Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:27, курсовая работа
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, результатах её хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, поскольку бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности, выраженных в денежных единицах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ 5
1.1 Финансовая отчетность как информационная база для принятия аналитических решений 5
1.2 Виды и состав финансовой отчетности 10
1.3 Финансовая отчетность в соответствии с международными стандартами: трансформация и конверсия 13
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации 19
2.2 Общая организация бухгалтерского учета 29
3 ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 32
3.1 Этапы составления финансовой отчетности организации 32
3.2 Бухгалтерский баланс: его структура и назначение, порядок составления и предоставления 36
3.3 Отчет о прибылях и убытках: его составление, чтение и предоставление 43
3.4 Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и пояснительная записка 54
3.5 Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими форами финансовой
Отчетности 59
3.6 Автоматизированная обработка информации финансовой отчетности в организации 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
В ООО агрофирме «Ея» составлению бухгалтерской отчетности предшествует значительная подготовительная работа. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных записей, а формированию годового бухгалтерского баланса предшествуют следующие этапы:
При подготовке к составлению бухгалтерской отчетности проверяется соответствие данных бухгалтерского учета имеющимся первичным учетным документам. Одновременно проверяется, все ли имеющиеся первичные документы нашли свое отражение в бухгалтерском учете.
Таким образом, если при проверке документов обнаружится, что к учету приняты не надлежаще оформленные документы, их исправляют (если это внутренние документы) или требуют от сторонней организации (если это внешние документы). Если какие-либо документы утеряны, их копии заверяются у организации-контрагента. Если такой возможности нет, в бухгалтерском учете производятся сторнировочные записи по операциям.
Для уточнения оценки активов и обязательств, отражаемых в бухгалтерской отчетности ООО агрофирмы «Ея», прежде всего устанавливается фактическое наличие отраженных в бухгалтерском учете имущества и обязательств. С этой целью проводится инвентаризация. Являясь одним из основных составляющих метода бухгалтерского учета, инвентаризация, проводимая на основе определенных последовательных практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
.Инвентаризация, согласно учетной политике, может проводиться с любой периодичностью, но обязательно перед составлением годового отчета.[42]
Сроки и период проведения инвентаризации в ООО агрофирме «Ея» закреплены в Положении об проведении инветаризации, утвержденным Приказом об учетной политике.
Для обеспечения реальности бухгалтерского баланса оценка его имущественных статей должна быть максимально приближена к уровню рыночных цен на аналогичные объекты. Однако на счетах бухгалтерского учета, по которым формируется баланс, активы отражаются в своей «исторической» оценке, то есть по первоначальной (фактической) стоимости или себестоимости. Прямая переоценка стоимости на счетах предусмотрена только для основных средств, НМА и финансовых вложений.
Организации имеют право создавать оценочные резервы, которые приближают «историческую» оценку активов к текущей рыночной стоимости: под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги. В ООО агрофирме «Ея» принято решение не создавать резерв.
В данной организации проверку записей на счетах бухгалтерского учета проводят по следующим направлениям:
• сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основаниям для записей;
• сравнивают между собой обороты и остатки по всем синтетическим счетам (суммарно);
• сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.
Для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовую ведомость. Учетные записи на синтетических счетах проверяются по итогам ведомости.
Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности предшествует процедура закрытия счетов, причем при формировании годовой отчетности она является более сложной.
На предприятии ООО «Ея» в течение отчетного месяца на счетах 20 “Основное производство” собираются прямые затраты, связанные производством и реализацией конкретной сельскохозяйственной продукцией.. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, учитываются на счете 26 “Общехозяйственные расходы”. Собранные по дебету счета 26 расходы в конце месяца полностью списываются на счет 20.
В конце месяца по данным счета 20 исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции, работ, услуг:
Фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 в дебет счета 43 “Готовая продукция” (учет продукции по фактической себестоимости).
Информация о выручке от продаж по обычным видам деятельности накапливается на счете 90 “Продажи”. В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат от продажи продукции.. По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 90, закрываются внутренними записями на субсчет 90-9.
На счете 91 “Прочие доходы и расходы” обобщается информация о прочих доходах и расходах (операционных и внереализационных). В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат – сальдо прочих доходов и расходов. По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 91, закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен счет 99 “Прибыли и убытки”. Записи на нем ведутся накопительно в течение года путем списания соответствующих сумм со счетов 90 и 91. Непосредственно на счете 99 отражаются чрезвычайные доходы и расходы, а также суммы налога на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства.
В конце отчетного года (31 декабря) при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. Процесс закрытия счета 99 и списания выявленной чистой прибыли получил название реформации баланса. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (непокрытого убытка) отчетного года переносится со счета 99 на счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, то есть на первое число следующего за отчетным года остатка по счету 99 быть не должно.
Для обобщения и сверки данных на счетах бухгалтерского учета в данной организации составляется оборотная ведомость, которая является основанием для формирования баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности.
3.2 Бухгалтерский баланс: его структура и назначение, порядок составления и предоставления
Бухгалтерский баланс - система показателей, характеризующая в обобщенных стоимостных выражениях состояние средств организации. Бухгалтерский баланс отражает состав, размещение, использование и источники формирования средств различных организаций, в том числе и бюджетных. Он составляется на определенную дату (конец месяца, квартала, года) и используется для контроля и анализа хозяйственной деятельности. Бухгалтерский баланс имеет форму двухсторонней таблицы: левая сторона (актив) характеризует составы, размещение и использование средств; правая сторона (пассив) - источники образования средств. Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа строения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же имущество и обязательства организации, но рассмотренные с двух сторон (по составу - в активе, по источникам - в пассиве). Итог баланса носит название «валюта баланса», которое отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов, предоставленных собственниками и кредиторами.[38]
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса. В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
В бухгалтерском учете баланс рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников его формирования на определённую дату. Бухгалтерский баланс в общепринятом виде имеет форму двусторонней таблицы, левая сторона - актив баланса, правая - пассив баланса. Актив баланса отражает состав и размещение хозяйственных средств, пассив баланса отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.[40]
В балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов, сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса.
Под статьей баланса понимается отдельный вид средств (имущества) или источника (обязательств), показанный в балансе по отдельной позиции и выраженный отдельной суммой. Итоговая сумма остатков средств предприятия, отраженная в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса.
Бухгалтерский баланс является системной моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия и финансовые отношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утверждённым приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н, отчетный бухгалтерский баланс должен состоять из балансовой и забалансовой части. Балансовая часть включает две равновеликие совокупности показателей (статей) - актив и пассив. В активе отражается нетто-стоимость имущества предприятия, в пассиве - стоимость его обязательств и собственного капитала. Современное содержание актива и пассива ориентировано на предоставление информации ее пользователям. Отсюда высокая степень аналитичности статей, раскрывающих состояние дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала и отдельных видов резервов, образованных за счет текущих издержек или прибыли предприятия.
Взаимные зачёты между статьями актива и пассива баланса не допускаются. Весь бухгалтерский баланс - актив и пассив разбит на взаимосвязанные разделы - их 5. Забалансовая часть разделяется на статьи, отражающие имущество во временном пользовании, условные права и обязательства, другие имущественные и неимущественные показатели. Данные бухгалтерского баланса используются при анализе состава и структуры имущества предприятия, состава и движения производственных запасов, состава и структуры финансовых ресурсов предприятия, состояния кредиторской и дебиторской задолженности, для оценки показателей оборачиваемости оборотных активов, показателей ликвидности и степени риска банкротства предприятия.
Бухгалтерский баланс позволяет, с одной стороны, дать четкое представление о характере поставщиков финансовых ресурсов организации (капитал и обязательства) и условиях их вовлечения в деловой оборот организации (сроки, процентные ставки, обеспечения); с другой стороны, о направлении и характере вложений представляемого капитала в экономические ресурсы общества.
Для принятия управленческого решения необходимо иметь не только бухгалтерские данные о финансово-хозяйственной деятельности организации, но и их сравнительные характеристики в динамике времени. Для планирования стратегии или составления прогноза необходимо иметь четкие представления о том, как, почему и при воздействии каких факторов изменяется тот или иной финансовый и экономический показатель. Для того чтобы располагать такими сведениями, необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности на перспективу в каждой организации. Главным источником информации, прежде всего, для внешних пользователей является баланс организации, который наиболее доступен.
К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами:
1. Организация ведет
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
3. Соблюдение в течение
4. В бухгалтерском учете текущие
затраты на производство
5. Имущество, принадлежащее организации
на правах собственности, учитывается
обособленно от имущества