Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Связь бухгалтерского дела с другими науками
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления БД. Таким образом, подсистема БД является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации был закреплен на нормативном уровне ряд новых правил особенностей ведения бухгалтерского учета в связи с изменением экономических условий. Кроме того, принятие данного положения связано также с необходимостью реализации норм Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности предполагается разработка еще около 20 ПБУ, охватывающих наиболее существенные стороны методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Вместо трех положений:
• «Сводная бухгалтерская отчетность»;
• «Прибыль на акцию»;
• «Доверительное управление имуществом» — были выпущены Методические указания. Это связано с неготовностью Минфина России по ряду причин на данном этапе сформулировать по этим вопросам нормы ПБУ.
Разработанные
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету в значительной степени
соответствуют аналогичным
8. Нормирование труда
специалистов бухгалтерской
Нормирование – это определение норм трудозатрат для конкретных процессов или операций (то есть необходимого количества времени для одного сотрудника для получения единицы результата). Нормативами трудозатрат называется необходимое количество человеко-часов (или других единиц измерения) для получения единицы результата работы. Для начала нужно рассчитать текущие трудозатраты на предприятии или в отделе, затем сравнить их с заранее рассчитанными нормативами. От метода расчета этих нормативов и зависит тип нормирования, применяемый для разных компаний. Метод фотографии рабочего дня подразумевает фиксацию всех действий сотрудника в течение дня, включая время отдыха. Такой метод также более актуален на производстве, а в случае интеллектуального труда поможет специалисту эффективнее управлять своим рабочим временем.
Более применимый к бизнес-процессам метод – бенчмаркинг. Это сравнение трудозатрат на конкретные процессы в различных отраслях. При этом отбираются наиболее успешные компании в каждой отрасли и их нормативы принимаются за идеал, к которому и следует стремиться. Такой метод довольно прост и не требует обрабатывать большое количество информации. Но он не учитывает специфику каждой компании в отрасли: объем бизнеса, структуру предприятия, организацию процессов и т.д.
Самым оптимальным методом для расчета нормативов для бизнес-процессов является факторное нормирование. Это метод, при использовании которого необходимую численность сотрудников рассчитывают с учетом факторов, влияющих на результат работы. Его и рассмотрим подробнее.
11. Организация аудиторской деятельности в РФ: цели, задачи, принципы.
Аудиторская деятельность,
аудит - предпринимательская деятельнос
Главной задачей внутреннего
аудита является обеспечение контрольных
мер для предотвращения потери ресурсов.
Независимость внутреннего
Цель обязательного аудита - это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В процессе проверки для достижения поставленной цели аудитор может решать промежуточные задачи: 1)Определить соответствие совершаемых предприятием сделок законодательству; 2)Проверять расчетно-платежные документы, налоговые расчеты.
Обязательный аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.
Инициативный аудит проводится в тех объемах, которые определяется договором с аудируемой организацией. Это аудит, проводимый по инициативе руководства предприятия или его собственников. Цель при проведении инициативного аудита может быть различной: устранение выявленных недостатков;
обучение персонала; стратегическое планирование. При этом аудитор решает любые задачи для достижения целей определенных в договорах.
12. Национальные
стандарты подготовки
В мире давно существуют международные стандарты учета и финансовой отчетности, международные стандарты аудита. Практика их применения в России не может быть эффективной без теоретической подготовки специалистов в этом направлении в вузовской среде и продолжении поствузовского образования. В принятой Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в направлении подготовки и повышении квалификации бухгалтерских кадров обращено особое внимание: а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций – полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.; б) на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления; в) на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.; г) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами; д) на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита; е) на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов; ж) на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики. Это, так называемые, базовые принципы подготовки кадров и они в полной мере отвечают всем требованиям международных образовательных стандартов в области бухгалтерского учета.
13. Субъекты
обязательного аудита и
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет
организационно-правовую форму
2) организация является
кредитной организацией, бюро кредитных
историй, страховой
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Федеральным законом.
Однако в настоящее время ответственность за не проведение обязательного аудита законодательно не установлена.
В соответствии со ст. 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), должна состоять из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним,
предусмотренных нормативными
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.
При отсутствии аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организации (индивидуальные предприниматели) могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. А должностные лица организаций и индивидуальные предприниматели - к административной ответственности на основании ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ за представление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в неполном объеме.
Высказывается также мнение о том, что при уклонении от проведения обязательного аудита к должностным лицам организации могут быть применены санкции.
14. Задачи главного
бухгалтера по открытию и
Порядок открытия и ведения банковских счетов регулируется федеральными законами и правовыми актами Центрального Банка РФ:
Если фирма
создана недавно, то для открытия
счета нужно собрать примерно
следующий комплект документов:
Свидетельство о государственной регистрации; Свидетельство о постановке
на учет в налоговом органе; Устав, договор
об учреждении ООО или АО ; Информационное
письмо об учете в Статрегистре Росстата;
Выписка из Единого государственного
реестра юридических лиц.
Решение (протокол) о создании; Приказ
о назначении руководителя - генерального
директора; Приказ о назначении главного
бухгалтера; Документы, подтверждающие
место нахождения фирмы.
Требования к форме заверения предоставляемых
в банк документов также весьма различны.
Некоторые кредитные организации принимают
только нотариально заверенный комплект
документов, некоторые – заверяют документы
сами при наличии оригиналов.
Кроме вышеперечисленного набора документов
фирмы при открытии счета потребуется
заполнить документы по форме банка –
договор банковского счета, заявления,
анкеты, письма, а также оформить Карточку
с образцами подписей и оттиска печати.
В зависимости от порядков, установленных
в кредитной организации, данную карточку
можно оформить либо непосредственно
в банке, либо у нотариуса.
Если главного бухгалтера в фирме пока
нет и ведение бухгалтерского учета осуществляется
руководителем лично, то в карточке в поле
«Вторая подпись» указывается – «лицо,
наделенное правом второй подписи, отсутствует».
15. Нормативное
регулирование аудиторской
Включает пять уровней:
Первый уровень:Федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» (в действующей
редакции);
Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно
с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей
указанному закону и утратил силу с 1 января
2011 г.; Федеральный закон РФ от 01.12.2007 №315
–ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
Другие федеральные законы; Указы президента.
Второй уровень: Постановления Правительства
РФ, нормативные правовые акты государственного
регулирования аудиторской деятельности,
министерств и ведомств, призванные обеспечить
эффективное функционирование аудита.
Третий уровень: правила (стандарты) аудиторской
деятельности, разрабатываемые с целью
установления норм аудита, однозначно
интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности.
Четвертый уровень: методики аудиторской
деятельности, регламентирующие порядок
осуществления аудиторами проверок применительно
с конкретными отраслями, по отдельным
вопросам налогообложения, финансов и
по специальным аудиторским заданиям.
Пятый уровень: внутренние стандарты аудиторских
организаций, подготавливаемые с целью
разъяснения положений правил (стандартов)
аудиторской деятельности, оказания помощи
в их технической реализации, в выработке
приёмов и способов выполнения конкретных
аудиторских процедур.
17. Российские
стандарты аудиторской
Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Они опираются на положения российского гражданского права. Отличие российских стандартов и МСА связано также с требованиями российских нормативных актов более высокого уровня, которым не должны противоречить положения стандартов. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» национальные стандарты определены следующим образом: правила аудиторской деятельности; правила. Все существующие стандарты можно разбить на три группы: российские стандарты)аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА; российские стандарты аудиторской деятельности, отличающиеся в каких-либо существенных аспектах от МСА, аналогом которых они являются; российские стандарты аудиторской деятельности, не имеющие аналогов среди МСА, и МСА, не имеющие аналогов среди российских стандартов.С формальной точки зрения 34 ФПСАД созданы на основе МСА и очень близки к ним по содержанию. В основе отклонений российского аудита от МСА есть причины юридические, административные и экономические. Российские ПСАД разрабатываются небольшими партиями (по 4-5), что связано с организационными проблемами и особенностями финансирования. На основе вышеизложенного делаем вывод о том, что ФСАД отличаются от МСА по структуре, опираются на нормативные документы и разрабатываются небольшими группами из-за недостаточного финансирования. Следующая проблема внедрения МСА - отсутствие взаимопонимания и открытой информации. Вследствие чего большинство иностранных инвесторов не представляют себе общей картины сделанного на нашем национальном уровне в области разработки и создания собственных стандартов, а отечественные аудиторы не представляют понятия МСА. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации избрала путь самостоятельной разработки стандартов, подготовленных на базе МСА.