Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать систему первичного учета на предприятии и разработать пути ее совершенствования.
Основными задачами являются:
1. Раскрыть теоретические основы первичного учета.
2. Представить процесс документирования хозяйственных операций.
3. Описать организацию первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки".
4. Выявить недостатки системы первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки".

Содержание работы

Введение

1. Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций

1.1 Понятие первичного учета

1.2 Стадии учетного цикла, место и роль первичного учета в системе бухгалтерского учета

1.3 Сущность документации как метода бухгалтерского учета, понятие документооборота, его значение и организации

1.4 Первичные документы, их классификация и требования к их оформлению и движению

1.5 Функции первичных документов

2. Организация первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки"

2.1 Характеристика предприятия и учетная политика отражения хозяйственных операций в области документооборота

2.2 Организация первичного учета кассовых операций

2.3 Организация первичного учета труда и заработной платы

2.4 Организация первичного учета долгосрочных и краткосрочных активов предприятия

3. Пути совершенствования первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки"

3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию учета первичной документации на предприятии

3.2 Автоматизация первичного учета

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 186.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1. Теоретические  основы первичного учета и  документирования хозяйственных  операций

 

1.1 Понятие первичного  учета

 

1.2 Стадии учетного цикла,  место и роль первичного учета  в системе бухгалтерского учета

 

1.3 Сущность документации  как метода бухгалтерского учета,  понятие документооборота, его значение  и организации

 

1.4 Первичные документы,  их классификация и требования  к их оформлению и движению

 

1.5 Функции первичных документов

 

2. Организация  первичного учета на предприятии  МАДОУ "Ладушки"

 

2.1 Характеристика предприятия  и учетная политика отражения  хозяйственных операций в области  документооборота

 

2.2 Организация первичного  учета кассовых операций

 

2.3 Организация первичного  учета труда и заработной платы

 

2.4 Организация первичного  учета долгосрочных и краткосрочных  активов предприятия

 

3. Пути совершенствования  первичного учета на предприятии  МАДОУ "Ладушки"

 

3.1 Разработка рекомендаций  по совершенствованию  учета  первичной документации на предприятии

 

3.2 Автоматизация первичного  учета

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

Ведение

 

Эффективная организация системы  первичного учёта становится в настоящее  время насущной проблемой, требующей  если не немедленного, то достаточно оперативного решения. Связано это с тем, что  сегодня значительная часть российских предприятий, пережив все экономические  и политические кризисы и катаклизмы последнего десятилетия и тем  не менее «оставшихся на плаву», перешли к качественно новому этапу своего развития. Накоплен определённый опыт функционирования организаций  в условиях рыночной экономики, при  этом коренным образом изменился  подход к ведению бизнеса.

Необходимость планирования, надлежащего  учёта и контроля всех имеющихся  на предприятии ресурсов наряду с  пониманием того, что деятельность его должна быть прозрачна, обусловили повышение требований к систем, поставляющей оперативную и достоверную информацию для принятия решений. Однако на многих крупных предприятиях потребности  руководства в такой информации не удовлетворяются, что негативно  сказывается на общей эффективности  управления. В этой связи вопросы  реорганизации и модернизации действующих  на предприятии систем первичного, а далее - управленческого и финансового  учёта становятся более чем актуальными.

Следует отметить, что первичный  учёт является базой бухгалтерского учёта, результаты анализа состояния  первичного учёта на 70-80% можно проецировать на систему бухгалтерского учёта  и систему внутреннего контроля на предприятии. Необходимым условием обеспечения высокой эффективности  первичного учёта, является разработка научно-обоснованной методики его организации. Данная проблема тем более актуальна, что до настоящего времени отсутствует  достаточная научно - практическая база по предмету исследования, теоретически не обобщены вопросы организации  первичного учёта.

Цель данной работы - проанализировать систему первичного учета на предприятии и разработать пути ее совершенствования.

Основными задачами являются:

1. Раскрыть теоретические основы первичного учета.

2. Представить процесс документирования  хозяйственных операций.

3. Описать организацию первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки".

4. Выявить недостатки системы  первичного учета на предприятии  МАДОУ "Ладушки".

5. Предложить мероприятия по  совершенствованию первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки".

Объектом исследования в работе является МАДОУ "Ладушки". Предметом исследования является система первичного учета на предприятии.

Теоретической основой настоящей  работы послужили научные труды  отечественных и зарубежных учёных в области аудита, первичного учёта, документоведения, делопроизводства, бухгалтерского (финансового, управленческого) учёта, экономики предприятия: Е.М. Гутцайта, Монтгомери, В.И. Подольского, А.Д. Шеремета и др., а также материалы научных  периодических изданий по изучаемой  проблематике.

Кроме того, работа базируется на изучении и анализе законодательных актов  и нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность и определяющих правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

 

1. Теоретические  основы первичного учета и  документирования хозяйственных  операций

 

1.1 Понятие первичного  учета

 

Первичный учет представляет собой единый, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накапливания, хранения информации, а в условиях автоматизированных систем управления - ее передачи и первоначальной обработки. При этом под первоначальной обработкой информации понимается дифференцированное накапливание количественных данных по определенному комплексу признаков, характеризующих хозяйственные операции, производственные явления и процессы. [11; с.39].

 Первичный учет является  начальной стадией системного  восприятия и регистрации отдельных  операций, связанных с хозяйственными  процессами и явлениями.

Для сплошного и непрерывного отражения  объектов бухгалтерского учета необходимо прежде всего фиксировать каждую хозяйственную операцию. С этой целью  применяется элемент метода бухгалтерского учета - документация - основной способ бухгалтерского наблюдения за хозяйственной деятельностью организаций, ее первичного контроля. Каждая операция, независимо от объема и содержания, в момент ее совершения оформляется документом и является первым этапом учета.

Документ (от лат. documentum - поучительный пример, свидетельство, доказательство) представляет собой письменное доказательство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции, право на его совершение. [11 с.16].

Первичный документ - это бухгалтерский документ, который составляется в момент совершения хозяйственной операции и является первым свидетельством происшедших фактов. [31; с.24].

 Первичный документ подтверждает  юридическую силу произведенной  хозяйственной операции и устанавливает  ответственность отдельных исполнителей  за выполненные ими хозяйственные  операции.

Документация служит основанием для  последующих бухгалтерских записей  и обеспечивает точность, достоверность  и бесспорность учетных показателей, а также возможность их контроля.

Документы являются средством, при  помощи которого осуществляется сама финансово-хозяйственная деятельность. Они используются для оперативного руководства и управления организацией.

Документы имеют правовое значение, они используются в качестве доказательства при спорах между организациями  и лицами. Только правильно и своевременно оформленные документы имеют  доказательную силу в арбитраже  и судебных инстанциях.

Документы имеют контрольное значение, так  как дают возможность контролировать сохранность ценностей, предупреждать  случаи хищения. Большое значение имеют  документ при проведении документальных ревизий, аудиторских проверок финансово-хозяйственной  деятельности организации. Документы  используют, анализируя результаты работы организации. Именно документ является основой информационной системы  организации, которая используется в управлении.

 

1.2 Стадии учетного цикла,  место и роль первичного учета  в системе бухгалтерского учета

 

Целью предпринимательской деятельности является обеспечение общественных потребностей и извлечение дохода. В производственном предприятии  данная цель реализуется в производственно-хозяйственном  процессе. Производственно - хозяйственная деятельность предприятия складывается из отдельных хозяйственных операций по заготовлению сырья и материалов, выпуска готовой продукции, реализации её потребителям, выплате заработной платы, и т.д. Совершаемые хозяйственные операции отличаются друг от друга по содержанию, продолжительности совершения, техническим средствам, используемым при их выполнении, и по целому ряду других признаков. Однако все они взаимосвязаны и представляют собой составные элементы единого хозяйственного процесса.

Задачей бухгалтерской службы предприятия  является обеспечение формирования полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и  финансовых результатах деятельности субъекта, необходимой для оперативного руководства и управления, а также  для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, государственными органами, банками  и иными заинтересованными лицами.

При организации бухгалтерского учета  на предприятии следует определиться с учетной политикой.

Учетная политика представляет собой  совокупность способов для ведения  учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами.

Для формирования учетной политики в организации создается комиссия из числа бухгалтеров, финансистов, юристов и других работников компетентных служб. Комиссия призвана сформировать политику в части выбора наиболее приемлемых способов ведения бухгалтерского учета и исходных положений. Сформированная учетная политика утверждается внутренним документом - приказом или распоряжением, а затем в соответствии с избранной учетной политикой разрабатываются должностные инструкции, положения, схемы документооборота.

При ведении бухгалтерского учета  субъектом должны быть обеспечены:

  • неизменность принятой учетной политики в отражении отдельных хозяйственных операций и оценки активов и обязательств в течение отчетного периода;
  • полнота отражения в учете всех осуществленных за отчетный период хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на начало каждого месяца. [29; с.48].

В результате своей деятельности любое  предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает  те или иные решения. Практически  каждое такое действие находит отражение  в бухгалтерском учете, который  в свою очередь, состоит из различных  видов работ, подразделяющихся на операции, основанные на методических и технических  приемах.

Документирование выполняет важную функциональную роль в системе экономической  информации. Методологически и организационно оно является неотъемлемым элементом  всей системы бухгалтерского учета  и выступает начальным этапом учетного процесса, что обуславливает  его органическое единство с учетными регистрами и финансовой отчетностью  на завершающем этапе учетного процесса.

В учетном процессе следует различать  четыре стадии. На первой - регистрируют и измеряют учетные данные; на второй - систематизируют их и обобщают в учетных документах; на третьей - объединяют сведения воедино для  подготовки отчетности; на четвертой  стадии обобщают и анализируют данные.

Исходный объект организации процесса учета - учетная номенклатура (от латинского "nomenklatura" - совокупность или перечень названий терминов, употребляющихся в какой-либо отрасли науки). В бухгалтерском учете под учетной номенклатурой понимают состав названий хозяйственных фактов (явлений и процессов) - это характеристики состояния объектов учета (активы, имущество по форме функционирования), пассивы (обязательства и капитал), хозяйственные процессы, а также результаты деятельности, которые должны быть отражены в системе учета.

В учетной науке издавна существуют чисто теоретические основы и  технологические приемы учета. Исходя из теории главы венецианской школы  учета Фабио Беста (1845 - 1923 гг.) можно провести разграничение учета по времени его проведения.

В состав объектов учета в каждом периоде учетного процесса определяется содержанием хозяйственной деятельности конкретного субъекта и объектами информации. Важную роль в организации учета играет однотипность многих бухгалтерских процедур.

К совокупности правил и технических  приемов бухгалтерского учета, при  помощи которых обеспечивается взаимодействие основных элементов учетной системы, можно отнести: первичное наблюдение; стоимостное измерение; текущую  группировку; итоговое обобщение.

В практике хозяйствования перечисленные  приемы реализуются по-разному.

Первоначальная стадия (этап) учетного процесса, на которой производятся наблюдение, измерение и фиксация результатов в носителе учетной  информации, называется первичным учетом. В общем виде он представляет собой повторяющийся во времени организованный процесс сбора, регистрации, накапливания и хранения информации; в условиях автоматизации - ее передачу в компьютерные носители и первоначальную обработку.

Первичный учет являет собой полноценную  составляющую бухгалтерского и управленческого  учета. В теории бухгалтерского учета  традиционно первичный учет представлен  как начальная стадия учетного процесса, которая включает в себя "документирование операций... (т.е. наблюдение, измерение  и запись операций в документах), представление, обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив". С другой стороны, многие специалисты определяют первичный учет как самостоятельную систему, которая требует надлежащей организации и имеет свои законы, особенности и связи - внутренние и внешние. В качестве примера можно привести определение первичного учета, а именно: "первичный учет представляет собой единую, повторяющуюся во времени, организованную систему сбора, измерения, регистрации, накапливания информации, а в условиях автоматизированных систем управления - её передачи и первоначальной обработки".

Информация о работе Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций