Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:58, автореферат
Банковская система РК находится на этапе вступления отечественной экономики на путь развития в русле общемировых тенденций. Одними из малоисследованных в банковской системе являются вопросы учета, аудита и анализа кредитных операций. Сегодня для банков Казахстана, вышедших на определенные рубежи международных стандартов банковской деятельности и финансовой отчетности, как никогда актуально теоретическое изучение передового опыта кредитных операций и вопросов их учета и аудита. Являясь одними из составляющих банковских услуг, кредитные операции способствуют сохранению и приумножению существующей и потенциальной клиентской базы, которую привлекает помимо качества расчетно-кассового обслуживания, получение средств для осуществления инвестиционных программ.
В этой связи
МСФО 32 и 39 должны обеспечить
пользователей финансовой
Обязательно должна раскрываться информация о подверженности банка кредитному риску, в том числе:
Применительно к кредитным операциям, в соответствии с МСФО 39, выданные банком кредиты должны учитываться в бухгалтерском учете по фактическим затратам (которые являются, их справедливой стоимостью), а при последующей оценке – по так называемым амортизируемым затратам или амортизируемой стоимости.
Для анализа и оценки качества выданных банком ссуд на основе информации, содержащейся в отчетности банка, составленной в соответствии с МСФО, необходимо изучить, какую долю составляют обесцененные ссуды в общей величине выданных банком ссуд; какова степень их обесценения, доля убытков от обесценения в общей величине выданных ссуд, в какой степени средневзвешенные ставки по группам выданных ссуд отличаются от их текущей рыночной величины и другие вопросы.
Опыт деятельности коммерчески
Сегодняшняя ситуация на банковском рынке заставляет искать новые пути, применять современные методы учета кредитных операций. На первый план выходят вопросы не количественного наращивания клиентской базы, а качественного улучшения банковского менеджмента. Такое качественное улучшение и призван обеспечить управленческий учет кредитных операций. При создании системы управленческого учета кредитных операций наиболее важным является определение его параметров, т.е. направлений бизнеса, таких как: центры затрат; центры доходов; центры прибыли; центры инвестиций.
В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности
Для того чтобы управленческий учет являлся инструментом эффективности управления, целесообразно произвести оценку результатов работы центра прибыли кредитных операций. На основе движения финансовых потоков делаются выводы о рациональном использовании привлеченных средств банка, разрабатываются критерии оценки эффективности вложения финансовых ресурсов. При этом банку необходимо правильно отнести свои расходы на соответствующий центр прибыли. Мы предлагаем разделить расходы на прямые и косвенные, т.к. их распределение основано на анализе основных видов деятельности центра прибыли. Косвенные расходы – это расходы, которые относятся к другим отделам, прямые расходы относятся только на подразделение, которое занимается кредитованием. Все затраты должны распределяться между отделами в зависимости от численности сотрудников.
Все расходы коммерческого банка, на наш взгляд, следует дифференцировать в зависимости от объема и вида кредитной операции. К примеру, обязательными расходами могут быть «Расходы на оплату труда кредитных специалистов» и другие расходы по кредитным операциям.
Бюджет коммерческого банка является количественным выражением планов деятельности и развития банка. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит банк при одобрении того или иного плана развития. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной кредитной деятельности банка. Процесс составления бюджета банка называется бюджетным циклом.
В зависимости от поставленных задач в системе кредитования можно рекомендовать такие виды бюджетов в управленческом учете кредитных операций, как общий и детализированный. Общий бюджет охватывает всю кредитную деятельность коммерческого банка. Его цель – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений, называемых детализированными бюджетами. В результате составления общего бюджета создается прогнозируемый баланс, составляется план доходов и расходов, делается прогноз движения денежных средств.
Общий бюджет кредитных операций может состоять из двух частей:
Конечная цель операционного бюджета – разработка плана доходов и расходов. Цель финансового бюджета заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций банков. Он составляется с использованием данных плана доходов и расходов, бюджета инвестиций и прогноза движения денежных средств.
Являясь частью системы
В современных условиях в банковской учетной системе получает распространение сегментарная отчетность. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) банка. Причем сегменты кредитной деятельности банка должны быть расположены в последовательности возрастания степени ответственности руководителя за результаты кредитования, что в свою очередь, предполагает делегирование им большей самостоятельности в принятии управленческих решений.
На наш взгляд, банк должен осуществлять свою деятельность в трех основных операционных сегментах (таблица 4):
Таблица 4 - Предлагаемый вариант по операционному сегменту*
Сегменты |
Примечание |
Работа с частными клиентами |
Предоставление банковских услуг частным клиентам, ведение текущих счетов частных клиентов, прием сберегательных вкладов и депозитов, предоставление инвестиционных сберегательных продуктов, услуги ответственного хранения, обслуживание кредитных и дебетовых карт, предоставление потребительских займов и займов под залог недвижимости. |
Обслуживание корпоративных клиентов |
Ведение расчетных счетов, прием вкладов, предоставление овердрафтов, займов и других услуг по кредитованию, документарные операции, операции с иностранной валютой и производными финансовыми инструментами. |
Инвестиционная деятельность |
Торговля финансовыми инструментами, структурированное финансирование, консультирование при слияниях и поглощениях. |
* Примечание – таблица
составлена автором на основе
изучения специальной |
Сделки между операционными сегментами должны осуществляться на
обычных коммерческих условиях. При этом средства перераспределяются между сегментами, что приводит к перераспределению издержек финансирования, учитываемому при расчете операционного дохода. Проценты, начисляемые на эти средства, должны рассчитываться на основе стоимости привлеченных средств банком.
Важнейшим этапом кредитной работы в банке является процесс наблюдения за состоянием выданных кредитов. Очевидная важность изучения и оценки организации работы по мониторингу выданных кредитов, а также требования уполномоченных органов к проведению аудита и содержанию аудиторского отчета обусловили необходимость особого внимания со стороны банковских аудиторов к данному участку кредитной работы банка. Росту эффективности действующей кредитной политики и кредитных операций будет способствовать предложенные в работе процедуры проведения аудиторской проверки.
Цель аудита кредитных операций состоит в проверке соблюдения банком действующих правил совершения кредитных операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.
Аудит кредитных операций, проводимых с юридическими и физическими лицами, проводится в целях:
Комплексная проверка кредитных операций предусматривает:
а) проверку соответствия внутренним документам банка установленного порядка:
б) оценку достаточности и эффективности мер внутреннего контроля при проведении ссудных операций, согласно методическим рекомендациям по проведению аудита и системы внутреннего контроля в подразделениях головного банка, филиалах и дочерних организациях банка.
Операции с банковскими займами находятся в активе баланса банка и формируют большую часть доходов банка, но при этом подвергаются наибольшим рискам в процессе его деятельности. Важным способом поддержания устойчивости банков выступает регулярный качественный аудит.
В настоящее время в Казахстане на рынке финансовых услуг функционирует большое количество банков, которые оперируют денежными средствами множества вкладчиков. Для защиты интересов вкладчиков проводится аудит финансовой отчетности. В диссертации обосновывается положение о том, что аудит финансовой отчетности является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. Он объективно определен взаимной заинтересованностью собственников (акционеров) банка, его руководства, государства, клиентов и аудитора.
Применение международных стандартов аудита позволит получать более качественную информацию об истинном состоянии коммерческих банков, что будет способствовать укреплению и развитию банковской системы.
Практика показывает, что своевременное выявление аудиторами проблем в кредитной работе и их квалифицированные рекомендации позволяют банку не только принять оперативные меры по исправлению негативной ситуации, но и существенно повысить общий уровень кредитной культуры.
Важнейшим этапом кредитной работы в банке является процесс наблюдения за состоянием выданных кредитов. Очевидная важность изучения и оценки организации работы по мониторингу выданных кредитов, а также требования Национального Банка РК и АФН РК к проведению аудита и содержанию аудиторского отчета обусловили необходимость особого внимания со стороны банковских аудиторов к данному участку кредитной работы банка. Поэтому проведение аудиторской проверки по этому направлению занимает центральное место в проверке всего банка. В целях оперативности проверки кредитных операций используется упрощенная оценочная таблица 5.
Таблица 5 - Оценочная таблица аудита кредитных операций*
Аудитором подтверждается |
Должно быть установлено |
Соблюдение установленного порядка открытия, ведения и закрытия ссудных счетов. |
Наличие необходимых документов на открытие ссудных счетов. Наличие распоряжения должностного лица банка, компетентного в вопросе открытия ссудных счетов. Юридическая состоятельность договоров банковского займа и договоров или документов, обеспечивающих выполнение обязательств по кредитованию. |
Правильность начисления, учета, оформления и взыскания процентов по ссудам. |
Соответствие зафиксированной в Положении о начислении процентов, утвержденной уполномоченным органом банка. |
Наличие просроченной задолженности. Правильность учета просроченной задолженности. |
Соблюдение сроков пролонгации. Своевременность отнесения к просроченной задолженности. Соблюдение порядка погашения просроченной задолженности. Правильность отражений на счетах бухгалтерского учета. |
Правильность и своевременность образования размера резерва (провизии). |
Размер резерва (провизии) зависит от группы риска ссуды: - по сомнительным: 1-й категории – 5%; 2-й категории – 10%; 3-й категории – 20%; 4-й категории – 25%; 5-й категории – 50%; – по безнадежным – 100%. |