Стратегии рыночного поведения рационально действующего потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение стратегии рыночного поведения рационально действующего потребителя.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие взглядов на стратегию поведения потребителей;
- выявить факторы, определяющие потребительский выбор;
- определить правила рационального выбора потребителя;
- определить основные особенности современного потребительского поведения, в том числе в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...... 3
1. Конкуренция как основа рыночных процессов…………………………………... 5
2. Потребитель как экономический человек……………………………………….... 8
3. Стратегия выбора потребителя в теории потребительского поведения ..………10
3.1 Развитие теории потребительского поведения ...……………………………….10
3.2 Бюджетные ограничения………………………………………………………… 12
3.3 Факторы, определяющие потребительский выбор...…………………………... 15
4. Рациональное поведение потребителя…………………………………………… 17
4.1 Теория предельной полезности ………………………………………………..... 17
4.2 Кривая безразличия ……………………………………………………………… 20
4.3 Потребительское равновесие …………………………………………………… 22
5. Особенности современного потребительского поведения ...…………………… 25
5.1 Новый подход к теории потребительского поведения .……………………….. 25
5.2 Особенности потребительского поведения в отношении брэндов в Беларуси ……………………………………………………………………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………31
Список использованных источников ………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

микроэкономика курсовая работа.docx

— 106.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

 

Кафедра Экономики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

Тема. Стратегии рыночного поведения рационально действующего потребителя.

 

Вариант 8

 

 

Студентка  группа №22 МИ-ЭБУА-301    

Крень Валентина Николаевна ____________ ________ 

(подпись) (дата)

 

Руководитель

кандидат экономических наук, доцент

Герасимов Егор Леонидович    ____________ ________ 

(подпись) (дата)

 

Зарегистрировано

на кафедре _______________________ ____________ ________

            (Ф.И.О.) (подпись) (дата)

 

 

Минск 2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...... 3

1. Конкуренция как основа рыночных процессов…………………………………... 5

2. Потребитель как экономический человек……………………………………….... 8

3. Стратегия выбора потребителя  в теории потребительского поведения ..………10

3.1 Развитие теории потребительского  поведения ...……………………………….10

3.2 Бюджетные ограничения………………………………………………………… 12

3.3 Факторы, определяющие потребительский  выбор...…………………………... 15

4. Рациональное поведение потребителя…………………………………………… 17

4.1 Теория предельной полезности ………………………………………………..... 17

4.2 Кривая безразличия ……………………………………………………………… 20

4.3 Потребительское  равновесие …………………………………………………… 22

5. Особенности  современного потребительского  поведения ...…………………… 25

5.1 Новый  подход к теории потребительского  поведения .……………………….. 25

5.2 Особенности  потребительского  поведения  в  отношении брэндов в Беларуси ……………………………………………………………………………… 28

Заключение ……………………………………………………………………………31

Список использованных источников ………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок - это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке.

Целью данной курсовой работы является изучение стратегии рыночного поведения рационально действующего потребителя.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- проследить развитие взглядов на стратегию поведения потребителей;

- выявить факторы, определяющие потребительский выбор;

- определить правила рационального выбора потребителя;

- определить основные особенности современного потребительского поведения, в том числе в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: метод исторического и логического единства в познании, метод анализа и синтеза, метод научной абстракции, статистический метод.

В качестве основных литературных источников в работе использовались учебные, научные и периодические издания.

Наиболее широко вопросы теории потребительского поведения раскрыты в книге Гальперина В.М. «Вехи экономической мысли. Том 1. Теория потребительского поведения и спроса». Том 1 посвящен теории потребительского поведения и спроса. В него включены переводы статей Д. Бернулли, У. Джевонса, Нобелевских лауреатов по экономике Дж. Хикса и М. Фридмена, известных современных экономистов А. Алчиана, К. Ланкастера, Х. Лейбенстайна и др.

Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе: имеется широкий круг статей как зарубежных (Ланкастер К., Питер Лунт, Пиндайк Р., Рубинфельд Д.), так и отечественных (Гальперин В.М., Седов В.В., Ильин В.И.) авторов по вопросам потребительского поведения.

 

 

  1. Конкуренция как основа рыночных процессов.

 

Современная экономика характеризуется непрерывным взаимодействием трех основных экономических субъектов: потребителя, производителя и государства (рис.1). Каждый из названных участников хозяйственных процессов имеет определенные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. Так, потребители стремятся достичь наивысшей удовлетворенности своих нужд и запросов с минимальными затратами, производители - извлечь максимальную прибыль из своей хозяйственной деятельности, а роль государства заключается прежде всего в обеспечении благополучия общества в целом. Выполнение же субъектами экономики несвойственных им функций приводит к кризисным процессам в хозяйстве, социальным и политическим потрясениям в обществе.

Рисунок 1. Экономические субъекты рыночной экономики

 

Роль государства в рыночной экономике многогранна, но не всеобъемлюща. Существует целый набор косвенных рычагов воздействия государства на цены, спрос и предложение. Это и бюджетно-налоговая политика, и кредитная политика, и экспортно-импортное регулирование, и государственные заказы, и организация государством собственного производства, и, наконец, эффективная политика национализации и приватизации. Конечно же, в этих условиях вся тяжесть принятия решения ложится непосредственно на покупателя и производителя. Они вольны выбирать любую форму экономического поведения в рамках действующего хозяйственного права.

Для успешной работы в этих условиях огромное значение имеют знания и умения воздействия на рыночную ситуацию и приспособление к ней.

О значении «знаний и умений» для развития бизнеса можно судить по оценкам американских экспертов, которые считают, что 77% коммерческих неудач приходится на маркетинговые факторы и только 23% определяются техническим несовершенством изделий.

На основании этого факта можно сделать вывод, что успех взаимодействия потребителя и производителя лежит, в большей степени, в плоскости экономических, чем производственных процессов. Это подчеркивает важность задачи рассмотрения, формализации и моделирования взаимодействия экономических субъектов в условиях рыночной экономики.

Хотя и все решения принимаются индивидуально, они зависят от решений, принятых другими сторонами рыночного процесса, и не могут быть реализованы сразу, так как многие из них могут быть ошибочными. С другой стороны, многие решения, будучи успешно доведенными до конца, могут оказаться не самыми лучшими из возможных стратегий поведения. Если бы принимающие решения субъекты были осведомлены о том, какой выбор был сделан другими в течение некоторого периода времени, то обнаружили бы возможности для более выгодного направления рыночных действий, чем принятые ими в действительности. Неосведомленность, о решениях, которые готовы принять другие, может привести субъектов к составлению неудачных планов либо обречь на провал и не дает использовать все существующие рыночные возможности.

В таком случае, процесс приводится в движение в результате первоначальной рыночной неосведомленности его участников.

При отсутствии неосведомленности будет достигнута модель безупречно согласованных решений. Каждый участник рынка будет иметь правильный прогноз всех касающихся его решений других участников; он будет разрабатывать свои планы в условиях полной осведомленности о том, что он не может сделать на рынке, и в то же время с полным осознанием того, что он может достичь. Ясно, что в этом случае рыночный процесс должен сразу же прекратиться. Пока не произойдет изменения вкусов, технологических возможностей или наличия ресурсов, никто не может быть заинтересован в изменении своих планов на последующие периоды. Рынок находится в равновесии, модель рыночной деятельности будет оставаться неизменной период за периодом. Однако такая идеальная картина является желаемой и на практике не возможна.

По мере пространственно-временного развертывания рыночного процесса, в ходе которого осведомленность меняется, каждый покупатель или продавец пересматривает свои предложения купить и продать в свете только что полученной им информации об альтернативных возможностях.

Таким образом, можно сделать вывод, что любой реальный рыночный процесс по своей природе является конкурентным. Систематическое изменение осведомленности лежит в основе конкурентного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Потребитель как экономический человек.

 

 

 Одна из разновидностей социального действия - целерациональное действие, суть которого состоит в том, что индивид выбирает рациональные цели в соответствии только с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребности и идет этим путем. На рынке целерационально действующий индивид становится «экономическим человеком», который выбирает экономически наиболее оптимальную цель (наиболее эффективный, то есть прочный и высокопроизводительный или полезный, товар при минимально доступной цене) и идет к ней максимально экономически эффективным путем (например, ищет по разным магазинам, где товар лучше и дешевле). Это идеальная модель поведения, которая в той или иной мере реализуется в поведении реальных людей.

Действия экономического человека в качестве потребителя подчиняются закону спроса. Суть его состоит в том, что снижение цены товара ведет к увеличению его покупок, а повышение цены - к сокращению покупок.

На законе спроса строится маркетинговая стратегия всех западных торговых фирм, регулярно проводящих распродажи по случаю Рождества, Пасхи и т.д., устраивающих дни, когда снижаются цены на многие товары. Этот метод в целом срабатывает: масса людей приурочивают свои покупки именно к распродажам. Постепенно этот метод начинает использоваться и в России. Однако наблюдения вызывают подозрение, что многие товары до распродажи предлагаются по явно завышенным ценам для «неэкономических людей», а потом, когда возможности последних исчерпаны, они выставляются на распродажу уже по реальным ценам. И тогда приходит экономический человек. Закон спроса исходит из посылки, что человек действует целерационально, логично и стремится получить за свои деньги максимум с точки зрения и количества, и качества.

Условием принятия рационального решения является наличие у покупателя максимально полной информации о состоянии рынка и о качестве товаров, предлагаемых на них. На этой основе он делает сравнение реального качества товаров и цен в разных местах, выбирая затем оптимальный с экономической точки зрения путь удовлетворения своей потребности. Для экономического человека цена товара - ключевой фактор принятия решения (наряду с качеством товара).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стратегия выбора потребителя в теории потребительского поведения

 

3.1 Развитие теории потребительского поведения

бренд потребительский поведение бюджетный

Развитие взглядов на стратегию поведения потребителя можно проследить на примере работ Кейнса, Фишера, Модильяни и Фридмана.

Исследование потребления можно начать с рассмотрения работы «Общей теории занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса, которая была опубликована в 1936 г.

Функция потребления положила основу теории экономических колебаний Кейнса, и с тех пор она занимает ключевое положение в макроэкономическом анализе. Кейнс считал, что потребление в значительной степени зависит от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что они стоят перед принятием решения, затрагивающим межвременной выбор. Потребители заглядывают вперед, прогнозируя свои будущие ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом. Кейнс предложил следующую форму функции потребления:

 

Потребление = f (текущий доход). (1)

 

В последних исследованиях предлагается другая форма:

Потребление = f (текущий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем, процентная ставка).

Иными словами, совокупное потребление определяется не только размером текущего дохода.

Экономисты продолжают споры об относительной значимости этих факторов для определения потребления. Например, остаются разногласия по вопросу о влиянии процентных ставок и ограничений по заимствованию. Одной из причин, по которой экономисты иногда расходятся во мнениях по поводу эффекта той или иной экономической политики, является то, что они рассматривают разные функции потребления.

Недавние исследования потребления основываются на модели поведения потребителя Ирвинга Фишера. В этой модели исследуется межвременной выбор и то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на всем протяжении жизни. Пока потребитель имеет возможность занимать средства и накапливать сбережения, уровень потребления зависит от количества ресурсов, которыми потребитель располагает в течение жизни.

Гипотеза жизненного цикла подчеркивает, что доход на протяжении жизни человека меняется предсказуемым образом и что потребители используют сбережения и заемные средства для сглаживания колебаний потребления на протяжении жизни. Гипотеза предполагает, что потребление зависит как от дохода, так и от накопленного богатства.

Информация о работе Стратегии рыночного поведения рационально действующего потребителя