Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:02, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении всей широты теоретических и методических основ учета и отчетности денежных средств на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия и предложении мер по улучшению данного вида учетной работы. Таким предприятием было выбрано СПК им «Буденного» Спасского района Нижегородской области.
Для достижения указанной цели в работе были решены следующие основные задачи:
1. Выполнить финансово-экономический анализ производственно-коммерческой деятельности предприятия за 2004-2007 гг.
2. Обобщить теоретические и методические особенности учета и от-четности денежных средств в наличной и безналичной формах.
3. Выявить и систематизировать главные особенности учетно-отчетных операций, связанных с потоками денежных средств в СПК «им. Буденного».
4. Проанализировать и указать недостатки и ошибки в организации учета и отчетности денежных средств.
5. Обосновать предложения по совершенствованию учета, отчетности и управления денежными потоками хозяйства.
Результатом этих действий является автоматизированное формирование отчетных документов кассира (вкладной лист кассовой книги и отчет кассира).
После выполнения второго этапа результаты отчетности кассира отражаются в БД. На третьем этапе (уровень бухгалтера) осуществляется бухгалтерский учет по счету. В функции бухгалтера на этом этапе входят проверка отчетов кассира и реализация заложенной программы по получению бухгалтерских регистров (в данном случае по счету 50). Эти регистры могут воспроизводиться на дисплее, как документы при вводе данных (в основном это относится к промежуточным данным), или распечатываться в виде машинограмм (то есть, итоговых данных по счету). При этом происходит накопление информации для смежных участков учета и выходных данных на следующий месяц.
В итоге по счету 50 обеспечивается получение трех машинограмм: ведомость аналитического учета по счету 50, вкладной лист кассовой книги и отчет кассира. Причем последние две машинограммы составляются ежедневно по итогам движения средств в кассе за день. Эти машинограммы имеют одинаковое содержание и включают все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке их возрастания с начала года.
После получения машинограмм (вкладной лист кассовой книги и отчет кассира) кассир проверяет правильность отраженных в них записей, подписывает их и передает отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
Вкладные листы кассовой книги хранятся у кассира. В конце года (или по мере необходимости) они брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера, после чего сформированная из машинограмм кассовая книга опечатывается.
В хозяйстве можно применять вариант с автоматизированным формированием первичной документации. В этом случае в бухгалтерии не выписывают ручным способом приходные и расходные кассовые ордера. Первичные документы оформляются путем заполнения соответствующих реквизитов на макетах форм документов, воспроизводимых на дисплее ЭВМ. Этот принцип также может широко использоваться и на других участках учета (учет материалов и т.д.). После этого документы распечатываются и передаются кассиру для исполнения. Дальнейший технологический процесс строится примерно таким же путем, как описано выше, с той лишь разницей, что в БД данные о документах вводятся непосредственно на стадии их оформления, т.е. процесс формирования документов и отражения их данных в БД ЭВМ совмещаются.
4.2. Проведение анализа потоков денежных средств хозяйства
Отчетность о движении денежных средств требуется не только для того, чтобы предоставить итоговые бухгалтерские документы в контролирующие и иные органы. В первую очередь она нужна для эффективного управления производством, во многом зависящего от умения управлять денежными потоками.
Главная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка, а иногда - избытка денежных средств и в определении источников их поступлений и направлений использования.
Основным документом для анализа денежных потоков является «Отчет о движении денежных средств», с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождение между финансовым результатом и изменением денежных средств. Потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.
Задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка или избытка денежных средств, определении источников их поступлений и направлений расходования.
Совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, но быть неотрицательным. Основополагающие принципы управления потоком денежных средств:
1. Уменьшать дебиторскую задолженность. При этом не следует забывать, что чрезмерное давление на всех без исключения потребителей может привести к снижению объема будущих продаж. Для ускорения получения денег можно использовать разумные скидки на свои товары и услуги.
2. Достичь разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности предприятия. Использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.
3. Продавать! Как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные затраты, но и амортизацию (некассовую статью), которая на деле увеличивает денежный поток.
4. Ускорять оборачиваемость всех видов запасов, избегая их дефицита, который может привести к падению объема производства и, соответственно, объема реализации.
Разделение всей деятельности предприятия на три самостоятельные сферы очень важно, поскольку хороший (т.е. близкий к нулю) совокупный поток может быть получен за счет ограничения или компенсации отрицательного денежного потока по основной деятельности притоком средств от продажи активов (инвестиционная деятельность) или привлечением кредитов банка (финансовая деятельность). В этом случае величина совокупного потока скрывает реальную убыточность предприятия. Благодаря ее анализу легче вывести предприятие к прибыльному функционированию.
4.3. Оптимизация потоков денежных средств предприятия
В хозяйстве управление денежными средствами (потоками) включает:
учет движения денежных средств;
анализ потоков денежных средств;
составление бюджета денежных средств -
и охватывает основные аспекты управления деятельности предприятия, что отражено на схеме (рис.4).
Рисунок 4 - Схема управления денежными средствами предприятия
Управление денежным потоком особенно важно для предприятия с точки зрения необходимости:
планирования временных параметров капитальных затрат;
управления оборотным капиталом (оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами);
управления затратами и их оптимизации с точки зрения более рационального распределения ресурсов предприятия в процессе производства;
управления капитальными потребностями (финансирование за счет собственных средств или кредитов банка);
управления экономическим ростом.
Проблемы в управлении денежными средствами состоят в следующем:
менеджеры не имеют полной оперативной информации об источниках денежных поступлений, о суммах и сроках предстоящих платежей;
финансовые потоки разрознены и несогласованны по времени;
есть случаи утери платежных документов; кассовый план создается из обрывков информации;
решение о распределении денежных средств принимается при мощном давлении со стороны различных служб;
запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;
решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их необходимой величины и сроков погашения.
Чтобы избежать указанных недостатков, следует внедрить в практику работы бухгалтерии метод бюджетирования, предполагающий составление кассовых бюджетов.
Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.
Кассовый бюджет - это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.
Кассовый бюджет является составной частью Основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.
Для более точного расчета объема денежных средств руководству предприятия необходимо знать конкретные статьи поступлений и расходов денег, а также временные параметры этих процессов. Для решения этой задачи используется бюджетирование денежных средств.
В то же время бюджет денежных средств, как и все прочие бюджеты, во многом зависит от субъективных оценок и прогнозов (например, прогноза продаж, оценки периодов погашения дебиторской задолженности и т.п.), следовательно, общая ошибка расчетов (возможные отклонения) ведет к значительному искажению конечных результатов и может послужить основой для принятия неправильного управленческого решения. Разработка бюджета денежных средств, как и других бюджетов, является результатом тесного сотрудничества всех служб предприятия и должна быть регулярной, поскольку разовые бюджеты на основе единичных оценок могут приводить к большим отклонениям и неправильным управленческим решениям. Регулярность разработки бюджета позволит руководителю определить, какие факторы оказывают самое большое воздействие на величину денежного потока, и направить основные усилия на более точную оценку этих факторов.
Таким образом, кассовый бюджет позволяет:
Своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
Принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов.
Получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах.
Анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия.
Основная цель составления бюджетов - определение моментов времени, в которые у хозяйства будет недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их и рационально использовать временно свободные средства.
При составлении бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая, как правило, существует лишь в разрозненном виде в различных подразделениях предприятия. На предприятии нет единой службы, которая занималась бы сведением этой информации воедино для составления бюджетов. Эти функции распределены по разным службам, и нет возможности оперативного отслеживания и корректировок движения денежных средств. Кроме того, иногда происходит сознательное завышение показателей в разрозненных финансовых планах в надежде на то, что какому-либо подразделению предприятия выделять больше финансовых средств. Составление единого бюджета позволяет избежать подобных явлений и получить более объективную картину потребности в деньгах.
Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам деятельности - основная, инвестиционная и финансовая.
На первом этапе необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности хозяйства, т.к. результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования.
Планирование денежных расходов по инвестиционной деятельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития производства, с учетом поступления денежных средств от основной деятельности или от иных источников финансирования; приток денежных средств по инвестиционной деятельности определяется ее доходами от продажи основных фондов и прочих долгосрочных вложений.
Планирование денежных потоков по финансовой деятельности осуществляется в целях обеспечения источников финансирования для основной и инвестиционной деятельности предприятия.
Основные документы, необходимые для составления кассового бюджета хозяйства, систематизированы в виде схемы на рис.5.
Рисунок 5 - Основные документы и процедуры
составления
кассового бюджета хозяйства
На рис.5 видно, что для составления кассового бюджета (т.е. планирования притоков и оттоков денежных средств в кассе и на счетах в банках) нужно составлять следующие документы:
По основной деятельности - бюджет продаж, в свою очередь распределяемый на шесть частных бюджетов (смет):
1) закупок материалов, включая ГСМ;
2) расходов на оплату труда;
3) общепроизводственных расходов;
4) коммерческих (реализационных) расходов;
5) управленческих (общехозяйственных) расходов;
6) налоговых платежей.
По инвестиционной деятельности требуется составлять:
1) прогноз поступлений от инвестиций (прежде всего от продажи основных средств);
2) бюджет капитальных затрат.
По финансовой деятельности:
1) поступления от продажи (эмиссии) ценных бумаг (акций, облигаций);
2) по кредитам.
При составлении указанных бюджетов требуется учитывать следующие факторы:
1) результаты анализа движения денежных средств;
2) результаты анализа погашения дебиторской задолженности;
3) результаты анализа движения кредиторской задолженности;