Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Связь бухгалтерского дела с другими науками
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления БД. Таким образом, подсистема БД является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.
Таким образом,
приведенная классификация
Законодательные документы первого уровня государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ не подлежат. Нормативные документы второго уровня подлежат обязательному представлению на регистрацию в Минюст России. Документы третьего уровня могут не проходить процедуру регистрации в Минюсте России. Но в этом случае они не имеют статуса нормативного документа, носят рекомендательный характер и не обязательны к выполнению.
Документы четвертого
уровня дополняют систему
53. ФЗ «О бухгалтерском
учете» и его роль в
Этот Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
• повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
• закрепляет обязательность ведения бухгалтерского учета у юридических лиц;
• повышает статус норм бухгалтерского учета до статуса норм другого законодательства.
Закон отражает существующий опыт ведения бухгалтерского учета в современных экономических условиях, раскрытый применительно к российским традициям и действующим в России юридическим нормам. В Законе определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала организации; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Составление налоговой отчетности в целях контроля за соблюдением налогового законодательства представляет собой вторичную (производную) задачу бухгалтерского учета. Налоговая отчетность формируется на основе данных бухгалтерского учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решает бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно различаются, как и показатели отчетности. Бухгалтерская отчетность составляется на базе обобщающей информации бухгалтерского учета. Налоговая отчетность компонуется из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета, путем специальных расчетов и корректировки показателей бухгалтерской отчетности.
В Законе не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит достоверную информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам. Закон полностью посвящен обеспечению бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций.
Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.
Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Законодательство
о бухгалтерском учете
Закон состоит из четырех глав (19 статей).
В главе 1 — «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), сформулированы задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете («синтетический учет» и «аналитический учет», «план счетов», «бухгалтерская отчетность» и т.д.).
В этой же главе
изложен порядок регулирования
бухгалтерского учета, в соответствии
с которым общее
В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
В главе 2 — «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку проведения инвентаризации имущества и обязательств.
В главе 3 — «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» отражены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены состав, правила оценки ее статей, порядок представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
В главе 4 — «Заключительные положения» определены порядок введения данного Закона в действие и ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете.
54. Российские стандарты – положения по БУ (ПБУ) и их роль в совершенствовании БД.
Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют стандарты (положения) по бухгалтерскому учету, которые определяют базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. Положения по бухгалтерскому учету устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, формирование и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
План разработки и внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 22 марта 1998 г. № 587-р в рамках исполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами, и в целом структура каждого стандарта следующая:
• введение (общие положения);
• определение;
• содержание;
• необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);
• порядок вступления в действие.
Во введении указывается, что данное положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета. Само положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и должно применяться наряду с другими положениями по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и проч.). Приводится характеристика организации учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным положением.
Такое ограничение
предусматривается и в
Во введении наряду с раскрытием общего содержания положения указываются его цели и задачи.
Во второй части положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать содержание соответствующих объектов и правила их учета.
Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрываются в последующих частях положения (стандарта).
Каждое положение посвящено одной теме бухгалтерского учета.
Основополагающим в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, принятое во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Данное Положение закрепило базовые понятия, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций). Основой Положения стал Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С введением в действие в 1998 г. данного положения утратило силу Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, которое было утверждено приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170. Принятие нового Положения наряду с утверждением Федерального закона «О бухгалтерском учете» было связано с необходимостью закрепления на нормативном уровне ряда требований МСФО, которые стали ориентиром при формировании Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации был закреплен на нормативном уровне ряд новых правил особенностей ведения бухгалтерского учета в связи с изменением экономических условий. Кроме того, принятие данного положения связано также с необходимостью реализации норм Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации состоит из шести разделов:
1) общие положения;
2) основные правила ведения бухгалтерского учета;
3) основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;
4) порядок представления бухгалтерской отчетности;
5) основные правила
составления сводной
6) хранение документов бухгалтерского учета.
Нужно отметить, что в связи с пересмотром отдельных вопросов методологического характера, разработкой новых нормативных документов, необходимостью приведения ранее изданных документов в соответствие с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организаций» и 10/99 «Расходы организаций» в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в последующем приказами Минфина России вносились изменения.
В первом разделе данного положения указывается, что организация обязана вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственной деятельности на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Здесь же перечислены основные задачи бухгалтерского учета.
Отмечается, что организация, осуществляя организацию бухгалтерского учета:
• самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;
• определяет форму и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в РФ формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов, установленных данным Положением, а также технологию обработки учетной информации;
• разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля и оформляет ее учетной политикой.
Во втором разделе указывается, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом счетов.
Отмечается, что должно осуществляться документирование хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских регистрах. Большое внимание в этом разделе уделяется первичным документам, учетным регистрам. Указано, что должны применяться учетные регистры, рекомендуемые Минфином России или разработанные министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов.