Рыночная экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсо-обеспеченностью и географическим положением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1.Рыночная экономика, ее характеристика.
1.1. Понятие рыночной экономики…………………………………………...…5
1.2.Формирование и функционирование рыночной экономики……………...10
1.3. Механизмы рыночной экономики…………………………………………16

Глава 2. Взаимодействие рыночной системы и государства.
2.1.Типы государственного регулирования……………………………………22
2.2.Экономические функции государства в рыночной экономике………...…24

Глава 3.Рыночная экономика России.
3.1 Причины и механизмы перехода к рынку в России……………………….29
3.2.Современная рыночная экономика России………………………………...33

Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гайфуллина.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

  До сего дня неэффективными остаются важнейшие институты, как государственный аппарат, судебная и правоохранительная системы.  Вмешательство государственных органов всех уровней в деятельность различных хозяйствующих субъектов остаются крайне высоким. При этом государство пока не обеспечивает в достаточной степени предоставления услуг в тех областях, где оно обязано это делать. Механизм принятия решений остается непрозрачным для общества, и до сего дня нет эффективных механизмов гражданского контроля за их реализацией. Кроме того, следует отметить, и такие негативные тенденции, как:

- отсутствие  условий и стимулов для развития  человеческого капитала, что выражается  в сложной демографической ситуации; высоком уровне бедности населения;  медленных темпах реформирования отечественного здравоохранения, образования и социальной сферы;

- низкий уровень  конкуренции и высокая доля  нерыночного сектора. В России  непрозрачной остается деятельность  субъектов естественных монополий.  При этом государственные предприятия, являющиеся крупным элементом нерыночного сектора, получают явные или скрытые привилегии;;

- инфраструктурные  ограничения экономического роста.  Низкий уровень развития транспортных  и телекоммуникационных сетей,  связи и энергетики оказываются  явно недостаточными для притока инвестиций в указанные сектора экономики и создают систему рисков, с которыми экономика России будет сталкиваться в самой ближайшей перспективе.

- низкий уровень  интеграции российской экономики  с международной экономикой; современные  участия России характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг, прежде всего транспортных, медицинских и образовательных, продукции наукоемких отраслей, а недостаточно большой объем трансграничного сотрудничества сильно сокращает возможности по обмену технологиями динамичному развитию собственных производств.

 Перечисленные  проблемы требуют внесения существенных  корректив в социально-экономическую  политику России. Второй этап  трансформации экономики явно исчерпан и речь должна идти о переходе к третьему этапу необходимых социально-экономических преобразований. Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую трансформацию на неуклонное сокращение существующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, то означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленный на формирование современного постиндустриального общества.[9,с87-91]

           В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической.

Общепризнанной теоретической  концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходное го периода следует за практикой преобразований. [10,с 101-104]

       Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача — переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.

Выделяют следующие  основные направления перехода к  рынку. Во-первых, либерализация экономики. Либерализация экономики — система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики — либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен — это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Либерализация хозяйственных операций — отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, предоставление возможностей для осуществления предпринимательства. Либерализация внешней торговли — отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка — формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % — государственная; 8,7 % — колхозная; 1,5 % — кооперативная; 1,2% — собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промышленности (преобладало производство средств производства) и недоразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специалистов, оптимальным считается, если военное производство составляет примерно 1—2 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка  базируется на разгосударствлении и  демонополизации экономики. Разгосударствление — процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление экономики опирается на проведение денационализации и приватизации. Денационализация собственности — переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация представляет лишь один из многих вариантов денационализации. Приватизация — переход государственной собственности в частные руки. Демонополизация — создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов.

В-третьих, институциональные  преобразования экономики. Институциональные  преобразования представляют собой  создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики.

Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе  проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Важнейшее из таких преобразований — создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития. [11]

Таким образом, чертами собственно рыночной экономики является: всеобщий характер товарного производства и обмена; наличие машинного производства, ставшего материальной основой рыночной экономики; наемный труд; свободная конкуренция в целях получения прибыли; свободное предпринимательство; частная собственность на средства производства.Отношения между экономически независимыми производителями и покупателями проявляется прежде всего в форме соотношений спроса и предложения, в результате чего стихийно формируются относительно равновесные цены. Помимо этого механизм ценообразования включает в себя и конкуренцию, которая является не только фактором ценообразования, но и одной из функций рынка и движущей силой его развития.В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важнейших функций: передача информации, функция стимулирования, участие в регулировании производства товаров и услуг, влияние на распределении доходов и изменение структуры их использования. К достоинствам рыночной системы хозяйствования относят: ее чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию; восприимчивость к нововведения; высокую способность к эффективному распределению ресурсов; гибкость приспособляемость; способность координировать свою экономическую деятельность без принуждения государства.К недостаткам рыночной экономики относят: постепенное ослабление ее основного элемента – конкуренции; отсутствие полной занятости населения; макроэконормическую нестабильность, которая чаще всего выражается в инфляционных процессах.

          Последние годы ознаменованы частым использованием термина «либерализация» применительно к тем рецептам, которые выдвигаются в плане оздоровления и развития российской экономической системы. Много говорится о том, что экономические механизмы современной России не могут быть названы полностью рыночными.

    Мы уже знаем, что либерализация - это в большей или меньшей степени следование рыночным принципам организации и функционирования экономической системы. Главной задачей либерализации экономики всегда выступает оживление всех видов экономической деятельности посредством увеличения числа активных и заинтересованных в рентабельности своих деловых мероприятий собственников. Практически всегда такая либерализация обусловлена очевидным тупиком развития командно-административной модели управления экономикой, при которой рано или поздно у большинства участников системы теряются стимулы к эффективной производственной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, создать реальную конкурентную борьбу, что невозможно в условиях жесткого государственного регулирования экономики. Процесс полного снятия или существенного смягчения государственного регулирования и составляет основное содержание либерализации.

           Решению задачи по изменению характера собственности и должны были служить экономические и правовые реформы в России 1992-1993 годов. Приватизация предприятий, ранее находившихся в собственности государства - такой путь избрали реформаторы. Приватизация действительно была проведена в масштабах всей страны, однако главная цель достигнута не была: появление многочисленных собственников, ведущих активную экономическую деятельность, оказалось затруднено из-за множества факторов. Основная же причина состояла в том, что недостаточно поменять форму собственности, нужно еще и создать условия для правильной конкуренции. Условий же этих в девяностые создано не было (высокий уровень криминализации экономики, коррупции, сосредоточения собственности в руках монополий и так далее). Продолжение либерализации предполагало обеспечение условий для появления этой самой конкурентной борьбы. Новый этап либерализации экономики был объявлен одним из приоритетов внутренней политики ставшего в 2000 году Президентом России Владимира Путина едва ли не с первых дней его нахождения на высшем государственном посту. Однако спецификой новой стадии экономической либерализации назывался сильный акцент на социальной политике государства, которая должна была решить обострившиеся в девяностые годы проблемы работников бюджетной сферы, материально-техническое состояние объектов образования, науки, медицины, культуры, обеспечение пенсионным финансированием и так далее. Такую необходимость обусловило то, что даже при самых смелых правительственных планах по либерализации экономики любое заявление сопровождалось упоминанием о необходимости сохранения в той или иной мере государственного регулирования. Основу экономической концепции в начале двухтысячных годов составили инициативы по борьбе с бюрократизацией экономики, по продолжению приватизации предприятий, по либерализации валютного законодательства, а также проведение судебной и пенсионной реформ. В середине десятилетия основным ориентиром, который должен был продемонстрировать верность курса на либерализацию экономики и успехи на этом пути, стало решение задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности, планировалось в течение двух-трех лет подготовиться к полной валютной либерализации, снятию всех ограничений на осуществление капитальных операций, осуществить реструктуризацию естественных монополий и банковского сектора с акцентом на укрепление конкурентоспособности отечественных кредитных организаций. Государство заявляло о готовности передать в частные руки более трех тысяч акционерных обществ и восемь тысяч государственных предприятий, опровергались все слухи о якобы готовящемся в России пересмотре итогов приватизации.

        Однако не слишком очевидные успехи этих мероприятий, переориентация экономической политики государства на преодоление особенно актуальных проблем социально-экономического развития (знаменитые «нацпроекты»), а также необходимость применения активных мер государственного регулирования после начала мирового финансового кризиса 2008 года привели к тому, что в настоящее время большинство экспертов говорят о том, что российская экономика еще далека от полноценной и успешной либерализации. [12]

          Процесс институционализации рынков в переходной экономике протекает наиболее сложно, сопровождаясь разрушением уже созданных институтов или их неэффективным функционированием. Особая роль при формировании институтов рынка принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и нормы законодательства.

         Переходная экономика характеризуется разрушением старых институтов (деинституционализация) и формированием новых (институционализация). Деинституционализация рынка, по нашему мнению, представляет собой процесс формирования неэффективных локальных институциональных структур, характеризующихся неустойчивостью и высокой монополизацией или монопсонизацией.

          На практике спонтанно закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа индивидов, следующих определенным ими правилам и ограничениям, дают, по нашему мнению, возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой применяется данный институт.

           Институционализация рынка предполагает движение экономической системык своему институциональному равновесию. Деинституционализация, наоборот характеризует процесс устойчивого и прогрессирующего движения институциональной структуры экономики в сторону, обратную равновесной, т.е. институциональное неравновесие.

Устранение государства  от активной политики по формированию институциональных условий на рынке  может привести и приводит, как  это показал опыт переходной экономики в большинстве постсоветских стран, к деинституционализации, т.к государство в периоды быстрых экономических и социальных изменений создает большинство институтов.

          Рыночная экономика не может существовать в институциональном "вакууме". Поэтому недостатки рыночного регулирования как механизма координации, обязательно будут заменены каким-то, не обязательно эффективными механизмами. Согласно концепции представителя немецкого ордолиберализма В. Репке, во всех обществах сосуществуют три обменных механизма: формы обмена на рынках, властно принудительный обмен и формы взаимного социально установленного обмена (например, подарки, обменные отношения в семьях и т.д.). Следовательно, недостатки механизма рыночного регулирования рынка могут быть компенсированы мерами прямого административного контроля "сильного" государства, иначе рынок переходит в тень и регулируется традиционными нормами, свойственными патримониальным обществам.[15]

Информация о работе Рыночная экономика России