Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития современной экономики любого государства возрастает потребность в достоверной учётной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов: государственных, частных и иных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций. Объективная и своевременно полученная информация о деятельности хозяйствующих субъектов необходима владельцам предприятия для повышения эффективности их работы; коммерческим банкам - для компетентной оценки платежеспособности предприятий и вероятности возврата кредитов; акционерам - для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам и другим кредиторам - для получения гарантий полной оплаты отгруженных товаров и оказанных услуг.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………....2
1. Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь…………………………………………………..4
2. Виды аудита……………………………………………………………….10
3.Аудиторские стандарты и нормы. Условия проведения аудиторской проверки. Аудиторский риск и ответственность аудитора……………………...13
4. Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторское заключение…..23
5. Проблемы и перспективы развития аудита в Республике Беларусь…..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………

Файлы: 1 файл

ревизия.rtf

— 2.48 Мб (Скачать файл)

контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах;

осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности, у аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах.

Министерство финансов Республики Беларусь:

реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности;

разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности, а также принимает другие нормативные правовые акты Республики Беларусь и устанавливает формы документов в области аудиторской деятельности (за исключением аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждение квалификации аудиторами;

ведет учет аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудиторов;

контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности (за исключением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями;

представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами аудиторской деятельности;

осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности, у аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность.

 

 

 

 

 

          

              2. Виды аудита

Аудиторская деятельность -- это неотъемлемая часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Аудиторская деятельность является предпринимательской и обладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получения прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом аудиторская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержанием. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) -- деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах собственников. Внутренний аудит является неотъемлемой частью управленческого контроля организации. Его цель -- решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем организации, а также консультирование и помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении своих функций. Внутренний аудит проводят специалисты, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит регламентируется внутренними документами. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит -- это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основные цели инициативного аудита -- выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит -- это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в законе “Об аудиторской деятельности” и других законах. Обязательный аудит проводится в случаях :

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) заключается в оценке достоверности финансовой информации с целью выдачи заключения о ее соответствии установленным требованиям бухгалтерского учета. Осуществляется независимыми аудиторами

Аудит на соответствие -- это проверка соответствия финансово-хозяйственных операций установленным в организации нормативным документам и правилам, договорным обязательствам в соответствии с решениями вышестоящих организаций или собственников. Например, проверка соблюдения должностных инструкций, налоговый аудит и т.п. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит (аудит эффективности работы предприятия или деятельности администрации) -- это проверка любой части, процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее эффективности. По результатам проверки руководству организации выдаются рекомендации по совершенствованию конкретных хозяйственных и финансовых операций. Используется для проверки выполнения бизнеспланов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. В зависимости от целей операционный аудит проводится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

Первоначальный аудит -- это аудит, который впервые проводится данной аудиторской организацией на данном предприятии (в организации), в т.ч. когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица за предыдущий период проводился другим аудитором.

Периодический (повторяющийся) аудит -- это аудит, который проводится на данном предприятии данным аудитором, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономическому субъекту и его деятельности.

Подтверждающий аудит -- это проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности, подтверждение каждой учетной записи.

Системноориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске -- это концентрация работы аудиторов в области учета, где риск возникновения ошибок наиболее высок. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском, и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.

Технический аудит - это проверка соблюдения технологических процессов производства, технического состояния промышленного оборудования, соблюдения требований техники безопасности производства, а так же самой выпускаемой продукции на соответствие требованиям качества и стандартов.

Промышленный аудит совмещает в себе элементы финансового и технического аудита.

Экологический аудит - это проверка соблюдения природоохранных норм и требований на предприятии.

Технологический аудит - это проверка действующих технологических решений производства (завода фабрики) или его отдельных подразделений (цеха, производственной линии).

Пожарный аудит: это проверка предприятия (ОПО) на соответствие требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска.

Аудит охраны труда - это проверка соответствия работ по охране труда в организации - государственным нормативным требованиям по охране труда.

Инвестиционный аудит - это проверка использования инвестиционных средств на предприятии.

Энергетический аудит - проверка за правильным расходованием топливно-энергетических ресурсов.

Существуют и некоторые другие виды аудита.

 

 

 

 

 3. Аудиторские стандарты и нормы. Условия проведения аудиторской проверки. Аудиторский риск и ответственность аудитора.

 

c

- проверка должна проводиться лицом (лицами), которые имеют необходимую подготовку, квалификацию и лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Аудитору следует воздержаться от работы, если он сомневается в достаточности своей компетенции. В РБ аудиторами могут быть лица, имеющие высшее образование и опыт практической работы не менее 5 лет и сдавшие экзамен на право получения лицензии. Аудиторы, которые проводят проверки деятельности банков, получают лицензию в НБ;

- по вопросам, выполняемой работы точка зрения аудитора должна всегда оставаться независимой; для достоверности результатов аудиторской проверки необходим соответствующий уровень независимости от законодательной и исполнительной власти.

В РБ аудиторская проверка не может проводиться аудиторами, которые являются учредителями, собственниками, акционерами проверяемых предприятий, а также состоящими с заказчиками в близком родстве; аудиторскими организациями в отношении предприятий, которые являются их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками и наоборот; аудиторскими организациями в отношении предприятий, которые являются их филиалами, представительствами, дочерними компаниями; аудиторами, которые оказывали данному предприятию услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета;

- аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего контроля на проверяемом объекте; если внутренний контроль не достаточен, то значит могли иметь место ошибки, подлоги, свидетельствующие об обмане, незаконном расходовании средств.

2. Стандарты практической работы:

- необходимо, чтобы работа аудиторов была хорошо спланирована;

- для определения объема аудиторской проверки необходимо изучить и проанализировать внутренний контроль и установить, насколько можно доверять его выводам;

- для того чтобы иметь убедительные основания для составления аудиторского заключения необходимо получить достаточно доказательные материалы; для этого используются обследования, проверки, наблюдения, опросы и другие формы и приемы документально- фактического контроля.

Аудиторские доказательства должны позволить аудитору составить твердое мнение о проверяемой информации и выявить скрытые клиентом обманы и ошибки.

3. Стандарты заключения:

- в заключении необходимо указать, как именно проверялись финансовые отчеты, и составлены ли они в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета;

- в отчете необходимо указать соблюдены ли установленные нормативы и правила ведения бухгалтерского учета;

- сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточно правильными, если в аудиторском отчете не сказано иное;

отчет должен содержать заключение по поводу финансовых и бухгалтерских отчетов в целом или указание причины, по которой мнение аудитора не может быть выражено. Во всех случаях, когда аудитор подтверждает отчетность, дает отрицательное аудиторское заключение, или делает его с оговорками, заключение должно содержать четкое описание выполненной работы. Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и руководства предприятия возникли разногласия, аудитор обязан отразить это в отчете

К основным принципам норм аудита относят:

* целостность, объективность и независимость, конфиденциальность, знания и компетентность;

* правила использования результатов работ, выполненных другими аудиторами;

* документальное оформление, планирование, получение доказательств аудитором;

* проверка систем учета и внутреннего контроля;

* анализ аудиторского заключения и составление отчета аудитором Каждый стандарт определяет определенную часть аудиторской работы, должен быть кратким, но с достаточной полнотой мог бы описать требования к регулированию объекта стандарта

     Условия проведения аудиторской проверки.

1. организация и планирование:

  • официальное предложение клиента о проведении аудита,
  • знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т.д.),
  • разработка и согласование общего плана и программы аудита,
  • составление письма о проведении аудита,
  • подписание договора на проведение аудита;

2. сбор аудиторских доказательств:

  • тестирование средств контроля,
  • проведение процедур проверки по существу;

3. завершение аудита:

  • обобщение, систематизация аудиторских доказательств,
  • сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника,
  • составление аудиторского заключения.

Информация о работе Сущность, значение и задачи аудита в современных условиях развития экономики Республики Беларусь