Рыночная экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсо-обеспеченностью и географическим положением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1.Рыночная экономика, ее характеристика.
1.1. Понятие рыночной экономики…………………………………………...…5
1.2.Формирование и функционирование рыночной экономики……………...10
1.3. Механизмы рыночной экономики…………………………………………16

Глава 2. Взаимодействие рыночной системы и государства.
2.1.Типы государственного регулирования……………………………………22
2.2.Экономические функции государства в рыночной экономике………...…24

Глава 3.Рыночная экономика России.
3.1 Причины и механизмы перехода к рынку в России……………………….29
3.2.Современная рыночная экономика России………………………………...33

Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гайфуллина.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 Изучение  взаимодействия спроса, предложения и конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции воспроизведенного процесса. Попытаемся раскрыть действие саморегулирующего рыночного механизма путем анализа роли цены как части указанной совокупности. Тем более, что в условиях рыночной экономики цена выполняет ряд весьма важных функций.

 Во-первых, цены передают информацию.

 Во-вторых, цены  выполняют важную стимулирующую  функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли.

    В-третьих, цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, изменение структуры их использования. Эта функция носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.

     В рыночной экономике распределение доходов зависит от собственности на факторы производства ( землю, рабочую силу, капитал). Каждый из них приносит свой определенный доход (ренту, заработную плату, прибыль). Совершенно очевидно, что указанные виды доходов зависят от трех обстоятельств: прежде всего от цены на рабочую силу и материальные факторы производства (на землю, производственное оборудование и т.п). Эти доходы определяются далее ценами на товары, производимые с их помощью в тот или иной промежуток времени. Наконец, доходы зависят от производительности труда, которая оказывает огромное воздействие на снижение издержек производства. Динамика цен на факторы производства и производимую с их помощью продукцию и услуги может оказать позитивное или негативное влияние на объемы производства, уровень занятости и безработицы, заработную плату наемных работников. В зависимости от цен на потребительском рынке меняется структура расходов населения. Чем выше цены, тем меньшая часть дохода остается в распоряжении людей после приобретения товаров и услуг первой необходимости.

  Рыночная  система хозяйствования, как и  любая иная экономическая система,  имеет свои достоинства и недостатки, прямо и непосредственно вытекающие  из особенностей функционирования  ее хозяйственного механизма. Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят прежде всего ее чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в том числе путем предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке к широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость. Оно способно координировать свою экономическую деятельность без принуждения со стороны государства. К числу недостатков рыночной экономики  многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции.

 Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен.

 Нельзя ни сказать, об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принять во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают обесцениваться по отношению к реальным активам. Это приводит к таким отрицательным последствиям, как снижение благосостояния населения, возрастание риска предпринимательской деятельности, падение конкурентоспособности предприятий и отрасли производства, банкротства и финансовые крахи фирм и т.д.

            Несомненным недостатком рыночного хозяйства является и то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к так называемым общественным благам.

  Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения. Это так же относится к числу ее негативных сторон. Механизм рынка обеспечивает обладаний богатством и высоким доходом главным образов двояким путем. Во-первых, за счет  владения  факторами производства и, во-вторых, на основе права наследования. Словом, распределения дохода в условиях рыночных отношений явно противоречит понятию социальной справедливости. Это достаточно ярко проявляется в условиях современной России. В последние годы удалось заметно сократить уровень бедности граждан. Однако численность доходов граждан с доходами ниже прожиточного минимума еще крайне высока.

  Для устранения  дифференциации в доходах большинства  стран мира проводятся меря  по сглаживанию неравенства. Применяются  различные трансфертные платежи, вводятся в действие государственной программы по бесплатному медицинскому обслуживанию, прогрессивному налогообложению доходов и т.д.

   Таким образом, рыночная экономическая система – это такая система, где ресурсы распределяются и используются с помощью механизма и рыночной конкуренции, центром которой является цена блага. Рыночный экономический механизм дополняется государственный регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственное, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая эту систему по уровню материально-технического развития, можно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику. Большинство стран с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В наиболее развитых станах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.[4,с 91-104]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимодействие рыночной системы и государства.

 

2.1Типы государственного регулирования

 

Необходимость выполнения  государством  определённых  функций  в  сфере экономики не отрицает никто.Однако по вопросам, в каких пропорциях  должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы  границы и направления государственного вмешательства, существует  достаточно  широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от  полного   государственного   монополизма   в   управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда  утверждается,  что эффективной может быть экономика только в условиях  ничем  не  ограниченного частного предпринимательства.  Между  этими  крайними  вариантами  есть  ряд промежуточных,   например   китайский вариант  сочетания    рыночных    и государственных  регуляторов,   так называемое социально-ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, щведская модель смешанной экономики  и  т.д.

  Разновидность  хозяйства, в котором существовала  крайне высокая  степень государственного  монополизма, была построена в  нашей стране  централизованно управляемая экономика. В её основе  лежало всеобъемлющее директивное планирование,  т.е.  централизованное  решение  вопросов  о  том,  в   каком количестве и что  производить,  какие  при  этом  должны  быть  использованы ресурсы, в каком объёме затрачен труд и капитал, какова должна  быть  оплата труда и  т.д. Задача составления  сбалансированного,  увязанного  по  всем статьям  плана,  практически  неразрешима  уже  в  силу  своей  колоссальной размерности и статичности.

Но даже  в  маловероятном  случае  проявления  сбалансированного  плана система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять  лет вперёд, оказываются малоподвижной, плохо приспосабливающейся  к  изменениям. Одна из причин – из сферы  экономики  исключалась  частная  инициатива.  Все экономические агенты действовали  на  основе  спускаемых  плановых  заданий, приказов и распоряжений.

   Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых  и обратных  связей.  Такие  связи   лежат   в   основе   рыночного   механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и  предложением  устанавливается при наличии прямых  (от  производства  к  рынку)  и  обратных  (от  рынка  к производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.[4]

  В плановой  экономике  существовали,  хотя  и  деформированные,  прямые связи, но практически не действовали обратные.  Отсутствие  обратных  связей при неподвижных  и  искажённых  ценах,  делало  систему  нечувствительной  к динамике   потребительского   спроса.   Одно   из   следствий    этого  – перепроизводство  в  одних  отраслях  и  дефицит  в  других. Дефицит  был отличительным признаком плановой экономики.

  В любой экономической системе, в том  числе  и  в  рыночной  экономике, государство  выступает  в  известном  смысле,   как   экономический   агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например,  в  сфере  налоговой политики,   государственного   законодательства.   Принуждения,   если   оно расширительно используется государством,  сводит  на  нет все преимущества свободного  предпринимательства,  основанного на  конкуренции и   рыночном ценообразовании.

   Отношение к государственному вмешательству в  рыночную  экономику  было различным на разных этапах её становления и развития. В период  формирования рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая  доктрина –  меркантилизм  –  основывалась  на  признании  безусловной   необходимости государственного  регулирования,  для   развития   в   стране  торговли  и промышленности.

  С развитием рыночных отношений набравший  силу  класс предпринимателей начал  рассматривать  государственное  вмешательство  и  связанные  с  эти ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно,  что  пришедшие в конце XVIII в. на смену  меркантилизму  идеи  экономического  либерализма, которые  негативно  оценивали  государственное  вмешательство,  сразу  нашли огромное число горячих поклонников.

  Вне  зависимости  от  господствующих  экономических  доктрин,  никто  и никогда  не  снимал   с   национальных   правительств   ответственности   за экономическое  положение  страны.  Все  сходятся  в  понимании   того,   что невидимая рука рынка должна дополняться видимой  рукой  государства.  Важный этап в теоретическом осознании роли государства  в  рыночной  экономике  был связан с именем выдающегося английского  экономиста  Дж.  М.  Кейнса.  Идеи, выдвинутые  в  ходе  “кейнсианской  революции”,  совершили   переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику.  Они  доказали  невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость  государственной  политики как  средства,  способного  устанавливать  совокупный  спрос  и   совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.[6, с 32-33]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Экономические функции государства в рыночной экономике

 

  Переход России от централизованно  управляемого  хозяйства  к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством.

  Изменение прежнего порядка привело к тому, что в России  быстрей  пошёл процесс  разрушения  старых  механизмов  централизованного  государственного регулирования,   нежели   создание   новых,   необходимых   для   проведения необходимых рыночных преобразований.

  Неприятие  тоталитаризма,  ориентация  на   либерально-демократическую систему ценностей не означает, что переходить следует  к  некой  абстрактной “безгосударственной”  рыночной  модели.  В  России  многими  воспринята  как аксиома идея, согласно которой  основой  политических  свобод  и  демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это  утверждение  не  только несколько искажённо трактует западный опыт, но  и  не  учитывает  российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти,  правда, доведённой в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм.

  В XX в. важнейшей  составляющей  успеха  стран  не  только  с  развитой рыночной экономикой, но и ещё в  большей  степени,  развивающихся,  как  уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.  Многообразие  задач,  которые  стоят  перед  государством  в  рыночной экономике,  можно  выразить  через  выполняемые  государством  экономические функции.

К ним  относятся:

1.создание и регулирование правовой основы функционирования    экономики;

2.антимонопольное регулирование;

3.проведение  политики макроэкономической стабилизации;

4.воздействие  на размещение ресурсов;

5.деятельность в  сфере распределения доходов.

  В реальной действительности все функции  переплетены между  собой  и  в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию.

Основные инструменты  государственного регулирования

Прежде всего  важно различать две основные формы:  прямое  вмешательство  через расширение  государственной  собственности  на  материальные  ресурсы, законотворчество и управление производственными  предприятиями  и  косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

  Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных  актов, призванных упорядочить  и  развивать  отношения  между  элементами  рыночной системы. Примером государственного  регулирования  экономики  путём  издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

  Косвенное вмешательство. В  зависимости  от  цели  вмешательства,  меры экономической политики могут быть направлены на:

стимулирование  капиталовложений;

обеспечение полной занятости;

стимулирование  экспорта и импорта товаров, капиталов  и рабочей силы;

воздействие на общий  уровень цен в целях его  стабилизации;

поддержку устойчивого  экономического роста;

Информация о работе Рыночная экономика России