Совершенствование учета и аудита кредитных операций (на материалах банков второго уровня Республики Казахстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:58, автореферат

Описание работы

Банковская система РК находится на этапе вступления отечественной экономики на путь развития в русле общемировых тенденций. Одними из малоисследованных в банковской системе являются вопросы учета, аудита и анализа кредитных операций. Сегодня для банков Казахстана, вышедших на определенные рубежи международных стандартов банковской деятельности и финансовой отчетности, как никогда актуально теоретическое изучение передового опыта кредитных операций и вопросов их учета и аудита. Являясь одними из составляющих банковских услуг, кредитные операции способствуют сохранению и приумножению существующей и потенциальной клиентской базы, которую привлекает помимо качества расчетно-кассового обслуживания, получение средств для осуществления инвестиционных программ.

Файлы: 1 файл

ref_3.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

  В этой связи  МСФО 32 и  39 должны  обеспечить  пользователей финансовой отчетности  информацией о влиянии балансовых  и забалансовых финансовых инструментов  на финансовое состояние и  эффективность деятельности  банков. Более того, с принятием  МСФО 39 и самих финансовых инструментов, отражаемых за балансом, стало гораздо меньше, поскольку в соответствии  с принятыми правилами большинство  их стало отражаться в балансе как активы или обязательства.

Обязательно  должна раскрываться  информация о подверженности   банка кредитному риску,  в том числе:

  • размер  максимального  кредитного риска, приходящегося  на одного заемщика, без учета стоимости залога;
  • наличие значительных  концентраций кредитного риска.

Применительно к  кредитным операциям, в соответствии с МСФО 39, выданные банком кредиты должны учитываться в бухгалтерском учете по фактическим затратам (которые являются, их справедливой стоимостью), а при последующей оценке – по так называемым амортизируемым затратам или амортизируемой стоимости.

Для анализа и оценки качества выданных банком ссуд на основе информации, содержащейся в отчетности банка, составленной в соответствии с МСФО, необходимо изучить, какую  долю составляют обесцененные ссуды  в общей величине выданных банком ссуд; какова степень их обесценения, доля  убытков от обесценения в общей величине выданных ссуд, в какой степени средневзвешенные  ставки по группам выданных ссуд отличаются от их текущей  рыночной величины и другие вопросы.

 Опыт деятельности коммерческих банков в рыночных условиях свидетельствует, что данные о  совокупности кредитных операций  и их эффективности имеют важное значение для выявления дальнейшей стратегии развития   бизнеса, в целях  получения дохода и ее максимизации, а также экономии затрат. Такая возможность может быть представлена только при использовании управленческого учета. Именно с этих позиций следует рассматривать его особенности как для банков, так и для любых других коммерческих организаций. На наш взгляд, управленческий учет  включает в себя: выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций в области кредитования.

Сегодняшняя ситуация на банковском рынке заставляет искать новые пути, применять современные методы учета кредитных операций. На первый план выходят вопросы не количественного наращивания клиентской базы, а качественного улучшения банковского менеджмента. Такое качественное улучшение и призван обеспечить управленческий учет кредитных операций. При создании системы управленческого учета кредитных операций наиболее важным является определение его параметров, т.е. направлений бизнеса, таких как: центры затрат;  центры доходов; центры прибыли; центры инвестиций.

В основе этой классификации  лежит критерий финансовой ответственности  их руководителей, определяемый широтой  предоставленных им полномочий и  полнотой возложенной на них ответственности

Для того чтобы управленческий учет являлся инструментом эффективности управления, целесообразно произвести оценку результатов работы центра прибыли кредитных операций. На основе движения финансовых потоков делаются выводы о рациональном использовании привлеченных средств банка, разрабатываются критерии оценки эффективности вложения финансовых ресурсов. При этом банку необходимо правильно отнести свои расходы на соответствующий центр прибыли. Мы предлагаем разделить расходы на прямые и косвенные, т.к. их распределение основано на анализе основных видов деятельности центра прибыли. Косвенные расходы – это расходы, которые относятся к другим отделам, прямые  расходы относятся только на подразделение, которое занимается кредитованием. Все затраты должны распределяться между отделами в зависимости от численности сотрудников.

Все расходы коммерческого  банка, на наш взгляд, следует   дифференцировать в зависимости от объема и вида кредитной операции. К примеру, обязательными расходами могут быть «Расходы на оплату труда кредитных специалистов» и другие расходы по кредитным операциям.

Бюджет коммерческого  банка является количественным выражением планов деятельности и развития банка. В результате его составления  становится ясно, какую прибыль получит  банк при одобрении того или иного  плана развития. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной кредитной деятельности банка. Процесс составления бюджета банка называется бюджетным циклом.

В зависимости от поставленных задач в системе кредитования можно рекомендовать такие виды бюджетов в управленческом учете кредитных операций, как общий и детализированный. Общий бюджет охватывает всю кредитную деятельность коммерческого банка. Его цель – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений, называемых детализированными бюджетами. В результате составления общего бюджета создается прогнозируемый баланс, составляется план доходов и расходов, делается прогноз движения денежных средств.

Общий бюджет кредитных  операций может состоять из двух частей:

  1. операционного бюджета, включающего план доходов и расходов, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов банка;
  2. финансового бюджета, включающего бюджеты инвестиций, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

Конечная цель операционного бюджета – разработка плана доходов и расходов. Цель финансового бюджета заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций банков. Он составляется с использованием данных плана доходов и расходов, бюджета инвестиций и прогноза движения денежных средств.

        Являясь частью системы управленческого  учета, ценообразование позволяет  составить экономически обоснованное  суждение о доходности кредитных  услуг, об эффективности работы кредитного подразделения. На наш взгляд, цена должна быть такой, чтобы, способствуя достаточно эффективному функционированию финансового сектора, могла обеспечивать банку уровень процентной маржи и премии за кредитный риск, компенсирующий величину их издержек, связанных с предоставлением кредитов. В то же время нельзя допускать, чтобы банки практиковали покрытие чрезмерно высоких собственных расходов за счет стоимости кредитов, завышая величину процентной ставки по ним.

В современных условиях в банковской учетной системе получает распространение сегментарная отчетность. Сегментарную  отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) банка. Причем сегменты кредитной деятельности банка должны быть расположены в последовательности возрастания степени ответственности руководителя за результаты кредитования, что в свою очередь, предполагает делегирование им большей самостоятельности в принятии управленческих решений.

На наш взгляд,  банк должен осуществлять  свою деятельность  в трех основных операционных сегментах (таблица 4):

 

Таблица  4 -  Предлагаемый вариант   по операционному сегменту*

 

Сегменты

Примечание

Работа с частными клиентами

Предоставление банковских услуг частным клиентам, ведение текущих счетов частных клиентов, прием сберегательных вкладов и депозитов, предоставление инвестиционных сберегательных продуктов, услуги ответственного хранения, обслуживание кредитных и дебетовых карт, предоставление потребительских займов и займов под залог недвижимости.

Обслуживание корпоративных  клиентов

Ведение расчетных счетов, прием вкладов, предоставление овердрафтов, займов и других услуг по кредитованию, документарные операции, операции с иностранной валютой и производными финансовыми инструментами.

Инвестиционная деятельность

Торговля финансовыми  инструментами, структурированное  финансирование, консультирование при слияниях и поглощениях.

* Примечание – таблица   составлена автором на основе  изучения специальной литературы


 

Сделки между операционными сегментами  должны осуществляться на

обычных коммерческих условиях. При этом средства перераспределяются между сегментами, что приводит к перераспределению издержек финансирования, учитываемому при расчете операционного дохода. Проценты, начисляемые на эти средства, должны рассчитываться на основе стоимости привлеченных средств  банком.

Важнейшим этапом кредитной  работы в банке является процесс  наблюдения за состоянием выданных кредитов. Очевидная важность изучения и оценки организации работы по мониторингу выданных кредитов, а также требования уполномоченных органов к проведению аудита и содержанию аудиторского отчета обусловили необходимость особого внимания со стороны банковских аудиторов к данному участку кредитной работы банка. Росту эффективности действующей кредитной политики и кредитных операций будет способствовать предложенные в работе процедуры проведения аудиторской проверки.

Цель аудита кредитных  операций состоит в проверке соблюдения банком действующих правил совершения кредитных операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.

          Аудит кредитных операций, проводимых с юридическими и физическими лицами, проводится в целях:

  1. проверки выполнения требований внутренних документов банка, регламентирующих деятельность, связанную с обслуживанием банковских займов, а также проверки соблюдения условий договоров по банковским займам;
  2. подтверждения полноты, достоверности и правильности отражения в учете операций с банковскими займами;
    1. оценки достаточности и эффективности мер внутреннего контроля.

Комплексная проверка кредитных  операций предусматривает:

а) проверку соответствия внутренним документам банка установленного порядка:

  • выдачи и погашения (списания) банковских займов, а также достоверности отражения их в учете;
  • выдачи и погашения (списания) займов, предоставляемых банком своим работникам, и достоверности отражения их в учете;
  • принятие обеспечения предоставляемых банком займам и достоверности ведения его учета;
  • классификации ссудного портфеля, формирования провизий и ведения их учета;

б) оценку достаточности и эффективности мер внутреннего контроля при проведении ссудных операций, согласно методическим рекомендациям по проведению аудита и системы внутреннего контроля в подразделениях головного банка, филиалах и дочерних организациях банка.

Операции с банковскими  займами находятся в активе баланса банка и формируют большую часть доходов банка, но при этом подвергаются наибольшим рискам в процессе его деятельности. Важным способом поддержания устойчивости банков выступает регулярный качественный аудит.

В настоящее время  в Казахстане на рынке финансовых услуг функционирует большое количество банков, которые оперируют денежными средствами множества вкладчиков. Для защиты интересов вкладчиков проводится аудит финансовой отчетности. В диссертации обосновывается положение о том, что аудит финансовой отчетности является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. Он объективно определен взаимной заинтересованностью собственников (акционеров) банка, его руководства, государства, клиентов и аудитора.

Применение международных  стандартов аудита позволит получать более качественную информацию об истинном состоянии коммерческих банков, что будет способствовать укреплению и развитию банковской системы.

Практика показывает, что своевременное выявление аудиторами проблем в кредитной работе и их квалифицированные рекомендации позволяют банку не только принять оперативные меры по исправлению негативной ситуации, но и существенно повысить общий уровень кредитной культуры.

Важнейшим этапом кредитной  работы в банке является процесс  наблюдения за состоянием выданных кредитов. Очевидная важность изучения и оценки организации работы по мониторингу выданных кредитов, а также требования Национального Банка РК и АФН РК к проведению аудита и содержанию аудиторского отчета обусловили необходимость особого внимания со стороны банковских аудиторов к данному участку кредитной работы банка. Поэтому проведение аудиторской проверки по этому направлению занимает центральное место в проверке всего банка. В целях оперативности проверки кредитных операций используется упрощенная оценочная таблица 5.

     

Таблица  5 - Оценочная  таблица аудита кредитных операций*

 

Аудитором подтверждается

Должно быть установлено

Соблюдение установленного порядка открытия, ведения и закрытия ссудных счетов.

 Наличие необходимых документов на открытие ссудных счетов. Наличие распоряжения должностного лица банка, компетентного в вопросе открытия ссудных счетов. Юридическая состоятельность договоров банковского займа и договоров или документов, обеспечивающих выполнение обязательств по кредитованию.

Правильность начисления, учета, оформления и взыскания процентов  по ссудам.

 Соответствие зафиксированной в Положении о начислении процентов, утвержденной  уполномоченным  органом  банка.

     Наличие просроченной задолженности. Правильность учета просроченной задолженности.

 Соблюдение сроков пролонгации. Своевременность отнесения к просроченной задолженности. Соблюдение порядка погашения просроченной задолженности. Правильность отражений на счетах  бухгалтерского учета.

Правильность и своевременность образования размера резерва (провизии).

 Размер резерва (провизии) зависит от группы риска ссуды:

- по сомнительным:

1-й категории –  5%;

2-й категории –  10%;

3-й категории –  20%;

4-й категории –  25%;

5-й категории –  50%;

– по безнадежным – 100%.

Информация о работе Совершенствование учета и аудита кредитных операций (на материалах банков второго уровня Республики Казахстан)