Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью данной работы, является анализ системы учета затрат «Direct-costing», а так же раскрытие преимуществ и недостатков данной системы.
Для достижения цели, в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность системы учета затрат «Direct-costing»;
2. Проанализировать особенности данного метода;
3. Выявить достоинства и недостатки метода «Drect-costing»;
4. Рассмотреть примеры использования системы «Direct-costing»;
Введение 3
Глава 1 5
1.1 Понятие калькулирования и его принципы 5
1.2 Методы калькулирования 10
Глава 2 17
2.1 Возникновение системы «Direct-costing» в управленческом учете 17
2.2 Понятие и особенности системы «Direct-costing» 19
2.3 Система «Direct-costing» как метод ценообразования 24
2.4. Преимущества и недостатки системы учета затрат «Direct-costing» 29
Глава 3 31
3.1 Применение системы «Direct-costing» на примере ЗАО «Пилигрим» 31
3.2 Практическое применение системы «Direct-costing» на примере ЗАО «Пилигрим» 33
Заключение 42
Список литературы 45
Система учета «Direct-costing» стала иметь решающее значение особенно в области ценовой и стратегической политики предприятия и позволила решить сложную проблему распределения косвенных и комплексных затрат, относить их на счет "Прибыли и убытки", и открыла возможность в ряде случаях снижения продажной цены продукции ниже полной себестоимости, т.е. до прямых переменных затрат.
Рассмотрим способ планирования и расчета затрат на производство и реализацию продукции в настоящее время часто применяемый на российских предприятиях - метод калькулирования себестоимости на основе прямых затрат (Direct Costing).
В основе данной системы лежит идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в планируемом периоде, что обуславливает отношения к ним как фиксированным условно постоянным затратам периода. Следовательно, распределение косвенных затрат на производство продукции не осуществляется, и косвенные расходы периодически списываются на финансовый результат. Исчисление неполной себестоимости продукции и проведение анализа прямых расходов дает возможность получить дополнительный инструментарий для принятия управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования.
При этом, хотелось бы уточнить, что в научной и периодической литературе существует несколько различных вариантов концепции Direct-costing и до сих пор исследователи-экономисты не пришли к единому мнению какие затраты следует включать в себестоимость продукции. Ограниченная себестоимость может включать только прямые затраты, только переменные или рассчитываться на основе производственных расходов.
По способу включения в себестоимость продукции затраты организации в системе учета «Direct-costing» подразделяются на:
- прямые - затраты, предусмотренные технологией производства конкретного вида продукции, работ, услуг, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость объекта калькулирования в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов.
- косвенные - затраты, связанные с производством всех или группы объектов калькулирования, которые могут быть отнесены на себестоимость объекта калькулирования только установленными методами распределения. Косвенными являются затраты, связанные с организацией и обслуживанием производственного процесса, управлением подразделениями.
Современная система «Direct-costing» предлагает два варианта учета:
- простой «Direct-costing», при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты
- развитой «Direct-costing», при котором в себестоимость включаются прямые переменные и прямые постоянные расходы.
Для некоторых предприятий в силу отраслевой специфики и технологических особенностей происходит объединение таких понятий как «прямые затраты» и «переменные затраты» в практике управления затратами, и в этой связи, организация учета затрат и результатов по системе простого Direct-costing может быть представлена следующим образом:
- прямые условно-переменные расходы, которые связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции;
- условно - постоянные расходы в части управленческих и хозяйственных затрат.
Однако, необходимо отметить, что наиболее важным моментом применения модели развитого Direct-costing является анализ накладных издержек и соотнесение их с общим объемом брутто-прибыли, а также формирование системы прямого отнесения затрат на объекты калькулирования.
Обобщенная классификация, типизация и структуризация всех косвенных затрат позволяет строить эффективную систему планирования и контроля над накладными расходами, осуществляя комплекс мероприятий постепенного «выпрямления» издержек.
К таким расходам можно отнести следующие статьи затрат: работы и услуги производственного характера, арендная плата, лизинговые платежи и информационные услуги по основному оборудованию, инструмент и оснастка для основного технологического оборудования и другие издержки, составляющие значительный удельный вес в общем объеме затрат.
Одним из применяемых
методов распределения прямых расходов
производственных подразделений между
номенклатурой выпускаемой
Метод распределения на основе утвержденных баз и выбранных расчетных ставок базируется на следующей информации: удельные нормы потребления, машинозатраты, трудозатраты и др. коэффициенты.
Идентификацию расходов, подлежащих «выпрямлению» по местам возникновения затрат, установление факторных коэффициентов, выбор метода отнесения прямых затрат на объекты калькулирования, особенно важно выполнить на этапе формирования бюджета путем моделирования системы.
Планирование прямых затрат в ходе составления бюджета предприятия представляет собой процесс консолидации и систематизации преопределенных и вычисляемых величин прямых издержек.
Прямые условно постоянные затраты номенклатуры работ в бюджет включаются на основе экспертной информации предварительной оценки и анализа структуры применения и стоимости используемых ресурсов.
Пропорциональные издержки определяются линейным уравнением. Аргументом выступает планируемый объем номенклатуры производимой продукции, а коэффициентом пропорциональности является норма расхода производительных, сервисных или материальных ресурсов
Определив сущность «Direct-costing» как системы управленческого учета, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства, можно выделить присущие ему особенности, положительные моменты и проблемы. 16
Главной особенностью «Direct-costing», основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат.
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, и незавершенное производство.
При системе «Direct-costing» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая (табл. 2.1) . В них содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Маржинальный доход - это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции. Различают маржинальный доход на единицу продукции и валовый маржинальный доход.
Прибыль - это разница между выручкой и всеми затратами на производственную и финансовую деятельность предприятия. 17
Таблица 2.1
“Схема отчета о доходах по системе Direct-costing”
Наименование показателей |
Значение |
Выручка от реализации продукции (В) |
В = 1000 |
Переменные затраты (ПЗ) |
ПЗ = 600 |
Маржинальный доход (М) |
М=В-ПЗ = 400 |
Постоянные расходы (ПР) |
ПР = 200 |
Прибыль (П) |
П=М-ПР = 200 |
Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по предприятию, на третьем этапе – прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов. Отчеты о доходах можно изменять подразделением общей суммы постоянных затрат на два различных мелких блока. Этот метод можно было бы назвать «многоблочной системой».
Важной особенностью системы «Direct-costing» является то, что благодаря ей можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено на графике (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли.
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Этот график и многочисленные его модификации используют при анализу и принятии управленческих решений.
Из определения точки
К = Зпост / Мизд,
Где
Зпост – величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;
Мизд – величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).
Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.
Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессивного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.
В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.
Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).
Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход — назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой — использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий — использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
В управленческом учете используют два термина: "долгосрочный нижний предел цены" и "краткосрочный нижний предел цены".
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты организации на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.
Краткосрочный нижний предел цены — это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам. Руководители российских организаций, как правило, недооценивают значение данного показателя.
Очень часто бывают ситуации,
когда при недостаточной
Пример: Организация производит продукцию "А" и продает ее оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные — 21 руб. Полная себестоимость одного изделия равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. (35-7,9-21) за штуку.
Производственная мощность организации — 1 500 единиц изделия "А" в месяц. Фактический объем производства составляет 1 000 штук за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства. Организация не может увеличивать объем производства из-за трудностей со сбытом.
Организация получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии изделия "А" в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.
На первый взгляд, организация должна отказаться, ведь цена контракта (27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования.
В связи тем, что речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже заложены в себестоимость и участвуют в калькуляции фактического объема производства (1 000 штук) изделия "А". Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы постоянные расходы не меняются при изменениях объемов производства, подписание контракта не приведет к их росту.
Информация о работе Система «Direct-costing» преимущества и недостатки