Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:56, курсовая работа
В условиях развития современной экономики любого государства возрастает потребность в достоверной учётной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов: государственных, частных и иных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций. Объективная и своевременно полученная информация о деятельности хозяйствующих субъектов необходима владельцам предприятия для повышения эффективности их работы; коммерческим банкам - для компетентной оценки платежеспособности предприятий и вероятности возврата кредитов; акционерам - для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам и другим кредиторам - для получения гарантий полной оплаты отгруженных товаров и оказанных услуг.
Введение ……………………………………………………………………....2
1. Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………..4
2. Виды аудита……………………………………………………………….10
3.Аудиторские стандарты и нормы. Условия проведения аудиторской проверки. Аудиторский риск и ответственность аудитора……………………...13
4. Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторское заключение…..23
5. Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь…..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………
Тестирование включает в себя:
проверку документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций;
наблюдение за оформлением операций с целью получения аудиторских документов, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого.
Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности. На основе оценки внутрихозяйственного риска аудитор должен определить допустимый в своей работе риск необнаружения, с учетом его минимизации спланировать соответствующие аудиторские процедуры.
Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:
1) высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;
2) низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.
Для снижения риска необнаружения аудитор должен увеличить количество аудиторских процедур, увеличить затраты на проверку, повысить объем аудиторской выборки.
Между уровнем существенности и аудиторским риском существует обратная зависимость: чем выше аудиторский риск, тем ниже уровень существенности и наоборот.
Аудиторский риск - оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна (это риск выдачи неправильного аудиторского заключения).
Неотъемлемый риск -- подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.
Риск средств контроля -- риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций и быть существенным, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
По некоторым или всем предпосылкам подготовки финансовой отчетности риск средств контроля оценивается как высокий, когда:
системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица неэффективны;
оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица нецелесообразна.
Определенный риск средств контроля всегда имеет место, так как существуют ограничения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Риск средств контроля может оцениваться ниже, чем высокий риск, в следующих случаях:
аудитор имеет доказательства, что конкретные средства внутреннего контроля в отношении предпосылки будут предотвращать, обнаруживать, исправлять существенные искажения;
аудитор планирует проводить тесты средств контроля для подтверждения оценки.
Риск необнаружения -- риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.
При разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска средств контроля, оценку неотъемлемого риска, для того чтобы определить надлежащий риск необнаружения.
Риск необнаружения напрямую связан с процедурами проверки по существу и может учитываться:
в отношении предпосылок подготовки финансовой отчетности,
для определения характера, временных рамок, объема аудиторских процедур по существу.
Этот вид риска всегда будет присутствовать, так как большая часть аудиторских доказательств представляет доводы в поддержку некоторого вывода, а не носит исчерпывающего характера.
Аудитор обязан на основе оценки внутреннего и контрольного рисков определить в своей работе риск необнаружения и с учетом того, что он должен иметь приемлемо низкое значение спланировать соответствующие аудиторские процедуры. Независимо от того, насколько низки неотъемлемый риск и риск средств контроля, аудитору необходимо провести некоторые процедуры проверки по существу в отношении существенных остатков на счетах бухгалтерского учета и групп операций.
4. Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторское заключение.
Аудиторская проверка представляет собой проверку финансово-экономической деятельности организации, проводимую на основании документов по финансовой отчетности, представленных аудитору.
Аудиторская проверка подразумевает проверку: бухгалтерской отчетности по основным параметрам; ее соответствия правилам и законодательным нормам, а также юридическим и хозяйственным документам (уставу, учредительному договору, контрактам и т.д.).
Методы проведения
По методу проведения различают аудиторскую проверку:
сплошную;
выборочную;
комбинированную;
документальную;
фактическую.
1-й этап: организация и планирование
Включает: официальное предложение клиента о проведении аудита; ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица; разработку и согласование общего плана, программы аудита; составление письма о проведении аудита, а также подписание договора на проведение аудиторской проверки.
2- й этап: сбор аудиторских доказательств
Включает: тестирование средств контроля; проведение процедур проверки по существу.
3-й этап: завершение аудита
Включает: обобщение и систематизацию аудиторских доказательств; сообщение полученной по результатам аудита информации; составление аудиторского заключения.
Основные этапы аудиторской проверки Порядок проведения аудиторских проверок в значительной мере зависит от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, руководстве предприятия, уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Основными этапами аудиторской проверки является:
1. Сбор информации о проверяемом предприятии и общее изучение его деятельности;
2. Изучение особенностей управления предприятием, его типа и структуры;
3. Составление плана аудиторской проверки;
4. Общее изучение состояния бухгалтерского учета на предприятии;
5. Определение и оценка состояния внутреннего аудита на предприятии, состояния других контрольных структур;
6. Сплошная или выборочная проверка документов, в которых отражено наличие и движение хозяйственных средств предприятия;
7. Сплошная или выборочная инвентаризация материальных ценностей, основных фондов и денежных средств;
8. Проверка состояния расчетно-кредитных операций;
9. Аудит затрат на производство, правильности отнесения затрат на себестоимость продукции;
10. Проверка правильности формирования и исчисления прибыли;
11. Проверка правильности налогообложения и своевременности перечисления налогов в государственный бюджет;
12. Оценка финансовой отчетности предприятия;
13. Составление заключения об итогах аудиторской проверки, рекомендаций об устранении обнаруженных в ходе проверки недостатков и нарушений /если подобные оговорены в договоре аудита.
Аудиторское заключение должно содержать: общие сведения об аудируемом лице и аудиторской организации; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; итоговую часть с выражением аудиторского мнения; подписи сторон.
Вводная часть аудиторского заключения должна содержать:
-- перечень проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода;
-- заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудируемое лицо, а обязанность аудиторской организации заключается в выражении аудиторского мнения о достоверности этой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В части, описывающей объем аудита дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит; указывается на способ проведения аудита и его содержание; дается оценка принципов и методов бухгалтерского учета и порядка подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и другая, необходимая информация, предусмотренная Правилом.
В итоговой части, содержащей аудиторское мнение, должно быть указано на соответствие порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица основным принципам и методам, установленным законодательством, а также на достоверность отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица за проверяемый период, если аудиторской организацией не получены достаточные и убедительные доказательства обратного.
Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с аудируемым лицом. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения.
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации и лицом, возглавлявшим проверку или проводившим аудит, если проверку проводил один аудитор. Подписи должны быть скреплены печатью аудиторской организации (при ее наличии).
К аудиторскому заключению прилагается подписанная и скрепленная печатью аудируемого лица бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой выражается аудиторское мнение.
Пакет указанных документов должен быть прошнурован, пронумерован полистно, скреплен печатью аудиторской организации (при ее наличии) и (или) подписью руководителя аудиторской организации.
Аудиторское заключение составляется в количестве экземпляров, согласованном аудиторской организацией и аудируемым лицом.
Аудиторское заключение предоставляется пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном законодательством.
Аудиторское заключение по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности должно быть представлено инспекции Министерства по налогам и сборам в установленные законодательством сроки.
Аудиторское заключение может содержать безусловно положительное аудиторское мнение и (или) быть модифицированным.
Безусловно положительное аудиторское мнение должно быть выражено тогда, когда аудиторская организация приходит к выводу, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица подготовлена в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в Республике Беларусь и дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Аудиторское заключение считается модифицированным, если указывает на установленные проведенным аудитом факторы:
- не влияющие на безусловно положительное аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-- влияющие на аудиторское мнение и способствующие выражению условно положительного или отрицательного аудиторского мнения, а также отказу от его выражения.
Аудиторская организация не должна выражать безусловно положительное аудиторское мнение, если существует хотя бы одно обстоятельство, которое в соответствии с суждением аудиторской организации оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, например:
- имеется существенное ограничение объема аудита, которое может привести к выражению условно положительного аудиторского мнения или к отказу от его выражения;
- имеются разногласия с руководством аудируемого лица относительно допустимости принятой им учетной политики, порядка ее применения, адекватности сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые могут привести к выражению условно положительного или отрицательного аудиторского мнения.
Условно положительное аудиторское мнение выражается в том случае, если аудиторская организация приходит к выводу, что выражение безусловно положительного аудиторского мнения невозможно, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенны, чтобы выразить отрицательное аудиторское мнение или отказаться от его выражения.