Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы явилось теоретические обоснование и методическое обеспечение калькулирования, а также разработка рекомендаций по применению современных методов калькулирования на примере ООО «Башмебель-плюс».
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие калькуляции, а также рассмотреть виды калькуляций и их роль в управлении производством;
определить роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством;
проанализировать принципы калькулирования;
охарактеризовать предприятие ООО «Башмебель-плюс»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ 6
1.1 Понятие калькуляции. Виды калькуляций и их роль в управлении производством 6
1.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством 12
1.3. Принципы калькулирования 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «БАШМЕБЕЛЬ-ПЛЮС» 16
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Анализ себестоимости в ООО «Башмебель-плюс» 24
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
3.1 Перспективные калькуляционные системы 32
3.2 Преимущества и недостатки современных подходов к калькулированию себестоимости продукции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
В следующей таблице представлены основные показатели, характеризующие результаты деятельности анализируемого предприятия.
Таблица 1 Основные показатели, характеризующие деятельность ООО «Башмебель-плюс»
Показатели |
Ед. изм. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
1.Объем товарной продукции без НДС |
тыс.руб. |
60157 |
76414 |
148632 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
127 |
247 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
194 | |
2.Объем реализованной продукции (без НДС) |
тыс.руб. |
53167 |
73271 |
155515 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
137 |
292 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
214 | |
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
тыс.руб. |
90211 |
87986 |
72217 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
97 |
80 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
82 | |
4.Фондоотдача |
руб./руб. |
0,67 |
0,88 |
2,06 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
130 |
307 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
236 | |
5.Стоимость оборотных средств |
тыс.руб. |
8092 |
18121 |
25800 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
224 |
318 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
142 | |
6.Оборачиваемость оборотных средств |
оборотов |
6,6 |
4,2 |
6,1 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
64 |
92 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
145 | |
7.Численность ПП |
чел. |
422 |
450 |
581 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
106 |
137 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
129 | |
8.Производительность труда |
тыс.руб. |
142,4 |
169,8 |
255,9 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
119 |
180 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
151 | |
9.Фонд оплаты по труду |
тыс.руб. |
6929 |
10710 |
19199 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
155 |
277 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
179 | |
10.Среднегодовая зарплата на одного работающего |
тыс.руб. |
15,7 |
23,8 |
33,1 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
152 |
210 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
138 | |
11.Прибыль балансовая |
тыс.руб. |
3904 |
4456 |
11032 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
103 |
283 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
273 | |
12.Общая рентабельность |
% |
4,0 |
4,2 |
11,2 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
106 |
280 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
267 | |
13.Себестоимость товарной продукции |
тыс.руб. |
48584 |
72134 |
138431 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
148 |
284 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
192 | |
14.Материальные затраты |
тыс.руб. |
33415 |
51239 |
100603 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
153 |
301 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
196 | |
15.Затраты на 1 рубль товарной продукции |
руб./руб. |
0-80,8 |
0-94,4 |
0-93,1 |
Темп роста к 2009г. |
% |
100 |
117 |
115 |
Темп роста к 2010г. |
% |
100 |
99 |
Темпы роста к базисному году характеризуют непрерывную линию развития, они показывают насколько производство продукции в данном периоде возросло по сравнению с периодом, принимаемым за базу. Показатели темпов роста отражают не только направление развития, но и измеряют интенсивность развития промышленного производства.
По данным, представленным в таблице 1 можно сделать вывод о весьма положительной динамике показателей. Однако вместе с ростом объемов товарной продукции (27% в 2010 году и 47% в 2011 году), себестоимость продукции так же имеет тенденцию к росту.
Так, рост себестоимости всей товарной продукции в 2010 году составил 48%, а в 2011 году уже 84%.
Затраты на 1 рубль товарной продукции так же увеличились в 2010 году на 17%, в 2011 году на 15%.
Таким образом, необходимо наиболее полно изучить причины повышения себестоимости в ООО «Башмебель-плюс». В следующем параграфе данного раздела представлен наиболее полный и глубокий анализ себестоимости производимой продукции на анализируемом предприятии.
При анализе себестоимости прежде всего необходимо дать общую оценку состояния затрат на производство продукции как в действующей оценке, так и в сопоставимой. Это сравнение проводится по уровню затрат на 1 рубль товарной продукции. Для анализа необходимо составить следующую аналитическую таблицу 2.
Таблица 2 Затраты на 1 рубль товарной продукции
Показатели |
За 2010 год в среднегод. ценах предыд. года |
За 2011 год в среднегод. ценах предыд. года |
За 2011 год в фактически действующих ценах |
Показатели |
За 2010 год в среднегод. ценах предыд. года |
За 2011 год в среднегод. ценах предыд. года |
За 2011 год в фактически действующих ценах |
1.Фактическая себестоимость ТП, тыс.руб. |
72134 |
118905 |
138431 |
2.Факт. выпуск ТП в отпускных ценах, тыс.руб. |
76414 |
127030 |
148632 |
3.Затраты на 1 рубль ТП (п1:п2), коп. |
94,4 |
93,6 |
93,1 |
4.Изменение затрат на 1 рубль ТП в отчет.году, в % к пред. году |
- |
-0,8 |
-1,4 |
Фактическая себестоимость ТП за отчетный год в среднегодовых ценах предыдущего года – 118905 тыс.руб.
Фактический выпуск ТП за отчетный год в среднегодовых ценах предыдущего года – 127030 тыс.руб.
Изменение затрат:
(93,6-94,4)/94,4×100=-0,8%
(93,1-94,4)/94,4×100=-1,4%
Используя данные таблицы 2, можно сделать вывод о том, что на предприятии произошло снижение затрат по сравнению с предыдущим годом как в фактически действующих ценах (-1,4%), так и в сопоставимых (-0,8%).
Несмотря на разницу в денежных оценках, из данных таблицы 3 видно, что темпы роста товарного выпуска выше темпов роста затрат на производство как в сопоставимых, так и в действующих ценах, что подтверждается следующим расчетом:
а) в сопоставимые оценки:
118905/72134×100=165,0% - темп роста затрат
127030/76614*100=166,2% - темп роста выпуска ТП
б) в действующие оценки
138431/72134*100=191,9% - темп роста затрат
148321/76414*100=194,5% - темп роста выпуска ТП
Из расчетов видно, что в сопоставимых и действующих оценках темпы роста товарной продукции опережают темпы роста себестоимости, это и вызвало уменьшение затрат на 1 рубль ТП на 1,3коп. (93,1-94,4).
Для выяснения причин изменения затрат на 1 рубль товарной продукции проведем подробный анализ себестоимости выпускаемой продукции.
В настоящее время на предприятии постоянно происходит обновление отдельных видов изделий. Поэтому необходимо анализировать вклад каждого изделия в общее изменение сводного показателя затрат на 1 рубль товарной продукции.
Для анализа составляется аналитическая таблица 3, в которой представлены основные группы выпускаемой продукции.
Таблица3 Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции.
Наименование продукции |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
Структура выпускаемой продукции |
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции | ||||||
2010 г. |
В 2011 . |
2010 г |
2011 г |
Всего |
В т.ч. за счет | ||||
в действ. ценах |
в ценах пред. года |
себестоимости |
цены |
структуры | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Шпон строганный (тыс.м2) |
98,2 |
95,44 |
95,8 |
0,20 |
0,14 |
-6,28 |
-0,34 |
-0,05 |
-5,89 |
Мебельные детали (тыс.м2) |
85,0 |
84,31 |
84,46 |
0,46 |
0,52 |
+4,98 |
-0,28 |
+0,16 |
+5,10 |
Мебель офисная (наборов) |
94,6 |
95,05 |
94,9 |
0,23 |
0,25 |
+2,0 |
+0,07 |
+0,04 |
+1,89 |
Продукция деревообработки (тыс.руб.) |
95,1 |
94,0 |
94,3 |
0,11 |
0,09 |
-2,0 |
-0,07 |
-0,03 |
-1,90 |
Всего |
94,4 |
93,1 |
93,6 |
1,0 |
1,0 |
-1,30 |
-0,62 |
+0,12 |
-0,80 |
Шпон строганный
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, как видно из таблицы произошло за счет:
а) снижения себестоимости выпуска 1м2 шпона:
(95,8-98,2)*0,14=-0,34 коп.
б) за счет изменения цены 1м2 шпона:
(995,44-95,8)*0,14=-0,05 коп.
в) за счет структурного сдвига, а именно уменьшение объемов выпуска шпона:
(0,20-0,14)*98,2=-5,89 коп.
Таким образом, общее снижение затрат на рубль товарной продукции за счет всех трех факторов по шпону строганному составило 6,28 коп. (-0,34-0,05-5,89)
Отсюда, коммерческая служба предприятия может сделать вывод, что выпуск этой продукции экономически выгоден и служба маркетинга должна подвигать ее на рынке сбыта, увеличивая объемы производства.В анализируемом году для этой продукции составила лишь 14%.
Из данных таблицы 2.3 видно, что за счет снижения себестоимости выпуска 1м2 мебельных деталей затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 0,28 коп. (88,46-85,0)*0,52;
За счет цен, затраты возросли на 0,16 коп. (84,31-84,46)*0,52 – это произошло в результате снижения цены 1м2 щита со 190 руб. до 160 руб.;
За счет структуры затраты также
возросли на 5,1 коп. (0,52-0,46)*85,0, в связи
с увеличением объемов
Таким образом общий результат по трем факторам составил увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции в размере 4,98 коп. (-0,28+0,16+5,10)
Рассмотрим более подробно полученные результаты.
Снижение себестоимости
Увеличение затрат на 1 рубль ТП по мебельным деталям произошло в основном за счет увеличения доли их выпуска в общем объеме с 0,46 до 0,52. Это стало возможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматривать как положительный.
Из полученных результатов анализа можно сделать следующий общий вывод: дальнейший выпуск этой продукции экономически оправдан, но от наращивания объемов производства следует воздержаться.
Мебель офисная. Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет себестоимости:
(94,9-94,6)*0,25=+0,07 коп.
Увеличение себестоимости
Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет цен:
(95,05-94,9)*0,25=+0,04 коп.
Уменьшение цены на офисную мебель увеличило затраты на 1 рубль ТП на 0,04 коп.
Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет структуры:
(0,25-0,23)*94,6=+1,89 коп.
Увеличение выпуска этой продукции увеличило затраты на 1 рубль ТП на 1,89 коп.
Общее изменение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило +2,00 коп.
Таким образом, выпуск наборов офисной мебели на предприятии имеют низкую эффективность. Поэтому необходимо изыскивать резервы по снижению себестоимости этой продукции, не наращивать выпуск, работать в направлении замены ассортимента на боле выгодный.
Продукция деревообработки. Затраты на 1 рубль ТП за счет снижения себестоимости, как видно из таблицы, уменьшились на 0,07 коп. (94,3-95,1)*0,09;За счет повышения цен на эту продукцию затраты на 1 рубль ТП снизились на 0,03 коп. (94,0-94,3)*009; За счет уменьшения доли выпуска продукции деревообработки, в общем объеме, затраты на 1 рубль ТП были снижены на 1,9 коп. Общее снижение затрат на 1 рубль ТП по трем факторам составило 2,00 коп.
Таким образом, продукция деревообработки имеет свою небольшую нишу на рынке сбыта, и задача предприятия найти возможность увеличения продаж и, соответственно, производства этой продукции, т.к. она имеет хорошие экономические показатели по цене и себестоимости. Для анализа структуры затрат составляется аналитическая таблица 4.
Таблица 4 Структура затрат на производство
Элементы затрат |
2010 год |
2011 год | ||
тыс.руб. |
% к итогу |
тыс.руб. |
% к итогу | |
1.Материальные затраты |
45226 |
62,7 |
89671 |
64,7 |
2.Топливо |
2309 |
3,2 |
4152 |
3,0 |
3.Энергия |
3672 |
5,1 |
6922 |
5,0 |
4.Зарплата |
10710 |
14,9 |
19199 |
13,9 |
5. Отчисления на соц. нужды |
3962 |
5,5 |
7104 |
5,1 |
6.Амортизация ОПФ |
2103 |
2,9 |
2167 |
1,3 |
7.Прочие затраты |
4112 |
5,7 |
9690 |
7,0 |
Полная себестоимость |
72134 |
100,0 |
138431 |
100,0 |
Из приведенных в таблице 4 данных видно, что производство мебели является материалоемким, т.к. удельный вес сырья и материалов в себестоимости составляет 64,7%.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2011 году возрос удельный вес сырья и материалов по сравнению с 2010 годом с 62,7% до 64,7%, т.е. на 2% и увеличился удельный вес прочих расходов на 1,3%.
Объясняется это тем, что в производстве мебели стало применяться более дорогостоящее сырье: ламинированные плиты отечественного и импортного производства; для улучшения качественных параметров и дизайна изделий использовалась улучшенная фурнитура, а также возросли затраты на упаковку изделий в гофрокартон, с целью исключения порчи продукции при доставке до потребителя.
Доля остальных элементов