Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 16:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение научно обоснованных подходов к организации и технологии аудита налоговой отчетности и правильности уплаты налога на прибыль. Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
а) раскрыть теоретико-методологические основы аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
б) исследовать содержание налогового аудита, его место в современной системе российского аудита;
в) рассмотреть организационные подходы к проведению налогового аудита, состав и порядок выполнения аудиторских процедур при осуществлении налогового аудита организаций;
г) исследовать особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета в ЗАО «Бурсинтез-М», влияющие на содержание налогового аудита и проведение конкретных процедур проверки по существу;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ПРАВИЛЬНОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
1.1. Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль в РФ
1.2. Сущность и цель аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль
1.3. Основные этапы организации налогового аудита
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ПРАВИЛЬНОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ЗАО «БУРСИНТЕЗ-М»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Бурсинтез-М»
2.2. Особенности выполнения аудиторской проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в ЗАО «Бурсинтез-М»
2.3. Анализ результатов проведения налогового аудита в ЗАО «Бурсинтез-М»
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ЗАО «БУРСИНТЕЗ-М»
3.1. Развитие механизма организации аудита налога на прибыль ЗАО «Бурсинтез-М»
3.2. Пути оптимизации налогообложения прибыли в ЗАО «Бурсинтез-М»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Расчет налога на прибыль ЗАО «Бурсинтез-М» в 2008 - 2010 годах отражает таблица 4.
Таблица 4
Расчет налога на прибыль ЗАО «Бурсинтез-М» в
2008 – 2010 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Доходы от реализации | 1789129,0 | 1597719,0 | 845217,0 |
Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации | 1712773,0 | 1420335,0 | 812780,0 |
Валовая прибыль | 76356,0 | 177384,0 | 32437,0 |
Коммерческие расходы | 11891,0 | 17775,0 | 10460,0 |
Управленческие расходы | 116087,0 | 150602,0 | 129529,0 |
Прибыль (убыток) от продаж | -51622,0 | 9007,0 | -107552,0 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
Проценты к получению | 207,0 | 0,0 | 75656,0 |
Проценты к уплате | -1772,0 | -93,0 | -6348,0 |
Доходы от участия в других организациях | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Прочие доходы | 423076,0 | 751622,0 | 351572,0 |
Прочие расходы | -361116,0 | -981867,0 | -469558,0 |
Прибыль (убыток) от налогообложения | 8773,0 | -221331,0 | 243770,0 |
Отложенные налоговые активы | (4258,0) | 57528,0 | 39386,0 |
Отложенные налоговые обязательства | 220,0 | 24109,0 | 37812,0 |
Текущий налог на прибыль | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 4634,0 | -187586,0 | 245322,0 |
Налоговая декларация составляется ежеквартально и представляется в ИМНС по месту учета ЗАО «Бурсинтез-М» не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (налоговым периодом). В состав декларации в обязательном порядке включаются титульный лист и листы, имеющие отношению к исчислению налога.
Таким образом, в результате проведения налогового аудита не были обнаружены факты, на основании которых можно сделать вывод о нарушениях установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
Исследование отечественной аудиторской практики показало, что имеются значительные пробелы в механизме проведения непосредственно аудита налога на прибыль: отсутствуют отраслевые методики проведения налогового аудита, разработки по предварительному анализу отчетности. Для решения указанных проблем, в процессе проведения аудита налога на прибыль в ЗАО «Бурсинтез-М» предлагается выделить следующие шесть этапов налогового аудита:
а) общее ознакомление с аудируемой организацией, оценка информационной базы;
б) предварительный анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;
в) планирование аудита налога на прибыль, включающее оценку аудиторских рисков, уровня существенности, формирование выборки, анализ учетной политики для целей налогообложения, разработку плана и программы налогового аудита;
г) проведение аудиторских процедур по существу;
д) оценка налоговых рисков организации;
е) обобщение результатов аудиторской проверки, формирование аудиторского заключения и отчета аудитора с рекомендациями по устранению выявленных нарушений налогового законодательства.
В качестве начального этапа аудита налога на прибыль предложена оценка информационной базы проверяемой организации с целью полноты ее охвата и проведения предварительного анализа, являющегося основой для осуществления конкретных аудиторских процедур проверки по существу и качественного решения стоящих перед налоговым аудитом задач.
На данном этапе внимание аудитора, прежде всего, должно быть направлено на изучение состава и содержания технической документации, определяющей объем, содержание, технология выполнения работ, потребность в трудовых и материальных ресурсах.
В качестве второго этапа налогового аудита предложен предварительный анализ бухгалтерской и налоговой отчетности ЗАО «Бурсинтез-М» в целях выявления несоответствий и противоречий является вторым необходимым этапом, предшествующим как планированию, так и непосредственно проведению аудита налога на прибыль.
Для проведения предварительного анализа бухгалтерской и налоговой отчетности ЗАО «Бурсинтез-М» в работе предлагается следующие виды аудиторских процедур:
а) проверка взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;
б) проверка своевременности представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
в) анализ основных финансовых показателей налоговой и бухгалтерской отчетности с учетом их динамики;
г) проверка обоснованности применения налоговых ставок и налоговых вычетов.
В итоге следует подчеркнуть важность эффективного планирования аудита налога на прибыль, являющегося необходимой основой для обеспечения высокого качества проверки и снижения аудиторских рисков. Проведенное изучение проблемы показало, что при налоговом аудите организаций наибольший интерес представляет собой оценка аудиторского риска и уровня существенности, так как в литературе практически отсутствуют исследования по данному вопросу.
Рассмотрев особенности налогообложения прибыли в ЗАО «Бурсинтез-М» можно сделать вывод, что общая система налогового планирования платежей по налогу на прибыль может составлять [17, c.127]:
а) максимально возможное увеличение себестоимости. Здесь не имеется в виду возрастание фактических издержек производства и обращения, а подразумевается формальное увеличение себестоимости. Достигается это за счет ускоренной амортизации; начисления износа по нематериальным активам; отчисления на себестоимость сверхлимитных затрат на обучение, рекламу; включения в себестоимость затрат на ревизию, аудит; увеличения расходов на рационализаторство и др.;
б) уменьшение налогооблагаемой базы. Это возможно за счет создания резервов сомнительных долгов, относимых на результаты хозяйственной деятельности; уценки в конце года устаревших материальных ценностей; приобретения перспективных ценных бумаг; создания оффшорного предприятия; использования авансовых платежей налога на прибыль и т. д.;
в) уменьшение ставок налога на прибыль. Существуют различные способы избежать уплаты налога по повышенным ставкам, в частности, путем заключения договора о совместной деятельности, использования физического лица для снижения ставок, применения специальных и льготных режимов налогообложения.
Поскольку снижение налога на прибыль в основном связано с формальным уменьшением налогооблагаемой базы, необходимо выделить и учитывать требования налогового законодательства в отношении порядка формирования всех компонентов налогооблагаемой прибыли. Только выполнение указанных нормативных положений позволяет говорить о минимизации данного налога, так как исключает применение соответствующих санкций за несоблюдение налогового законодательства. Кроме того, в рамках налогового менеджмента необходимо учитывать особенности формирования тех или иных видов доходов и расходов налогоплательщика.
Схематически все способы уменьшения налоговых платежей можно представить в виде рис. 3.
Рис. 3. Принципы уменьшения налоговых платежей
Обоснованный выбор учетной политики позволяет организации законным путем минимизировать налоговые платежи. Налоговую экономию можно получить, выбрав оптимальную величину амортизационных отчислений по основным средствам, нематериальным активам; управление способами оценки стоимости материальных запасов, а также изменив момент включения расходов в себестоимость для целей налогообложения.
В табл. 5 приведены одинаковые условия, но использованы различные способы списания сырья и материалов. Нетрудно видеть, что оценка запасов методом ФИФО позволяет списать на себестоимость минимальную сумму, а методом ЛИФО - максимальную сумму. Эта информация позволяет осуществлять текущее налоговое планирование по налогу на прибыль ЗАО «Бурсинтез-М».
Таблица 5
Сравнение методов оценки материально-производственных запасов, руб.
Номер партии | Поступление за месяц | В отчетном месяце списано в производство при методе оценки по
| |||||||
кол-во | цена | по средней себестоимости | ФИФО | ЛИФО
| |||||
кол-во | цена | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | |||
1 | 100 | 100 | - | - | - | 100 | 10000 | - | - |
2 | 150 | 110 | - | - | - | 50 | 5500 | 30 | 3300 |
3 | 120 | 120 | - | - | - |
|
| 120 | 14400 |
Итого | 370 | - | 150 | 150,54 | 16581 | 150 | 15500 | 150 | 17700 |
При налогообложении прибыли суммы начисленных резервов, не предусмотренные налоговым законодательством, не признаются. Их можно применять только в бухгалтерском учете (например, на предстоящую оплату отпусков, ремонт основных средств). В Налоговом кодексе предусмотрено право налогоплательщиков на образование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 HK), а также резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК).
Создание резервов по сомнительным долгам реально уменьшает облагаемую прибыль в том случае, если налогоплательщик имеет просроченную дебиторскую задолженность, не обеспеченную залогом поручительством, банковской гарантией. Сумма резерва определяется по результатам проведенной в конце предыдущего периода инвентаризации дебиторской задолженности, и она не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. Применение резерва приводит к более раннему списанию суммы безнадежного долга в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Для целей налогообложения принимаются отчисления на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Налогоплательщик в учетной политике определяет предельный размер отчислений в этот резерв. По товарам, по которым истек срок гарантийного ремонта и обслуживания, неизрасходованные суммы резерва включаются в состав прочих доходов отчетного (налогового) периода.
Отсрочка или рассрочка обязательных платежей, а также налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит - все это можно отнести к методам налогового планирования, которые по экономической сути схожи с получением заемных средств.
Таким образом, на основе предложенной методики, определив учетную политику в части погашения стоимости основных средств, нематериальных активов, установления границы между основными средствами и оборудованием ЗАО «Бурсинтез-М», имеет возможность получить налоговую экономию. При необходимости снижения затрат ЗАО «Бурсинтез-М» может применять более замедленные методы начисления амортизации, увеличивая срок полезного использования и применяя линейный метод начисления амортизации.
Прибыль, получаемая организацией в результате хозяйственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения является балансовая прибыль. Государство в законодательном порядке определяет ту ее часть, которая подлежит внесению в соответствующие бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей. Принципиально важно, чтобы при этом соблюдались интересы, как государства, так и коммерческих организаций. Размер изъятия прибыли в бюджет не должен снижать заинтересованность хозяйствующих субъектов в расширении объемов и улучшении финансовых результатов предпринимательской деятельности.
Информация о работе Совершенствования проведения аудита налога на прибыль