Специальные режим налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:54, дипломная работа

Описание работы

рассмотрение особенностей УСН на примере Почтамта и его совершенствование

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………6
1.1 Понятие и особенности правосубъектности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….6
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….14
1.3 Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………….....20
Глава 2. Особенности правового режима имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………...47
2.1 Имущество государственных и муниципальных предприятий как форма использования государственной и муниципальной собственности………….47
2.2 Состав имущества государственных и муниципальных предприятий: уставной, резервный и иные фонды…………………………………………....59
2.3 Особенности владения, пользования и распоряжения имуществом государственных и муниципальных унитарных предприятий……………….78
Заключение ………………………………………………………………………87
Библиографический список……………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

      Вместе  с тем целесообразно выделить из действующих государственных предприятий казенные заводы и определить их статус, режим хозяйствования, методы и органы управления и т.д. Это необходимо сделать безотлагательно в связи с приватизацией и развертыванием процесса банкротства нерентабельных и несостоятельных производств.

      Имущество государственного унитарного предприятия (кроме казенного) может использоваться путем передачи в хозяйственное ведение, в грает или в аренду. Государственная собственность не отчуждается, но вместе с тем хозяйствующему субъекту передаются все имущественные права. Причем к праву хозяйственного ведения, доверительной собственности, аренды принимаются правила о праве собственности (владения, пользования и распоряжения). Здесь производительно функционирующий общественный капитал распадается на капитал-собственность и капитал-функцию. Собственность на капитал сохраняется за РФ. муниципальными образованиями и вместе с тем все имущественные права владения, пользования и распоряжения передаются хозяйствующему субъекту. Однако каждая из названных форм использования имущества государственных унитарных предприятий имеет свои особенности, которые обусловливают различия их взаимоотношений с представителями собственника - государственными органами, органами местного самоуправления, а также механизма их функционирования.12

      Экономическое понятие и правовая норма хозяйственного ведения впервые были введены в 1990 г. в Законе о собственности в РСФСР. Но в нем не были решены до конца многие важные в юридическом и экономическом отношении вопросы.

      Гражданский кодекс также не внес ясность в  содержание понятия "хозяйственное ведение", а отдельные его положения противоречивы. Прежде всего не ясно, меняется ли (и если меняется, то как) статус предприятия при передаче имущества в хозяйственное ведение, кто становится субъектом предпринимательства с его правами и ответственностью. Предприятие с определенными ограничениями владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ему в хозяйственное ведение (ст. 294 ГК), отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не несет ответственности по обязательствам собственника имущества (ст. 113.5). Вместе с тем собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия (ст. 113). Это означает полное обособление предприятия и его хозяйственной деятельности от государства.13

      Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 113.5), однако не вправе распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, отдавать в залог, в аренду и т.д.) без согласия собственника (ст. 295.2). Противоречивость этих положений очевидна. При этом ни обязательств государства перед предприятием, ни обязательств предприятия перед государством Гражданский кодекс не определяет. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295.1). Но не ясно: на каком основании, в какой форме, какую часть прибыли и что делать, если ее (прибыли) нет; собственник имеет право на часть прибыли, а обязано ли предприятие отдавать ее собственнику и, наконец, может ли последний отказаться от своего права на нее. Это принципиальные вопросы, а ответа на них нет.14

      Не  решен также актуальный вопрос о развитии предприятий. Поддержание конкурентоспособности государственных и муниципальных унитарных предприятий, особенно действующих, требует значительных капитальных вложений, которыми они не располагают. Передав им устаревшее имущество в хозяйственное ведение, государство и муниципальные органы не берут на себя никаких обязательств.

      В то же время продукция и доходы от использования имущества поступают в хозяйственное ведение предприятия (ст. 299.2 ГК), а не в его собственность. Продукция, доходы и прибыль - результат производительности ("продуктивности") всех факторов производства, а не только использования имущества. Поэтому такая законодательная норма не только спорна. но и ослабляет стимулы эффективности производства.15

Государственная собственность - сложное комплексное и многоотраслевое хозяйство. Необходима четкая организация управления ею, когда бы разграничение функций разных органов способствовало согласованному решению общих задач. На федеральном уровне управление государственной собственностью осуществляется рядом государственных  органов. Правительство согласно Конституции и Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1998 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» обязано управлять федеральной собственностью. Пока это делается не столько  планомерно, сколько «выборочно», «по ситуациям». К тому же немало вопросов решается с помощью президентских указов, хотя в этом и нет необходимости. Главное же состоит в определении такого курса государственной политики, который позволит не только сохранять, но и приумножать государственную собственность. Качество управления в этом секторе экономики должно быть  очень высоким. 

2.2. Состав имущества государственных и муниципальных предприятий: уставной, резервный и иные фонды 
 

Имущество унитарного предприятия формируется  за счет: 
   -  имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

-     доходов унитарного предприятия от его деятельности; 
     иных не противоречащих законодательству источников.

Некоторые виды источников указаны в п. 3.5 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 г. N 205:

- имущество,  переданное предприятию по решению  уполномоченного федерального органа  исполнительной власти;

- доходы  предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

- заемные  средства, в том числе кредиты  банков и других кредитных  организаций;

- целевое  бюджетное финансирование, дотации;

- иные  источники, не противоречащие  законодательству Российской Федерации.

      Термин "имущество" в гражданском законодательстве употребляется в разных по объему смыслах. В широком смысле, исходя из, например, ст. 1112 ГК РФ, имущество - это вещи, а также имущественные права и обязанности. В более узком смысле, исходя из положений ст. 128 ГК РФ имущество - это имущественные права и вещи, включая деньги и ценные бумаги. В самом узком смысле имущество - это вещи (ст. 301 ГК РФ).

      Вместе  с тем представляется, что термин "имущество" недостаточно определен, и такая неопределенность может  повлечь далеко идущие последствия, на что, исходя из судебной практики, обращаем внимание в комментарии к ст. 23 Закона.

      Под имуществом понимаются не только имущественные права и вещи, включая деньги и ценные бумаги, но и неимущественные права, имеющие денежную оценку; за счет такого имущества может формироваться уставный фонд унитарного предприятия

       Уставным  фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

       Основное  назначение уставного фонда - показать кредиторам стоимость имущества, которое  было внесено унитарному предприятию при его создании и которое должно быть у унитарного предприятия далее в процессе его деятельности. Нахождение в таком размере имущества у унитарного предприятия и призвано гарантировать интересы кредиторов.

       Так как имущество, которое было передано унитарному предприятию при формировании уставного фонда, после может быть отчуждено, уничтожено и т.п., то информация об уставном фонде будет свидетельствовать, по сути, не об имуществе, которое у унитарного государственного (муниципального) предприятия есть, а о минимальном размере имущества, которое у государственного или муниципального предприятия должно быть.

       То  есть, гарантии интересов кредиторов будут обеспечены, если стоимость  имущества, которое действительно  имеет унитарное предприятие, будет  не меньше, чем размер уставного фонда (который указывается в уставе унитарного предприятия). А для этого законодательством установлены следующие механизмы.

       1) От собственника (учредителя) требуется  внести денежные суммы или  передать имущество (сформировать  уставный фонд) при создании унитарного предприятия согласно п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 13 Закона об унитарных предприятиях.

       Это согласуется со ст. 48 ГК РФ, согласно которой юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом...

       Причем п. 3 ст 12 установлены минимальные размеры уставного фонда; то есть имущество собственником должно быть передано унитарному предприятию на сумму, равную минимальному размеру уставного фонда либо на большую сумму. Закон устанавливает следующие минимальные размеры уставного фонда унитарных предприятий:

       государственное унитарное предприятие - 5000 МРОТ;

       муниципальное унитарное предприятие - 1000 МРОТ;

       в казенном предприятии уставный фонд не формируется.

       В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года (по сей день) исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

       2) Учредитель (собственник) должен  поддерживать соответствие размера  уставного фонда стоимости чистых  активов (в общем виде, избегая некоторых нюансов, чистые активы - это стоимость имущества предприятия, уменьшенная на величину долгов) унитарного предприятия в процессе деятельности унитарного предприятия (ст. 15 Закона об унитарных предприятиях).

       Согласно п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях верхний предел размера уставного фонда определяется стоимостью чистых активов, а нижний - минимальным размером уставного фонда в соответствии с законом (п. 3ст 12). Собственник вправе изменять размер уставного фонда в этих пределах. Например, он вправе увеличить уставный фонд, чтобы унитарное предприятие было более самостоятельным и могло заключать больше сделок без согласования с собственником имущества унитарного предприятия. Вместе с тем собственник обязан уменьшать размер уставного фонда, если уставный фонд окажется больше, чем стоимость чистых активов, но уменьшать уставный фонд можно только до минимального размера уставного фонда, установленного законом.

       3) Если стоимость чистых активов  окажется меньше, чем минимальный  размер уставного фонда, установленный  законом, и исправить ситуацию  все-таки не удалось, то унитарное  предприятие согласно п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях подлежит реорганизации или ликвидации (порядок реорганизации или ликвидации, в том числе и порядок удовлетворения требований кредиторов, установлен комментируемым Законом и гражданским законодательством).

       Данное  правило установлено для того, чтобы как можно быстрее оградить потенциальных кредиторов от сделок с убыточным унитарным предприятием, которое заведомо неспособно удовлетворить  их требования.

Информация о работе Специальные режим налогообложения