Совершенствование методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы явилось теоретические обоснование и методическое обеспечение калькулирования, а также разработка рекомендаций по применению современных методов калькулирования на примере ООО «Башмебель-плюс».
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие калькуляции, а также рассмотреть виды калькуляций и их роль в управлении производством;
определить роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством;
проанализировать принципы калькулирования;
охарактеризовать предприятие ООО «Башмебель-плюс»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ 6
1.1 Понятие калькуляции. Виды калькуляций и их роль в управлении производством 6
1.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством 12
1.3. Принципы калькулирования 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «БАШМЕБЕЛЬ-ПЛЮС» 16
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Анализ себестоимости в ООО «Башмебель-плюс» 24
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
3.1 Перспективные калькуляционные системы 32
3.2 Преимущества и недостатки современных подходов к калькулированию себестоимости продукции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

kalkulyatsia_sebestoimosti_produktsii.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством

 

Предпосылкой для калькулирования является производственный учет (учет производственных издержек). Он является первичным по отношения к калькулированию. Производственный учет предполагает собрание информации о издержках организации, документальное оформление хозяйственных операций, которые связаны с производственными затратами. Такая информация, в системе производственного учета, обобщается, затем группируется по различным признакам и анализируется. Только на базе информации, которая подготовлена определенным образом в системе производственного учета, возможна калькулирование. Иными словами, можно говорить о калькуляционном учете, который обеспечивает группировку издержек в аналитическом аспекте, который делает вероятным процесс калькулирования14.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость меж калькулированием и производственным учетом. Базой при расчете себестоимости единицы продукции является информация, которая собран в системе производственного учета. Калькулирование себестоимости конечного продукта определяется организацией и системой производственного учета. С иной стороны, степень детализирования производственного учета зависит от тех задач, которые стоят перед предприятием в области калькулирования.

Калькулирование себестоимости продукции (услуг, работ) можно разделить на три этапа. На первом этапе вычисляется себестоимость всей продукции, которая выпущена, в целом, на втором исчисляется фактическая себестоимость по отдельным видам продукции, на третьем же – себестоимость единицы продукции, работы или оказанной услуги.

Процесс калькулирования, в действительности, является сложным и чередуется с процессом учета затрат.

После распределения  первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг15.

Калькулирование себестоимости продукции является необходимым процессом управления производством. Калькуляционные системы, которые функционировали ранее, преследовали цель: оценить запасы полуфабрикатов собственного производства и готовой продукции. Это было необходимо для внутрипроизводственных целей, а также для составления внешней отчетности и для определения прибыли. Однако прежние системы калькулирования не содержали информации, которая была бы пригодна для решения управленческих задач.

Современные системы калькулирования более сбалансированы, так как информация, содержащаяся в них, позволяет как решать традиционные задачи, так и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:

  • целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
  • оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
  • установление оптимальной цены на продукцию;
  • целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
  • оценка качества работы управленческого персонала16.

Таким образом, в основе плана, принятого предприятием или центром ответственности, лежит современное калькулирование. Оно нужно для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости.

Так, для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства реконструкции предприятий используются данные фактических калькуляций17.

Кроме того, калькулирование есть основа трансфертного ценообразования. Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях меж подразделениями одной организации. Самую большую актуальность вопросы формирования трансфертных цен имеют, если у подразделения предприятия есть право самостоятельно выходить на внешних покупателей. В таком случае от правильно сформированной трансфертной цены зависит общее финансовое положение предприятия.

Таким образом, производственный учет и калькулирование являются основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.

1.3. Принципы калькулирования

 

Калькулирование в организации, в независимости от ее вида деятельности, формы собственности и размера, организуется в соответствие с определенными принципами:

  1. Научно обоснованная классификация затрат на производство. Для некоторых отраслей промышленности и ряда отраслей в сфере материального производства при учете их особенностей разработаны и утверждены специальные отраслевые рекомендации по планированию и учету себестоимости18.
  2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Существует много случаев не совпадения объектов учета затрат и объектов учета калькулирования. В качестве объектов учета затрат выступают места их возникновения, а также виды либо группы однородных продуктов. В качестве объекта калькулирования (носителем затрат) выступают виды продукции (работ, услуг) организации, которые предназначены для реализации на рынке19.

3. Чрезвычайно важен выбор метода распределения косвенных расходов для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Предприятие самостоятельно его проводит и записывает в учетной политике.

4.Разграничение затрат  по периодам. Необходимо руководствоваться принципом начисления,  сущность которого состоит в том, что операция отражается в бухгалтерском учете в момент ее совершения и не увязывается с денежными потоками. Доходы и расходы, которые получили (понесли) в отчетном периоде, числятся доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) поступили или перечислены в данном периоде20.

5. Раздельный учет  по текущим затратам на производство  и по капитальным вложениям.

6. Выбор метода учета затрат и калькулирования.

 

 

 

 

ГЛАВА  2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ  ООО «БАШМЕБЕЛЬ-ПЛЮС»

2.1 Характеристика  предприятия

 

ООО «Башмебель-плюс» является преемником лучших производственных традиций старейшего мебельного предприятия Республики Башкортостан ОАО «Башмебель» основанного в 1966 году.

Адрес: 450026, РБ, г. Уфа, ул. Трамвайная, 2. Электронный адрес: bmplus7@rambler.ru

До образования ООО на месте промплощадки существовала мебельная фабрика, построенная в 1966 году Министерством путей сообщения, как лесопильный завод. В 1998 году лесопильный завод переименован в мебельную фабрику с проведением соответствующих реконструкций. Предприятие было специализировано на впуске мягкой мебели, оконных и дверных блоков, аудиторных и лабораторных столов. В 2001 году было организовано производство строганного шпона. С 2002 года фабрика переименована в комбинат мебельных деталей для обеспечения сборочно-отделочных предприятий г.Уфы и Республики Башкортостан. На предприятии были построены и введены в эксплуатацию:

- главные корпуса № 1. 2 (с размещением  основных цехов), склад ГСМ, водонасосная  станция, административно-бытовой  корпус, столовая, компрессорная.

Производственная программа предприятия:

  • изготовление щитовых мебельных деталей (ЩМД) из ДСП, облицованные натуральным и синтетическим строганным шпоном, включая изготовление щитовых фасадных комплексов, облицованных шпоном твердолиственных пород и рулонной декоративной пленкой с финиш – эффектом;
  • столярные изделия: половая доска, вагонка;
  • строганный строительный погонаж, погонажные изделия из пиломатериала хвойных и лиственных пород;
  • строганный шпон из ТЛП;
  • мебель бытовая: кровати, тумбочки, шкафы-купе;
  • мебель для офисов.

Для своего производства ООО использует деловую древесину, пиломатериалы, ДСП, ДВП, синтетические пленки, клей-расплав, смолу КФЖ.

Снабжение происходит за счет российских поставщиков и импортных поставок. Основными российскими поставщиками являются: Усть-Илимский леспромхоз, ООО «Мегахим», ООО «Ростэкцентр», ООО «Целлоштоф Удн Папир Ист», ОПМО «Шатура», АОСФБМ «Сходня», Щебекинский леспромхоз, фирма «Маза-Декор», АО «Фанплит», АО «Плитекс».

Предприятие поставляет свою продукцию: ООО «Марма», ООО «Интерьер», АО «Дорохово-мебель» - щиты мебельные, ПМО «Шатура» - гильзы бумажные, АО «Храбрищево» - смолы. Предприятие от этих потребителей получает: растворитель, ДСП, клей-расплав, шпон, кромку, пленку.

Все поступающее сырье и материалы  завозятся на предприятие железнодорожным  и автомобильным транспортом. Разгрузка осуществляется козловыми кранами и автопогрузчиками.

На балансе ООО находятся:

  • производственные корпуса с рабочим и силовым оборудованием (количество единиц оборудования – свыше 200, их них 70% импортного);
  • административный корпус;
  • передаточные устройства;
  • артезианские скважины;
  • котельная;
  • теплица;
  • спортплощадка.

Общество является комплексно-механизированным предприятием. Процент механизации основного производства составляет 86%. На предприятии имеется 18 механизированных поточных линий, 9 комплексно-механизированных участков, 8 п/автоматических линий.

Организационная структура предприятия  ООО «Башмебель-плюс» представлена на рисунке 2.

Рис.2. Организационная структура предприятия ООО «Башмебель-плюс»

Расшифруем функции  технического директора ООО «Башмебель-плюс». Руководство производственной базой предприятия. Организация выпуска конкурентоспособной продукции. Осуществление общего оперативного управления, организация взаимодействия всех отделов и подразделений (производственно-технический отдел, главный механик, участок  механизации, инженер по охране труда). Составления производственных планов, загрузки оборудования, графиков ППР. Участие в планирование движения товарных и финансовых потоков, обеспечение роста объемов производства и сбыта продукции, принятия решений по снижению себестоимости продукции, улучшения качества.

Перечислим ряд должностных  обязанностей исполнительного директора ООО «Башмебель-плюс» (полный перечень представлен в приложении 1): 1) Организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и получения максимальной прибыли; 2) Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия (бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств); 3) В целях определения внешнего источника финансирования организует деятельность работников финансового подразделения по следующим направлениям: поиск источников, оценка стоимости источников, оценка финансового риска, соотношение собственных и привлекаемых источников финансирования.

Исполнительный директор ООО «Башмебель-плюс» имеет право:

1) Представлять интересы  предприятия во взаимоотношениях  с кредитными учреждениями, страховыми  и инвестиционными организациями, налоговыми органами, другими органами и организациями по финансовым вопросам;

2) Устанавливать служебные  обязанности для подчиненных  работников;

3) Запрашивать от структурных  подразделений предприятия информацию  и документы, необходимые для  выполнения его должностных обязанностей;

4) Вносить на рассмотрение  руководителя предприятия.

Итак, заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению имеет следующий ряд должностных обязанностей (полный перечень представлен в приложении 2): 1) Осуществлять работу по обеспечению предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами: сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, комплектующими изделиями, инструментом, запасными частями, спецодеждой, арбитражным инвентарем и др. и их рациональному использованию; 2) Определять на основе технически обоснованных нормативов и расчетов потребность предприятия в запасных частях, оборудовании, материалах, сырье, топливе и др. ресурсах; 3) Участвовать в составлении проектов текущих и перспективных планов материально-технического снабжения предприятия, составлять отдельные части этих планов, готовить расчеты и обоснования к ним; 4) Осуществлять специфицирование и согласование с поставщиками технических требований и характеристик на заказываемые материально-технические ресурсы.

Согласно должностной инструкции зам. генерального директора по финансам и бухучету ответственен:

1) За ненадлежащее исполнение  или неисполнение своих должностных  обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ;

2) За правонарушения, совершенные  в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим  административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

3) За причинение материального  ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым  законодательством РФ.

Производственная и управленческая структура предприятия:

В состав ООО входят следующие подразделения, корпуса и отделы:

  • цех №1- выпуск строганного шпона;
  • цех №2- выпуск ЩМД;
  • цех №3-изготовление ЩМД методом термокаширования;
  • цех №4-автотранспорт;
  • цех №5-РМЦ;
  • цех №6-котельная;
  • цех №7-электроцех;
  • цех №8-разгрузка вагонов и прием лесоматериалов;
  • цех №9-сушка и раскрой пиломатериалов, мебельно-сборочный участок;
  • отдел производства, планирования и кооперирования поставок (ОПП и КП);
  • производственно-технический отдел;
  • отдел снабжения, сбыта и маркетинга;
  • финансово-экономический отдел;
  • общий отдел;
  • хозяйственный отдел.

Информация о работе Совершенствование методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции