характере экономического роста, происходившего в последние десятилетия существования социализма и основанного на эксплуатации природных ресурсов Советского Союза. Важная причина снижения объемов выпусков заключается во включении рыночных механизмов: ограничениях спроса и усилившейся конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей. Либерализация цен выявила не только истинные размеры подавленной инфляции, но и фактическую степень перепроизводства товаров в социалистической экономике, которое многие годы сосуществовало с хроническим дефицитом. [8,с45-48]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2Современная рыночная экономика.

 

        С начала 90-ых годов 20 века Россия переживает глубокие перемены, связанные с переходом на рыночную модель хозяйствования. Нашей стране процесс экономической трансформации идет неоднозначно и займет длительный период времени.

 На первых  этапах реформирования экономики  достаточно жестко соблюдался  принцип экономического либерализма  – дать неограниченный простор  рыночному саморегулированию и  резко ограничить государственное  вмешательство в экономические  процессы. С точки зрения высших интересов России такой путь себя мало оправдал. И только сравнительно недавно стало приходить понимание, что без помощи государства невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирования.

  Становление рыночных отношений в России условно делится на два этапа. Первый этап охватывает 90-ые годы – нацелен на демонтаж националистической системы. В силу этого обстоятельства в начале 90-ых годов Россия стала страной, в которой практически не существовало институтов, обеспечивающих устойчивое функционирование всех сфер политической, экономической и социально-культурной жизни государства, что привело к масштабным рыночным дисбалансам.

 Указанный этап, связанный с целым рядом кризисов, позволил решить одну из важнейших задач – обеспечить определенное восстановление как макроэкономической, так и политической стабильности.

  Второй этап охватывает период с 93 по 2005 год и считается  временем восстановления экономики. Основные усилия государство в этот период времени были направлены на формирование экономических институтов, характерных для современного рыночного хозяйства. Были приняты и окончательно сформированы такие важнейшие документы как Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, новые пенсионные законодательства, законодательство о банкротстве, осуществлялась работа по совершенствованию межбюджетных отношений, валютного законодательства, реформирования естественных монополий, принятие законодательства, регулирующего создание и функционирование стабилизационного фонда.

   Однако на протяжении всех этапов реформ формирование рыночного законодательства сопровождалось как недостатками его применения, так и отсутствием эффективной системы государственного управления. Это привело к тому, что в ряде случаев реформы ограничивались лишь разработкой и принятием федеральных законов и постановлений правительства РФ. При этом их практическая реализация не являлась предметом анализа и контроля со стороны государства.

Информация о работе Рыночная экономика России