Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Связь бухгалтерского дела с другими науками
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления БД. Таким образом, подсистема БД является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.
47. Контроль главного бухгалтера за составлением и исполнением по расчетному и кассовому обслуживанию.
Главный бухгалтер
следит за оформлением открытия расчетных
и текущих счетов клиентов, организует
контроль и повсеместное наблюдение
за его осуществлением на всех участках
учетно- операционной и кассовой работы
в соответствии с общими правилами и инструкциями
по отдельным операциям.
Главный бухгалтер и его заместитель контролируют
исправления в лицевых счетах, открытие
и закрытие счетов, начисление процентов
по ним, использование бланков строгого
учета, квитанций о приеме наличных денег.
Главный бухгалтер ежедневно проверяет:
заключение кассовых операций; полноту
оприходования денег как инкассированных,
так и принятых вечерней кассой, сводку
оборотов и баланс задень; правильность
формирования и хранения денежно-расчетных
документов и всех учетных материалов. Главный
бухгалтер обязан установить наблюдение
за устранением недостатков, выявленных
последующими периодическими проверками,
и в необходимых случаях организовать
повторную проверку.
После установления законности операции
проверяется правильность оформления
документа: составление его на бланке
установленной формы, заполнение всех
необходимых реквизитов, бухгалтерские
проводки, а также соответствие имеющимся
образцам подписей и оттиска печати на
документе.
Для предоставления незаконного авансирования
поставщиков при оплате платежных поручений
и расчетных чеков контролируются: наименование
товаров и услуг ссылка на номера товарно-транспортных
накладных поставщиков, дата отгрузки
товара. При этом сличаются первые экземпляры
с копиями, которые служат основанием
для записей по корреспондирующим счетам.
Целью последующего контроля является
систематическая проверка постановки
учета и документооборота, выполнения
работниками учетно-операционного аппарата
возложенных на них обязанностей, законности
и правильности оформления выполненных
ими операций. Последующий контроль проводится
главным бухгалтером, его заместителем,
а в крупных учреждениях банка - специальными
инспекторами последующего контроля.
Проверки проводятся по плану, они носят
тематический и комплексный характер.
Так, могут проверяться только кассовые
или мемориальные документы за определенный
период; при комплексной проверке проверяется
вся работа тех или иных ответственных
исполнителей.
В течение квартала должны быть проконтролированы
все участки учетно-операционной работы.
В процессе последующего контроля в выборочном
порядке анализируются документы, не подвергавшиеся
текущему контролю со стороны главного
бухгалтера и его заместителей. По результатам
последующих проверок управляющий и главный
бухгалтер учреждения банка принимают
меры по устранению выявленных недостатков
и предотвращению их в дальнейшем.
48. Роль главного бухгалтера
в формировании кредитного
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ главный бухгалтер организации несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а в соответствии с п. 3 ст. 1 этого закона — за рациональное, экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их сохранность.
В соответствии же с должностными обязанностями, утвержденными постановлением Минтруда и социального развития РФ 12.11.03 г. № 75, одной из обязанностей главного бухгалтера является осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности для выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
На основании
этих обязанностей можно сделать
вывод о том, что современный
бухгалтер организации обязан анализировать
налоговые последствия
Роль бухгалтера при заключении договоров состоит в анализе их налоговых последствий, минимизации налоговых платежей и выполнении требований, предусмотренных законодательством.
Вывод: При работе с хоздоговором главному бухгалтеру нужно не только особое «чутье», которое приобретается с опытом, но и знания в области гражданского и налогового права, а также знакомство с арбитражной практикой.
49.
50.
51. Перспективы развития
профессионального суждения
Реформирование
и либерализация системы
– по виду неопределенности регулирующих правил;
– в отношении объекта суждения (учета или отчетности, процесса формирования информации или ее представления и раскрытия) [9, с. 42].
По виду неопределенности
регулирующих правил автор выделяет
два подвида: когда нормативные
акты содержат границы неопределенности;
когда имеет место неопределенн
объекта, и возможного вариативного ряда для принятия наиболее оптимального для субъекта хозяйствования решения. Во втором случае речь идет о неопределенности, заложенной в самих нормативных актах, где ответственность за принимаемое решение в большей степени несет бухгалтер. На основе использования второго признака автор трактует профессиональное суждение как обоснованное мнение профессионального бухгалтера в отношении способов квалификации и раскрытия достоверной информации о финансовом состоянии, финансовых результатах организации и их изменений [там же, с.44]. Таким образом, С.А. Рассказова Николаева обосновывает необходимость применения профессионального суждения не только в отношении объектов учета, но и показателей отчетности. По мнению автора, при подготовке самого
решения необходимо определить, «заключены ли в объекте будущие экономические выгоды, насколько вероятен приток или отток этих выгод, насколько надежно может быть измерена стоимость объекта» [там же, с. 19
52. Система законодательного регулирования БУ в РФ.
Сложившаяся в
настоящее время система
Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), регламентирующие прямо или косвенно организацию бухгалтерского дела в нашей стране. Особое место на этом уровне системы занимают Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Можно назвать следующие основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете:
• обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
• составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Наряду с названными законами к документам первого уровня относится Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ). В нем законодательно закреплены многие нормы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц разных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями в целях своевременного и качественного выполнения обязательств.
К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь, получение данных в налоговом учете должно базироваться на традиционных принципах бухгалтерского учета.
Кроме того, к документам первого уровня относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях. Указы Президента РФ могут регулировать практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента РФ устанавливают общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а осуществление данного вида деятельности необходимо. Как правило, через какое-то время после принятия указа в его развитие разрабатывается и принимается соответствующий федеральный закон, после чего указ отменяется и начинают действовать положения данного закона.
Постановления и распоряжения Правительства РФ разрабатываются, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента РФ. В постановлениях и распоряжениях Правительства РФ детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые относятся к системе нормативного, а не законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В этих документах обобщены принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных видов хозяйственных ситуаций, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Минфином России, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в стране.
Основной документ данного уровня — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Кроме того, в настоящее время действует 21 положение по бухгалтерскому учету (стандарт). Они ориентированы в большей мере на требования МСФО. В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету основаны на нормах, заложенных в МСФО. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить требованиям документов первого уровня. Если же подобные противоречия возникают, соответствующие пункты положений применяться не должны.
Третий уровень системы нормативного регулирования — это нормативные документы, являющиеся, по существу, подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний, инструкций, методических рекомендаций и комментариев в отношении ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одними из важнейших документов этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. К документам третьего уровня также можно отнести многочисленные указания Минфина России по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином России, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Банком России, Минобороны России, Минобразования и науки России, Минэкономразвития России). В отличие от законодательных актов и документов первых двух уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления носят рекомендательный характер. Требования данных документов (прежде всего Минфина России), если носят общий характер, то обязательны к применению всеми организациями, ведущими бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.
Четвертый уровень системы нормативного регулирования составляют внутренние документы организации, разрабатываемые ее структурными подразделениями и утверждаемые распорядительным документом — обычно приказом руководителя организации. В этих документах раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах первого — третьего уровней, с учетом специфики деятельности организации. Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документооборота и т.д. Изложенные в документах четвертого уровня положения не могут противоречить положениям нормативных документов первого — третьего уровней.