Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:54, дипломная работа
рассмотрение особенностей УСН на примере Почтамта и его совершенствование
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………6
1.1 Понятие и особенности правосубъектности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….6
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….14
1.3 Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………….....20
Глава 2. Особенности правового режима имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………...47
2.1 Имущество государственных и муниципальных предприятий как форма использования государственной и муниципальной собственности………….47
2.2 Состав имущества государственных и муниципальных предприятий: уставной, резервный и иные фонды…………………………………………....59
2.3 Особенности владения, пользования и распоряжения имуществом государственных и муниципальных унитарных предприятий……………….78
Заключение ………………………………………………………………………87
Библиографический список……………………………………………………..89
Увеличивать уставный фонд унитарное предприятие может только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за счет:
-дополнительно
переданного собственником
-доходов,
полученных в результате
Для контроля за финансовой устойчивостью унитарных предприятий используется показатель чистых активов. Так, в соответствии с Законом если стоимость чистых активов унитарного предприятия по окончании финансового года окажется меньше уставного фонда, то собственник имущества обязан принять решение об уменьшении уставного фонда до размера стоимости чистых активов. В том случае, если стоимость чистых активов унитарного предприятия по окончании финансового года окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев их стоимость не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, то собственник имущества обязан принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Размер
уставного фонда
Закон ввел более жесткие требования к полному наименованию унитарных предприятий. Напомним, что ранее на основании пункта 3 статьи 113 ГК РФ наименование унитарного предприятия должно было содержать указание только на собственника его имущества. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона теперь полное наименование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, должно в обязательном порядке содержать точное указание на их организационно-правовую форму и собственника имущества:
"федеральное
государственное унитарное
"государственное унитарное предприятие";
"муниципальное унитарное предприятие";
Получается,
что все унитарные предприятия,
которые в своем полном наименовании
не имеют вышеуказанных
Еще одним ограничением деятельности унитарных предприятий является то, что на основании пункта 3 статьи 4 Закона они обязаны уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Напомним, что согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" этим органом является Федеральное агентство по налогам и сборам.
Продолжая тему ограничений, декларируемых Законом, заметим, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Это серьезное изменение правового положения унитарных предприятий, так как до вступления в силу Закона на основании пункта 7 статьи 114 ГК РФ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могли создавать дочерние предприятия, утверждали устав дочернего предприятия и назначали его руководителя.
Возвращаясь к текущей деятельности унитарного предприятия отметим, что ею руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).
Порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия определяется собственником его имущества. Например, отношения с участием руководителей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации регулируется постановлениями соответствующих Правительств – Постановление Администрации Нижегородской области от 17.07.2000г. №171 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей государственных унитарных предприятий".
С руководителем унитарного предприятия заключается трудовой договор по правилам, установленным трудовым законодательством.
Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия (п.1 ст.21 Закона). Например, в соответствии с Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 24.04.2000г. №674-р (в ред. Распоряжения Правительства области от 24.11.2004г. №703) "Об утверждении порядка и формы отчетности руководителей унитарных предприятий" руководитель унитарного предприятия направляет в комитет по управлению госимуществом Нижегородской области и соответствующий орган исполнительной власти ежеквартальный отчет по утвержденной форме. Кроме того, ежегодно направляет в те же структуры доклад о финансово – хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
Таким
образом, унитарные предприятия, создаваемые
собственником для решения
Понятие "реорганизация" означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в форме:
Данные формы реорганизации изложены и в ГК РФ, и в Законе в виде исчерпывающего перечня, что не допускает возможности проведения реорганизации унитарного предприятия в иных формах.
В первых двух случаях унитарные предприятия могут быть реорганизованы только в том случае, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Помимо ГК РФ и Закона, порядок реорганизации унитарных предприятий определяется с учетом положений также других федеральных законов, в частности, ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закона РСФСР от 22.03.1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Законодательством предусмотрены и основания принудительной реорганизации юридического лица. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего, здесь имеется в виду органы, предусмотренные антимонопольным законодательством. Статья 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает право антимонопольных органов давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава.
Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, либо о выделении из ее состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ею монополистической деятельности.
В
практике реорганизации унитарных
предприятий могут быть ситуации,
когда в уставе предусмотрено, что
реорганизация унитарных
Следует заметить, что обязательным требованием любой реорганизации является письменное уведомление кредиторов реорганизуемых унитарных предприятий (в частности, как кредиторов дочернего унитарного предприятия, так и кредиторов самого унитарного предприятия) о предстоящей реорганизации (пункт 1 статьи 60 ГК РФ). При этом необходимо помнить, что согласно пункту 2 статьи 60 ГК РФ кредитор реорганизуемого унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это унитарное предприятие, и возмещения убытков.
Такое уведомление кредиторов может привести к финансовой катастрофе и прекращению работы унитарных предприятий в случае, если все кредиторы одновременно потребуют от унитарного предприятия исполнить свои обязательства. Поэтому, в случае, если есть риск, что отдельные партнеры унитарного предприятия изъявят желание воспользоваться предстоящей реорганизацией с целью досрочного исполнения обязательств, то унитарное предприятие должно по возможности к этому подготовиться.
На основании пункта 1 статьи 31 Закона присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение. Например, на основании распоряжения Администрации Нижнего Новгорода от 13.04.2005г. №1155-р было реорганизовано МП "Нижегородский водоканал" путем присоединения к нему МП "Доркоммаш" с прекращением прав последнего.
Как уже говорилось выше унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Наиболее спорной и влекущей за собой ряд правовых и финансовых проблем является норма Закона, запрещающая создание дочерних предприятий потому, что унитарные предприятия не могут не только создавать, но и иметь дочерние предприятия. А ведь ни для кого не секрет, что дочерних унитарных предприятий создано очень много, причем у самих дочерних предприятий могут быть дочерние предприятия.
Что же делать с такими дочерними предприятиями.
Пункт 3 статьи 37 Закона дает однозначный, но далеко не устраивающий дочерние предприятия ответ: дочерние предприятия, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Закона подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона, то есть в течение 6 месяцев с 3 декабря 2002 года.
Проблемы и споры возникают из-за того, что дочерние предприятия перестают существовать как юридические лица, а ведь их создание было чем-то оправдано. Отметим, что основная причина создания все дочерних предприятий на практике - осуществление унитарными предприятиями наряду со своей основной уставной деятельностью отдельных смежных видов деятельности. Имущество, занятое при осуществлении этих видов деятельности обосабливалось, им наделялось дочернее предприятие. В качестве примеров к вышесказанному можно привести следующие ситуации:
1)
производственное унитарное
2)
нефтебаза имеет автоколонну,
гаражи и мастерские. На базе
имущества автоколонны,
3)
транспортное предприятие
4)
швейная фабрика имеет на
Можно предложить несколько вариантов разрешения спорной ситуации, которые позволят сохранить рабочие места, самостоятельность и продолжить осуществлять ту деятельность, которой занимались до 3 декабря 2002 года дочерние предприятия.