Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:56, курсовая работа
В условиях развития современной экономики любого государства возрастает потребность в достоверной учётной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов: государственных, частных и иных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций. Объективная и своевременно полученная информация о деятельности хозяйствующих субъектов необходима владельцам предприятия для повышения эффективности их работы; коммерческим банкам - для компетентной оценки платежеспособности предприятий и вероятности возврата кредитов; акционерам - для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам и другим кредиторам - для получения гарантий полной оплаты отгруженных товаров и оказанных услуг.
Введение ……………………………………………………………………....2
1. Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………..4
2. Виды аудита……………………………………………………………….10
3.Аудиторские стандарты и нормы. Условия проведения аудиторской проверки. Аудиторский риск и ответственность аудитора……………………...13
4. Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторское заключение…..23
5. Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь…..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………
Отрицательное аудиторское мнение следует выражать в случае, когда влияние разногласий с руководством аудируемого лица настолько существенно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что выразить условно положительное аудиторское мнение недостаточно для раскрытия вводящего в заблуждение или неполного характера бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отказ от выражения аудиторского мнения должен иметь место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно, что аудиторская организация не может получить достаточные аудиторские доказательства и следовательно не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
По результатам аудита организации составляется аудиторское заключение, которое представляет собой объективное профессиональное мнение относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности проверенной организации.
Данный этап обобщения и оформления результатов проверки имеет не меньшее значение, чем предыдущие этапы, состоящие из планирования и осуществления аудита. На завершающем этапе вся полученная в ходе проверки и сосредоточенная в рабочей документации аудитора информация обобщается, определенным образом обрабатывается и на ее основе аудитор формирует свое профессиональное мнение относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Оформляются результаты данной работы в двух итоговых документах, передаваемых экономическому субъекту:
отчет (письменная информация). Данный документ предназначается для заказчика проверки. В нем отражаются сведения по: методам, которые использовались при аудиторской проверке; ошибкам, нарушениям и неточностям, отмеченным аудитором; мерам, необходимым для устранения данных недостатков; основным результатам аудиторской проверки (наличие/отсутствие существенных ошибок в отчетности субъекта, осуществление финансово-хозяйственных операций согласно установленному порядку или со значительным отклонением от него);
аудиторское заключение. В данном документе содержится профессиональное мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта, а также о соответствии порядка ведения им бухучета законодательству.
5.Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь
Белорусский аудит существует уже больше 20 лет, однако вопросы соотношения цены и качества аудиторских услуг сохраняют свою актуальность и волнуют общественное мнение до сих пор. В прессе ранее неоднократно обсуждались вопросы стоимости аудита. Качество работы белорусских аудиторских компаний в настоящее время весьма неоднородно, как неоднороден и сам рынок аудита. На рынке сегодня действует немало организаций, не способных в силу своих профессиональных, информационных, материальных возможностей оказывать серьезные услуги… Низкая культура потребления аудиторских услуг на нашем рынке приводит к тому, что многие аудиторы, сами того не осознавая, начинают соответствовать той невысокой цене, которую многие предприятия готовы платить за их услуги. А это в конечном итоге приводит к тому, что в проигрыше оказываются как аудитор, теряющий свою репутацию, а заодно бросающий тень на своих коллег, так и предприятие - клиент, не получившее ожидаемого результата. Совершенно очевидно, что профессиональный аудит высокого качества не может быть дешевым. Демпинг в этой профессии не приемлем .
С момента формирования законодательных основ аудиторской деятельности в Республике Беларусь происходит их непрерывное совершенствование. Внесение корректив на законодательном уровне необходимо для улучшения деятельности производственной сферы, которая тесно связана с другими хозяйственными отраслями республики.
В связи со стремлением республики перейти к рыночной экономике требуется существенно улучшить систему консультирования. Это целесообразно осуществить путем:
создания совместных консультационных фирм, которые бы наряду с консультационными работами осуществляли подготовку профессионалов-консультантов;
реорганизации всей системы профессионального обучения и переподготовки с выделением перспективных специальностей, в том числе по учету и аудиторской деятельности;
привлечения экспертов и консультантов из западных фирм.
Новые белорусские правила по проведению аудиторской деятельности должны разрабатываться и разрабатываются на основе мирового опыта, но с поправкой на реалии отечественной экономики. Работа над их совершенствованием с учётом изменений в экономике нашей страны не прекращается, и с каждым разом они становятся всё более близкими по требованиям к Международным стандартам аудита.
Планируется, что общая численность аудиторов в Реестре аудиторских организаций и аудиторов индивидуальных предпринимателей к 2016 году значительно увеличится. Первоначально должно произойти некоторое снижение количества аудиторов за счет усиления требований к качеству аудита, увеличения ответственности. Позднее - рост за счет повышения интереса к профессии, поднятия ее престижа, увеличения потребности государства в качественной информации, расширения базы и содержания аудита. Повышение качества аудита и сопутствующих услуг позволит решить основную задачу - обеспечить доверие пользователей к бухгалтерской информации и принятие обоснованных решений по развитию производства, торговли, услуг.
Количество аудиторских организаций и их численность, количество аудиторов-предпринимателей находятся в зависимости от количества, размера и потребностей аудируемых субъектов хозяйствования. База обязательного аудита увеличится в несколько раз и составит более двадцати тысяч субъектов хозяйствования. Увеличение базы обязательного аудита произойдет как за счет увеличения ответственности субъектов хозяйствования за уклонение от проведения обязательного аудита, так и за счет расширения круга субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту. Увеличение размера аудиторских организаций произойдет в результате требований внешнего контроля по качеству аудита, необходимости соблюдения республиканских правил аудиторской деятельности, расширения функций аудита и сопутствующих услуг. Финансовое состояние аудиторских организаций позволит содержать, как минимум, нескольких специалистов, имеющих квалификацию CIPA или DiPiFR, что позволит проводить аудит отчетности по МСФО.
В планируемом периоде будут внедрены:
) единая система оценочных показателей при проведении тендеров и оценке предложений аудиторов;
) единая система оценки существенных условий аудита при заключении договоров, что позволит ликвидировать демпинг, повысить качество аудита;
) единая система оценки качества аудита, состоящая из системы внутреннего контроля качества и системы внешнего контроля качества со стороны общественного объединения и третьих лиц;
) новые технологии, позволяющие повысить производительность и качество аудита.
В настоящее время в экономической литературе выделяются основные направления развития аудита:
смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг, и в связи с этим, - усиление роли аудиторов как постоянных консультантов, владеющих полной информацией о деятельности клиента;
в аудиторском заключении всё больше внимания должно уделяться подтверждению не только финансовой отчётности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия-клиента;
постепенный отказ от прямой проверки правильности действия учётного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки действий учётного персонала и правильности самой системы учёта;
в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятия и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, всё больше клиентов осознаёт необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию;
усиления роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательный анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска;
рост ответственности аудитора как перед клиентом, так и перед обществом в целом влечёт за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора - с другой .
Особое внимание следует уделить расширению базы обязательного аудита и предусмотреть механизм контроля за уклонение от него. В процессе аудита рассматриваются вопросы, которые не контролируются ни одним государственным ведомством. К таким вопросам можно отнести: оценку искажений бухгалтерской отчетности, оценку системы внутреннего контроля субъектов хозяйствования, оценку корректности финансовых вложений. Обязательный аудит предусмотрен законодательством большинства стран мира, включая страны постсоветского пространства (Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Украина и др.) и ЕС .
Интересам пользователей будет соответствовать развитие такой функции аудита, как оценка непрерывности деятельности предприятия. Аудитор должен оценить, дает ли аудируемая бухгалтерская отчетность уверенность в том, что деятельность субъекта хозяйствования будет продолжаться не менее одного года, следующего за отчетным периодом. Особое внимание следует уделить повышению качества национального аудита. Во многих случаях, заказчики аудита не представляют содержания республиканских правил аудиторской деятельности, а аудиторы, к сожалению, не информируют их о существенных условиях проводимого аудита (несмотря на требования правил). Для оценки качества аудита необходимо, как минимум установить соответствие аудита установленным в договоре параметрам, а именно: трудоемкости, методикам расчета стоимости и объема аудита, методам и способам расчета существенности, выборки, аудиторских рисков, проверить правильность расчетов, соответствие проведенной проверки документированию аудита. Адекватная оценка трудоемкости (объема аудиторских процедур) является основой выполнения республиканских правил аудиторской деятельности и проведения аудита в полном объеме. При трудоемкости, не обеспечивающей выполнение правил, выдача аудиторского заключения является неправомерной.
Организации эффективного контроля будут способствовать унифицированные формы рабочей документации. В мировой практике не сложилось единого мнения по вопросу общественного надзора и финансированию его деятельности. Однако, в подавляющем большинстве развитых государств общественное регулирование аудита осуществляется одним аудиторским объединением. В Германии - это Палата аудиторов, во Франции - Национальная компания комиссаров по счетам, в США - Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, в Японии - Институт сертифицированных общественных бухгалтеров. Встречаются случаи существования и нескольких аудиторских объединений (например, Великобритания, Россия).
В настоящее время функции общественного надзора в Республике Беларусь могут осуществлять профессиональные общественные объединения, находящиеся на самофинансировании и удовлетворяющие требованиям законодательства. Государственное регулирование аудита, помимо существующих методов, предлагается осуществлять путем установления права допуска аудиторских организаций к обязательному аудиту, а также путем разработки показателей рейтинга, всесторонне характеризующих аудиторские организации. Выполнение требований допуска к обязательному аудиту позволит выделить аудиторские организации, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, способных осуществлять качественный аудит.
Таким образом, в целях развития национального аудита считается необходимым:
определить цели национального аудита и разработать методологию, согласующуюся с международными стандартами;
внести изменения в программу переподготовки аудиторов в части обучения новым технологиям и автоматизации аудита;
законодательно установить обязанность предприятия на стадии рассмотрения предложений предоставлять аудиторам необходимую общедоступную информацию;
создать программный продукт, позволяющий осуществлять аудит на основе передовых технологий.
За прошедший период управления аудитом была проведена значительная работа по созданию правового поля для развития и совершенствования этого специфического вида предпринимательской деятельности, в результате чего сформировалась соответствующая нормативная база:
- Закон Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности в Республике Беларусь”.
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь “Об утверждении правил аудиторской деятельности”.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь “О государственном регулировании аудиторской деятельности” и др.
На данный момент уже действует 35 правил аудиторской деятельности. Несмотря на то, что применение нормативных актов способствовало улучшению финансовой деятельности субъектов хозяйствования, повысило ответственность бухгалтеров за выполнение своих служебных обязанностей, использование этих правовых норм сталкивается с рядом трудностей. Это и привычка вести проверку “по вдохновению”, и нехватка времени на оформление рабочей документации, особенно при работе с малыми предприятиями.
Помимо этого актуальной проблемой в настоящее время является то, что внутриведомственный контроль развивается гораздо быстрее аудита, подменяя его в акционерных обществах, подчиненных министерствам и концернам. Теперь ведомственные ревизоры получили право заниматься проверками и за пределами своих ведомств.
Некоторые чиновники пытаются рассматривать аудит лишь как часть системы государственного контроля за деятельностью коммерческих организаций. Это не так, поскольку аудит - это независимый контроль достоверности финансовой отчетности. Результативность работы аудита и контрольных органов нельзя сопоставить. Это объясняется тем, что аудиторы выступают скорее как “врачи-терапевты”, определяющие, что болит у клиента и как лечить; органы государственного контроля - скорее “хирурги”, причем не заботятся о том, выживет клиент после ампутации, т.е. после доначисления налогов, уплаты пени и штрафных санкций. Различны также их возможности. Аудиторы, в отличие от госревизоров, имеют ограничения в длительности осуществления аудиторских проверок, поскольку есть согласованная с клиентом трудоемкость проверки и ее стоимость .