Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:54, дипломная работа
рассмотрение особенностей УСН на примере Почтамта и его совершенствование
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………6
1.1 Понятие и особенности правосубъектности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….6
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….14
1.3 Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………….....20
Глава 2. Особенности правового режима имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………...47
2.1 Имущество государственных и муниципальных предприятий как форма использования государственной и муниципальной собственности………….47
2.2 Состав имущества государственных и муниципальных предприятий: уставной, резервный и иные фонды…………………………………………....59
2.3 Особенности владения, пользования и распоряжения имуществом государственных и муниципальных унитарных предприятий……………….78
Заключение ………………………………………………………………………87
Библиографический список……………………………………………………..89
За
государственную регистрацию
При уменьшении уставного фонда надо учитывать четыре следующих момента:
1) размер уставного фонда не может стать меньше минимально допустимого, то есть для государственных предприятий меньше 500 000 рублей, для муниципальных - меньше 100 000 рублей;
2)
предприятие вправе уменьшать
уставный фонд в любое время,
но обязано уменьшить его,
3)
если сумма чистых активов
окажется меньше минимально
4)
кредиторы унитарного
Уменьшение
уставного фонда может быть связано
с фактическим уменьшением
В пункте 2 ст. 15 момент окончания финансового года подразумевает сравнение стоимости чистых активов унитарного предприятия с уставным фондом. Однако из Закона об унитарных предприятиях не ясно, что понимать под финансовым годом и когда он начинается, а когда заканчивается.
Единственное
легальное определение
Под финансовым годом в Законе об унитарных предприятиях (да и в ГК РФ) следует понимать отчетный год, исходя из законодательства о бухгалтерском учете, тем более что согласно п. 2 комментируемой статьи стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия, подлежащая сравнению с уставным фондом по окончании финансового года, определяется на основании данных бухгалтерской отчетности. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Обнаружив, что стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия меньше установленного комментируемым законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда (то есть, по крайней мере, если государственное или муниципальное предприятие зарегистрировано до выхода в свет настоящего комментария, минимальный размер уставного фонда, для них составляет: 500 000 рублей для государственного, 100 000 рублей для муниципального предприятия), следует восстановить стоимость чистых активов в 3-месячный срок, то есть до 1 апреля нового (после прошедшего финансового (отчетного)) года. Если же стоимость чистых активов восстановлена не будет, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Стоимость чистых активов унитарного предприятия (с которой следует сравнивать размер уставного фонда для обнаружения обязанности или возможности его уменьшения) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следует отметить, что похожие бланкетные (ссылающиеся на другие нормативные правовые акты) нормы есть в законах в отношении хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ). Так, в п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" указано: стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами; а в п. 3 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" указано: стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Несмотря на то, что определение стоимости чистых активов специально для государственного или муниципального предприятия нормативными актами Российской Федерации в настоящее время не установлено, можно применять Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утв. Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз. Согласно данному Приказу стоимость чистых активов - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
Через шесть календарных месяцев после окончания финансового года (то есть начиная с 1 июля) если собственник унитарного предприятия в предусмотренных законом случаях не принял решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
Установлен 30-дневный срок для исполнения обязанностей письменно уведомить всех известных кредиторов о новом (уменьшенном) размере уставного фонда и опубликовать эту информацию в органе печати. Срок исчисляется с даты принятия решения об уменьшении уставного фонда. В соответствии с п. 1 Приказа ФНС РФ от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" такая информация публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.
Анализ ст. 16 во взаимосвязи с п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях позволяет сделать вывод, что п. 1 и п. 2 ст. 16, по существу, можно привести к одному правилу, что унитарное предприятие создает резервный фонд и иные фонды за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. То есть комментируемая статья не проводит различий в отношении обязательности унитарного предприятия создавать данные фонды; все зависит от собственника имущества унитарного предприятия, утверждающего соответствующий устав.
Из смысла данной статьи однозначно не следует, создавать унитарное предприятие такие фонды вправе или обязано. Представляется, что этот вопрос должен оставаться на усмотрение руководителя предприятия, исходя из того, что создаваться фонды должны, но с учетом потребности в них унитарного предприятия и иных факторов, если обязанность создания императивно не установлена собственником имущества предприятия.
Собственник унитарного предприятия указывает в уставе перечень, порядок и размеры создания таких фондов (п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях).
Все фонды, создаваемые в унитарном предприятии, являются целевыми.
Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 г. N 205, предусматривает создание фондов следующим образом:
Размер резервного фонда составляет не ниже ______ процентов уставного фонда Предприятия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Резервный фонд Предприятия формируется путем ежегодных отчислений в размере _______ процентов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия, до достижения размера, предусмотренного настоящим пунктом Устава.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков Предприятия.
Предприятие имеет право образовывать из прибыли, остающейся в его распоряжении, также следующие фонды:
социальный фонд в размере _____________, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников Предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
───────────────────────
Размер, порядок формирования и
использования указанного
При необходимости указываются другие фонды, создаваемые за счет чистой прибыли Предприятия, порядок их формирования и цели, на которые могут быть использованы средства указанных фондов.
жилищный фонд в размере ___________, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников Предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
Размер, порядок формирования и использования указанного фонда устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства Российской Федерации.
При
необходимости указываются
фонд
материального поощрения
Размер, порядок формирования и использования указанного фонда устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства Российской Федерации.
При
необходимости указываются
Следует,
что указанные фонды создаются не только
в государственных или муниципальных
унитарных предприятиях, основанных на
праве хозяйственного ведения, но и в казенных
предприятиях.
2.3
Особенности владения,
пользования и
распоряжения имуществом
государственных и муниципальных
унитарных предприятий
Право собственности предполагает несение собственником бремени содержания своего имущества. Сегодня это правило закреплено в ст. 210 ГК РФ. С давних пор люди изобретают способы, чтобы снизить тяжесть указанного бремени, либо же полностью избавиться от него. Ряд правовых институтов служат этой цели, устанавливая механизмы управления имуществом, не принадлежащим на праве собственности управляющему им лицу. К таковым следует отнести и право оперативного управления, и право хозяйственного ведения16.
Таким образом, движущей силой, способствовавшей появлению исследуемых институтов, явилась начавшая приобретать популярность в первой половине XX в. «доктрина права собственности с отделившимся управлением»17. В этой связи необходимо согласиться с А. В. Коноваловым в том, что «смысл закрепления собственником определенного имущественного комплекса за субъектом ограниченного вещного права заключается в желании собственника переложить все хлопоты по введению имущества в экономический оборот на другого субъекта»18. При создании российскими цивилистами конструкции оперативного управления, прямо или подспудно присутствуя, данная концепция явилась средством избавления государства, бывшего собственником основных имуществ в стране, от необходимости непосредственно, от своего имени осуществлять права собственника. Такое положение повлекло бы как серьезные правовые проблемы (невозможность гражданского оборота при наличии одного субъекта права), так и чрезвычайное увеличение издержек по управлению и другие неблагоприятные экономические последствия.