Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития современной экономики любого государства возрастает потребность в достоверной учётной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов: государственных, частных и иных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций. Объективная и своевременно полученная информация о деятельности хозяйствующих субъектов необходима владельцам предприятия для повышения эффективности их работы; коммерческим банкам - для компетентной оценки платежеспособности предприятий и вероятности возврата кредитов; акционерам - для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам и другим кредиторам - для получения гарантий полной оплаты отгруженных товаров и оказанных услуг.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………....2
1. Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………..4
2. Виды аудита……………………………………………………………….10
3.Аудиторские стандарты и нормы. Условия проведения аудиторской проверки. Аудиторский риск и ответственность аудитора……………………...13
4. Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторское заключение…..23
5. Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь…..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………

Файлы: 1 файл

ревизия.rtf

— 2.48 Мб (Скачать файл)

 

 

    

 

                 Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………....2

1. Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………..4

2. Виды аудита……………………………………………………………….10

3.Аудиторские стандарты и нормы. Условия проведения аудиторской проверки. Аудиторский риск и ответственность аудитора……………………...13

4. Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторское заключение…..23

5. Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь…..28

Заключение…………………………………………………………………..35

      Список литературы……………………………………………………….…37

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

                            Введение           

      В условиях развития современной экономики любого государства возрастает потребность в достоверной учётной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов: государственных, частных и иных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций. Объективная и своевременно полученная информация о деятельности хозяйствующих субъектов необходима владельцам предприятия для повышения эффективности их работы; коммерческим банкам - для компетентной оценки платежеспособности предприятий и вероятности возврата кредитов; акционерам - для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам и другим кредиторам - для получения гарантий полной оплаты отгруженных товаров и оказанных услуг.

       В связи с этим на современном этапе развития экономики существенно возрастает роль аудиторской деятельности. В Республике Беларусь функционирует несколько десятков аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на занятие аудиторской деятельностью, которые стали неотъемлемым элементом экономики.

 

В современной экономике понятие “аудит” которое используется часто и разнообразно. И если к финансовому аудиту мы привыкли, то теперь, когда мы слышим об экологическом аудите, аудировании ценностей, аудите качества управления, сообщения о необходимости аудита интеллектуальной собственности, аудирования медицинского обслуживания, и даже как новость последнего времени - о пожарном аудите - у нас возникает недоумение: в какой категории теперь должен рассматриваться аудит.

 

Если рассматривать поверхностно различия между названными подходами к аудиту, то определяется некоторая технологическая последовательность. Можно утверждать, что при разнообразии контрольных методов в ревизии достоверности разных процессов и знаний они только условно связаны с концепцией традиционного аудита, а наглядная полезность трансформирования подходов аудирования может вызывать сомнения. Однако стоит признаться, что традиционные методы - “оценка”, “проверка правильности действия”, “достоверность” отчетности (в самом широком смысле этого слова, а не только финансовом) - могут проектироваться на различные экономические и социальные процессы. В чем кроется первопричина этого явления?

Ответ на этот вопрос надо искать исходя из рациональности самого явления аудита, базирующегося на независимости суждений и требовании достоверности. Именно этой рациональностью определяется значение роли аудита в широком общественном значении. В развитии видов аудита зачастую использование традиционных контрольных подходов имеет меньшее значение, чем сама идея.

Аудит в специфической манере помогает решать существующие управленческие, социальные проблемы бизнеса, становясь универсальным методом. При большом разнообразии и сложности этих проблем аудит оправдывает традиционные надежды контроля и управления, ревизуя разнообразные функции предприятия не только соответственно логике организаторского контроля в режиме реального времени проверки, но и реализует учредительный принцип контрольного общества, иллюстрируя и прогнозируя некоторые вневременные явления как “потери” и “мотивы”, давая рекомендации.

Указанные обстоятельства определяют актуальность изучения аудита и его задач в рыночной экономике.

Цель настоящей работы - понять роль и задачи аудита в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь

      В Республике Беларусь кроме государственного контроля, как и в странах с развитой рыночной экономикой, осуществляется независимый контроль достоверности бухгалтерского учёта, а также контроль за представляемой и публикуемой в печати финансовой отчётности. Такой контроль принято называть аудитом, а деятельность - аудиторской деятельностью. Развитие аудита в Республике Беларусь связано с укреплением рыночных отношений, стремлением страны интегрироваться в мировую экономическую систему и активным привлечением иностранного капитала. Аудиторский контроль как таковой появился в Беларуси в 1994 году в результате принятия Президентом Республики Беларусь Закона «Об аудиторской деятельности» №3373-XII. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

      Потребность в услугах аудитора и аудиторской организации возникла в связи со следующими обстоятельствами:

. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

. необходимость специальных знаний для проверки информации;

. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

     Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых операций законодательству .

    В Республике Беларусь одной из предпосылок возникновения аудиторской деятельности стало создание субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. При создании совместных предприятий иностранные инвесторы были заинтересованы в обеспечении сохранности и возвратности вложений в национальную экономику капиталов, а для этого им нужна была достоверная информация, отражающая реальное финансовое состояние участников инновационных программ. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо было формирование независимых организационных структур для проведения финансовых проверок результатов деятельности инвестируемых предприятий.

     Кроме того, возникновение аудиторской деятельности как новой доверительной формы финансового контроля деятельности субъектов хозяйствования вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов и прежде всего таких, как акционерные общества, кооперативы по оказанию услуг, другие общества и компании. Следовательно, аудиторская деятельность в республике порождена социально-ориентированной рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики .

    Субъектами аудиторской деятельности выступают аудиторы и аудиторские организации. В соответствии с действующим законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее пяти лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

     Основная задача аудита - сбор достоверной информации производственно-финансовой деятельности предприятия и формирование на основе данной информации выводов о финансовом положении предприятия, о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности

   Принципы, регулирующие аудиторскую деятельность, делятся на две основные группы:

профессиональной этики;

методологические принципы.

     Принципы профессиональной этики в обязательном порядке должны учитываться при проведении аудита. Методологические принципы могут носить обязательный и рекомендательный характер.

    Основными принципами, которыми должен руководствоваться аудитор, являются:

  независимость, честность и объективность: при выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять своё суждение мнению других;

  профессионализм и компетентность: аудитор должен обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности, знаний и навыков для оказания аудиторских услуг, безупречной репутацией, хорошей экономической и юридической подготовкой;

  конфиденциальность: аудитор обязан строго соблюдать и хранить производственные и коммерческие секреты своих клиентов, ни в коей мере не возглашать их с тем, чтобы не нанести клиентам ущерба .

    Необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличие от финансового контроля, который осуществляется государственными контролирующими органами:

во-первых, аудиторская деятельность гарантирует конфиденциальность и сохранность коммерческой тайны. Ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными: их результаты доводятся до сведений руководителей, проверяемых и вышестоящих организаций;

во-вторых, услуги, оказываемые аудиторскими организациями, являются платными для проверяемых организаций, а ревизии государственных органов контроля оплачиваются вышестоящим органом или государством;

в-третьих, при аудиторских проверках взаимоотношения между аудиторскими организациями и предприятиями строятся на добровольной договорной основе.   При ревизиях, осуществляемых государственными органами контроля, взаимоотношения между сторонами носят административный и обязательный характер.

    Законодательство Республики Беларусь об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных принятых в соответствии с ними актов законодательства Республики Беларусь.

     Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь.

     Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами Республики Беларусь.

       Совет Министров Республики Беларусь:

       обеспечивает проведение единой государственной политики в области аудиторской деятельности;

       устанавливает порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и порядок подтверждения квалификации аудиторами;

устанавливает перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора;

осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь:

      устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к аудиторам, оказывающим аудиторские услуги в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее - банки), банковских группах, банковских холдингах, а также порядок проведения оценки соответствия таким требованиям;

устанавливает требования, предъявляемые к аудиторским организациям, аудиторам - индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах, а также порядок проведения оценки соответствия таким требованиям;

принимает нормативные правовые акты Республики Беларусь в области аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах;

определяет состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту в банках, банковских группах, банковских холдингах;

определяет объем сведений, включаемых в аудиторское заключение и иные документы, составляемые по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;

определяет порядок представления аудиторского заключения и иных документов, составляемых по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, Национальному банку Республики Беларусь, банкам, в которых проводился аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, головным организациям банковской группы, банковского холдинга, а также собственнику их имущества (учредителям, участникам) и совету директоров (наблюдательному совету);

Информация о работе Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь