Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:37, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение нормативного регулирования бухгалтерского учета денежных средств организации на счетах в банке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотерть теоретические и нормативно-правовые основы учета денежных средств организации в российской и международной практике;
- рассмотреть вопросы учета денежных средств на счетах в банке.
определить сумму, которую можно выручить в кратчайшие сроки
просчитать рискованность операций с финансовыми вложениями.
Все это требует принципиально нового подхода к квалификации работников бухгалтерской службы. В данном случае не только первичные документы, но и собственные «выкладки», облеченные в форму бухгалтерской справки, будут основанием для включения показателей в отчетность.
Представляется кардинально новым подход к составлению Отчета о движении денежных средств, когда собственник может получить прогнозную информацию о предстоящих поступлениях либо выплатах на основании имеющихся данных отчетного периода.
Так, п.24 ПБУ23/2011обязывает раскрыть:
суммы неиспользованных кредитных линий, недополученных заемных средств;
суммы возможного овердрафта;
неиспользованные для
получения кредита суммы
Так же отчетность о наличии денежных средств будет тогда информативной, когда согласно п.25 ПБУ23/2011 будут отражены «замороженные» средства, то есть недоступные для использования на отчетную дату. Например, распоряжение средствами в зарубежном филиале может быть ограничено законодательством другого государства.
По мнению автора, вызывает трудности исполнение требований пп.б п.25 ПБУ23/2011.
Сумму денежных потоков, связанных с поддержанием деятельности организации на уровне существующих объемов производства, необходимо отражать отдельно от денежных потоков, связанных с расширением масштабов этой деятельности.
В настоящее время подобная методика разграничения денежных потоков не утверждена. Методика не предполагается простой, и может быть сформирована бухгалтериями различных предприятий совершенно различным образом. А это снизит сопоставимость отчетности различных хозяйствующих субъектов.
Существенным отличием ПБУ23/2011 и МСФО (IAS) 7 является методологический подход к подсчету показателей раздела, характеризующего потоки по текущей деятельности [23, c.53].
МСФО (IAS) 7 допускает применение косвенного метода, при котором прибыль или убыток корректируется с учетом результатов операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных прошлых или будущих денежных поступлений или выплат, возникающих в ходе операционной деятельности, и прочих условий. Этот метод недостаточно ясно и доступно отражает взаимосвязи между денежными, надежными операциями и остатками денежных средств предприятия.
Прямой метод, хотя и поощряется к применению МСФО (IAS) 7, но не является единственно возможным.
В ПБУ23/2011 совершенно логично не предусмотрено применение косвенного метода для отражения операций по движению средств во всем видам деятельности. При использовании национального стандарта бухгалтер переносит данные из регистров по учету денежных средств и их эквивалентов непосредственно в строки отчетности.
Учитывая, национальную особенность к поиску «лазеек» в финансовом законодательстве отметим недостаточную проработанность п.17 ПБУ23/2011. Здесь дается перечень операций с крупными суммами, которые можно отражать свернуто, то есть без разбивки сумм по платежам и поступлениям.
Так, пп.в п.17 предписывает в упрощенном (свернутом) порядке отражать «осуществление краткосрочных (как правило, до трех месяцев) финансовых вложений за счет заемных средств».
Рассмотрим пример. Предприятие получило у физического лица заемные средства в сумме 10 млн. руб.
Средства были в полном размере
вложены в акции другой компании.
По окончании трех месяцев акции были
проданы с доходом в 0,1%, что составляет
10 тыс.руб.
Физическому лицу были возвращены те
же 10 млн. руб.
Свернутый механизм отражения операций
предполагает отражение только одной
суммы - поступление 10 тыс. руб.
Однако, из этих данных собственник не сможет узнать о том, что предприятие провело крупную операцию. И тем более не сможет оценить эффективность сделки. Действовало ли руководство в интересах собственника. Может быть, рыночная цена акции в действительности за 3 месяца возросла более чем на 0,1%. Отчетность частично теряет информативность.
Неоспоримым же достоинством нового ПБУ является решение вопроса об отражении свернутым способом следующих показателей:
суммы налога на добавленную стоимость, полученные или уплаченные в составе платежей контрагентов;
платежи по договорам комиссии и агентским договорам, когда предприятие действует от имени другого лица;
платежи по возмещаемым
коммунальным и транспортным услугам.
В заключении отметим, что между одноименными
ПБУ23/2011 и МСФО (IAS) 7 наблюдается больше
сходства, чем различий. И это тоже положительный
момент для пользователей бухгалтерской
отчетности. Теперь отчетность, составленная
российскими компаниями, будет доступна
для понимания иностранным партнерам,
инвесторам. Российскому бухгалтеру будет
проще ориентироваться при составлении
отчета о движении денежных средств, благодаря
четкому и грамотному изложению стандарта,
приводимым в нем примерам.
Таким образом, мы видим реальные плоды сближения российских и международных стандартов бухгалтерского учета, которые должны выразиться в большей привлекательности национальных компаний для иностранных инверсоров.
Как правило, организация осуществляет свои денежные расчеты со сторонними организациями и учреждениями путем безналичных расчетов через расчетные и/или валютные счета в банках.
Расчетный счет — это
счет, открытый в банке и предназначенный
для хранения рублевых средств организации
и проведения безналичных расчетов
с другими юридическими и физическими
лицами в рамках осуществления предпринимательс
Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в кредитной организации (банке), имеющей право на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц,
Для ведения различного рода безналичных расчетов каждая организация может открывать в банковских учреждениях несколько расчетных, валютных и иных счетов.
Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством РФ.
Для открытия расчетного счета и заключения договора банковского счета организация (юридическое лицо) обязана представить в банк следующие документы:
заявление на открытие расчетного счета;
нотариально заверенную
копию свидетельства о
нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;
лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
нотариально заверенную
копию свидетельства о
карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026, заверенную в установленном порядке;
протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;
копию приказа о назначении главного бухгалтера;
паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.
Из числа перечисленных документов непосредственно для банка оформляются заявление на открытие счета, карточка с образцами подписей и оттиска печати, а также договор банковского счета (бланки договоров выдаются банком). Все остальные документы формируются организацией при ее государственной регистрации.
При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражаются перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и др.
Согласно ст. 86 НК РФ банк
обязан сообщить об открытии или закрытии
банковского счета организации
в налоговый орган в
Движение денежных средств на расчетном счете организации состоит из двух основных стадий:
стадии поступления (зачисления) денежных средств на расчетный счет, в результате чего происходит увеличение суммы денежных средств на расчетном счете организации;
стадии списания (перечисления) денежных средств с расчетного счета, в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном счете организации.
Синтетический учет наличия и движения денежных средств в рублях на расчетном счете организации, открытом в учреждении банка, ведется на активном счете 51 «Расчетные счета».
По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление (зачисление) денежных средств на расчетный счет организации.
По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета организации.
При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.
При осуществлении безналичных расчетов по расчетному счету, как правило, используются платежные поручения.
Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и организацией.
Процесс движения денежных средств на расчетном счете может быть представлен в виде следующей схемы:
Выдача наличных денежных средств по чеку на заработную плату, командировочные расходы, хозяйственные и операционные расходы
Перечисление денежных средств в счет оплаты поставщикам и подрядчикам за приобретенные товары, продукцию, материалы, основные средства и т. д.
Перечисление денежных средств в счет уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Выдача сторонним организациям и физическим лицам займов, перечисление авансов и др.
Перечисление денежных средств в счет возврата полученных ранее кредитов банков и займов и уплаты процентов по ним.
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Выписки банка по расчетному счету выдаются лицам, уполномоченным на их получение руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером [14, c.64].
При списании банком денежных средств организации за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги к выписке банка должны прилагаться мемориальные ордера по списанным суммам.
Выписка банка по расчетному счету представляет собой регистр аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.
При поступлении выписки банка главный бухгалтер (бухгалтер) проверяет правильность записей по расчетному счету на основании приложенных к ней документов.
Выписки банка и документы номеруют таким образом, чтобы на выписке и на документах, прилагаемых к ней, был один и тот же номер.
Затем на выписке бухгалтером проставляется против каждой операции номер корреспондирующего счета для использования на следующих этапах учетной работы.
Если к выписке банка не приложены оправдательные денежно-расчетные документы (платежные поручения, мемориальные ордера банка и т. д.), то указанные в ней суммы запрещается принимать к бухгалтерскому учету,
Выписки из банка должны храниться вместе с платежными документами о поступлении и расходовании денежных средств.
Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76–2 «Расчеты по претензиям»).
Расходы, связанные с оплатой услуг и комиссии банков, отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91–2 «Прочие расходы») в корреспонденции со счетами учета расчетов, например в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В разных банках выписки банка по расчетному счету могут различаться по своему оформлению, так как ЦБ РФ не утверждена единая унифицированная форма выписки, а рекомендована в качестве основы лишь примерная форма выписки из банка, которая названа выпиской из лицевого счета клиента.
Выписка из лицевого счета клиента — это документ, информирующий о текущем состоянии расчетного счета организации.