Сравнительная характеристика федерального стандарта аудиторской деятельности с международным стандартом аудита № 6

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Одним из основных путей совершенствования отечественного аудита является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой задачи отведено международным стандартам аудита. Еще в 1948 году члены Американского института присяжных бухгалтеров одобрилии приняли десятьположений под названием «Общепринятые стандарты аудиторской деятельности». С тех пор данные положения существенно не менялись и лежат в основе стандартов, разработанных Комитетом по международной аудиторской практике.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности
2.Исторические предпосылки возникновения аудита
3.Механизм разработки стандартов аудита
3.1.Назначение и классификация международных стандартов
3.2.Структура международных стандартов
4.Порядок применения стандарта аудита №6
5.Сравнительная характеристика федерального стандарта с МСА №6
6.Литература

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Тема "Сравнительная  характеристика федерального стандарта  аудиторской деятельности с международным  стандартом аудита № 6" (стандарт 2010 г.) 

 

Введение 

1.Сущность и значение  стандартов аудиторской деятельности

2.Исторические предпосылки  возникновения аудита

3.Механизм разработки  стандартов аудита 

3.1.Назначение и классификация  международных стандартов 

3.2.Структура международных стандартов

4.Порядок применения стандарта  аудита №6

5.Сравнительная характеристика  федерального стандарта с МСА  №6

6.Литература

Введение

 

На рубеже 80-90х годов  нашего столетия в России возник новый  вид деятельности, названный «аудит». С тех пор он получил широкое  распространение, хотя как сравнительно новое явление находится еще  на этапе становления.

Одним из основных путей  совершенствования отечественного аудита является стандартизация аудиторской  деятельности. Основополагающее место  при решении этой задачи отведено международным стандартам аудита.  Еще в 1948 году члены  Американского  института присяжных бухгалтеров одобрилии приняли десятьположений  под названием «Общепринятые  стандарты аудиторской деятельности». С тех пор данные положения  существенно не менялись и лежат  в основе стандартов, разработанных  Комитетом по международной аудиторской  практике.                                                                                                       

Очевидно, что развитие отечественного аудита невозможно без внимательного  изучения мировой теории и практики в этой области. Однако в процессе заимствования зарубежного опыта следует воздержаться от слепого копирования международного опыта без адаптации его к национальным условиям. Затрудняет процесс адаптации достаточно вольное применение термина «аудит» на практике. Поэтому в первую очередь требуется четко определить сущность аудита, т.е. ответить на вопросы, что такое аудит и какова его сущность и содержание, является он специальным видом деятельности или это лишь проблемы перевода иностранного слова.

Аудиторская деятельность –  явление достаточно новое для  России, которое является, однако, необходимым  элементом рыночной экономики. Эта  деятельность охватывает собственно аудит, то есть заключение независимого профессионального  бухгалтера – аудитора о достоверности  публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Основу отечественной законодательной  базы аудита составляет Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности»  № 307 от 30.12.2008г. Им установлены правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые подразделяются:

  1. на федеральные;
  2. внутренние, действующие в профессиональных аудиторских объединениях.

 

1.Сущность и  значение стандартов аудиторской  деятельности

 

Аудиторские правила (стандарты) –  основание для доказательства в  суде качества аудита и определения  меры ответственности аудиторов. Аудитор, допустивший отступление от какого – либо стандарта, должен быть готов  объяснить причину этого. Стандарты  определяют общий подход к аудиту, масштаб проверки, виды отчетов, методологию, а также основные принципы, которым  должны следовать все представители  этой профессии.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать  такие непременные реквизиты, как  номер, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения, анализ проблемы, возможные процедуры ее решения. Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами, обязательными для применения, в  аудиторских фирмах могут разрабатываться  и собственные, внутрифирменные  аудиторские стандарты.

Значение правил (стандартов) заключается  в том, что они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных и практических достижений;
  • помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • заставляют аудиторов постоянно повышать уровень знаний и квалификацию;
  • обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских фирм;
  • рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

Профессионалы, которым необходимо понять работу и отчеты аудиторов, должны быть детально знакомы со стандартами, поскольку они лежат в основе всей фундаментальной специальной  литературы по аудиту. Кроме того, аудиторские  стандарты помогают аудиторам при  заключении двусторонних договоров  с клиентами, оказывают содействие внедрению в аудиторскую практику новых научных и практических разработок.

Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различны группами пользователей.

Слово «стандарт» буквально  переводится как образец, т. е. в  нашем случае как набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты  устанавливают минимальный уровень  исполнения и качества, которого ожидают  от аудитора их клиенты и общественность. В отличие процедур аудита, которые  выполняются шаг за шагом и  изменяются в зависимости от масштабов  производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и  других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра  деятельности.

Аудиторские стандарты формируют  единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются.

На основе аудиторских  стандартов формируются учебные  программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Стандарты определяют общий  подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Главная особенность стандартов, по мысли их создателей, заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него, (аудитора) может быть снята значительная часть ответственности. Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе  они четко следовали общепринятым стандартам.

 

2.Исторические  предпосылки возникновения аудита

 

Первые международные  стандарты были разработаны в  США в 1948 г.  – 10 стандартов. Необходимость разработки международных стандартов возникла в 20-е годы в условиях глобализации экономики. Это привело к тому, что правила ведения бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, а также порядок проверки этой отчетности потребовали унифицированных подходов.     

 В России подобные наработки появились совсем недавно: по существу с 1993 г. Современный этап развития аудиторской деятельности в России берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные предпосылки для формирования полноценной отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы налоговой системы и сформирован основной пакет законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной среде. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ явилось подтверждением окончательного становления аудита в России. Этот же Закон определил и основные задачи развития аудита на современном этапе. В ст. 9 данного Федерального закона установлена обязательность применения правил (стандартов) аудиторской деятельности (за исключением тех положений, где указано, что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения, что позволяет выделить два этапа в использовании отечественных аудиторских стандартов:

• на первом этапе (с 1996 до 2002 г.) применялись российские правила (стандарты), одобренные протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

• на втором этапе (с 2002 г. по настоящее время) используются федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановлений от 4 июля 2003 г. № 405, 7 октября 2004 г. № 532, 16 апреля 2005 г. № 228). Работа по пересмотру ранее

одобренных аудиторских  стандартов продолжается и до момента утверждения соответствующего федерального правила, они входят в общий пакет отечественных стандартов.

Федеральные правила (стандарты) отличаются от ранее принятых российских аудиторских  стандартов не только по механизму  разработки и утверждения, но и по своей сути. Они разработаны с  учетом основных положений МСА, имеют  сквозную нумерацию, ориентированы  на практику аудита в рыночной экономике. В на стоящее время в соответствии с принципами МСА разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной

конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с недобросовестным («черным») аудитом.

 

3.Механизм разработки  стандартов аудита

3.1.Назначение  и классификация международных  стандартов

 

Назначение международных  аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:

• они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

• стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;

• с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;

• их последовательное применение является решающим доказательством  и аргументом в пользу аудитора при  возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков  клиента.

В самом общем виде международные  стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат.

Основы построения общепринятых аудиторских стандартов

Подгруппы общепринятых МСА

Концепция стандартов

Постулаты стандартов

Общие стандарты

  1. Этика поведения
  2. Независимость
  3. Профессионализм
  1. Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента
  2. Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор
  3. Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами

Рабочие стандарты

  1. Доказательность
  2. Планирование
  1. Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и проверки информации
  2. Внутренний контроль и его эффективность
  3. Ценность предыдущей информации

Стандарты отчетности

Точность представления

Связь учета и аудита в  процессе передачи информации


 

 

 

На основе действующих  в настоящее время международных  стандартов аудита разработаны их отечественные  аналоги. В  настоящее  время стандарты  также можно подразделить на:

  1. международные стандарты аудита, близкие к российским;
  2. международные стандарты аудита, отличающиеся от российских аналогов; 
  3. документы МСА, не имеющие аналогов среди федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности (далее – ФПСАД*);
  4. правила (стандарты)  аудиторской  деятельности (далее – ПСАД**), не имеющие аналогов в системе  МСА.

 

 

3.2.Структура Международных стандартов аудита

Структура международных  стандартов аудита едина и в самом  общем виде предусматривает:

• введение, где обосновывается цель, раскрываются задачи, назначение и терминология стандарта;

Информация о работе Сравнительная характеристика федерального стандарта аудиторской деятельности с международным стандартом аудита № 6