Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать систему первичного учета на предприятии и разработать пути ее совершенствования.
Основными задачами являются:
1. Раскрыть теоретические основы первичного учета.
2. Представить процесс документирования хозяйственных операций.
3. Описать организацию первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки".
4. Выявить недостатки системы первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки".

Содержание работы

Введение

1. Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций

1.1 Понятие первичного учета

1.2 Стадии учетного цикла, место и роль первичного учета в системе бухгалтерского учета

1.3 Сущность документации как метода бухгалтерского учета, понятие документооборота, его значение и организации

1.4 Первичные документы, их классификация и требования к их оформлению и движению

1.5 Функции первичных документов

2. Организация первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки"

2.1 Характеристика предприятия и учетная политика отражения хозяйственных операций в области документооборота

2.2 Организация первичного учета кассовых операций

2.3 Организация первичного учета труда и заработной платы

2.4 Организация первичного учета долгосрочных и краткосрочных активов предприятия

3. Пути совершенствования первичного учета на предприятии МАДОУ "Ладушки"

3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию учета первичной документации на предприятии

3.2 Автоматизация первичного учета

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 186.41 Кб (Скачать файл)

Каждая организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и  других особенностей деятельности.

Положения ПБУ 1/2008 распространяются:

  • в части формирования учетной политики - на организации, независимо от организационно-правовых форм;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

При разработке учетной политики организация  имеет право определить политику в области методов списания сырья, материалов и хозяйственного инвентаря  в производство, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов  формирования ремонтных и страховых  фондов и т.д.

Основными задачами учетной политики организации являются формирование набора четких инструкций, положений  и методов, которые позволят упорядочить, унифицировать (насколько это возможно), регламентировать основные участки учета в организации, создать единую схему документооборота, систему оценки активов организации, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение организации. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации.

Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем  организации. Основным требованием, предъявляемым  к принятой в организации учетной  политике, является то, что она не должна противоречить принятым нормативным  актам Российской Федерации.

В учетной политике утверждаются:

  • выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На выбор способов ведения бухгалтерского учета влияют:

  • правовой и организационно-экономический статус (форма собственности, отрасль и вид деятельности, организационно-правовая форма, размеры организации);
  • особенности деятельности (производственные, коммерческие, финансовые, управленческие);
  • текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, осуществление инвестиционных программ, укрепление конкурентных позиций на рынке и т.д.);
  • хозяйственная ситуация (развитость инфраструктуры рынка, состояние законодательства, благоприятность инвестиционного климата и др.);
  • кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, степень понимания стоящих перед ним задач и др.).

При формировании учетной политики организации необходимо придерживаться следующих требований и правил:

1) организация должна выбрать  лишь один способ ведения учета  из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому  учету в Российской Федерации.  Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не  установлены способы ведения  бухгалтерского учета, то при  формировании учетной политики  организация самостоятельно разрабатывает  соответствующий способ исходя  из положений по бухгалтерскому  учету;

2) выбранный способ ведения учета  должен устанавливаться организацией  во всех его структурных подразделениях, независимо от места их расположения  и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной головной организацией;

3) при ведении бухгалтерского  учета организация должна обеспечивать: соблюдение в течение отчетного  периода принятой учетной политики (методов ведения учета) отражения  отдельных хозяйственных операций  и оценки имущества, определяемых  исходя из правил, установленных  законодательством, и условий  хозяйствования. Значит, принятые правила  должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и ни  в коем случае не могут изменяться  в течение отчетного года;

4) данные правила должны быть  закреплены соответствующим внутренним  документом (приказом руководителя  организации, утверждающим Положение  об учетной политике);

5) в случае, когда организация  не может сформировать достоверную  информацию об объектах исходя  из установленных правил бухгалтерского  учета, это (с соответствующим  обоснованием) должно быть отражено  в пояснительной записке.

Выбор конкретного варианта учета  должен быть определен в соответствии с его выгодой для деятельности организации, учитывая при этом объем  учетной работы (требование рациональности - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации).

Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и  оформить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

В МАДОУ "Ладушки" разработано и используется Положение об учетной политике. Оно включается в себя следующие моменты:

1. Общие положения.

2. Виды деятельности.

3. Инвентаризация имущества и  обязательств.

4. Учет основных средств.

5. Учет материально - производственных  запасов.

6.  Учет доходов.

7. Учет целевого финансирования.

8. Доходы от коммерческой деятельности.

9. Учет расходов.

10.  Учет финансового результата.

11. Учет займов, кредитов и затрат  на их обслуживание.

12. Учет расчетов по налогу  на прибыль.

13.  Финансовая (бухгалтерская) отчетность  учреждения.

14. Изменение учетной политики.

Более подробно каждый раздел представлен  в Положении об учетной политике в приложении Г.

 

2.2 Организация первичного  учета кассовых операций

С начала этого года кассовые операции необходимо осуществлять в новом  порядке.

Центральный банк России 12 октября 2011 года утвердил Положение о порядке  ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ № 373-П (далее – Положение № 373-П). Документ вступил в силу с 1 января 2012 года и определяет порядок  ведения кассовых операций с наличными  деньгами на территории Российской Федерации  в целях организации на ней  наличного денежного обращения. Оно распространяется на:

  • юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет; 
  • организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения; 
  • физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть на индивидуальных предпринимателей. В определенных случаях Положение № 373-П является руководством к действию для получателей бюджетных средств. 

Отметим, что Порядок ведения  кассовых операций в Российской Федерации, который утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40, распространяется на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. Как видим, индивидуальные предприниматели в нем не упомянуты.

Согласно Положению № 373-П, кассовые операции – прием и выдачу наличных денег производят из кассы. Место  для их проведения (то есть место  расположения кассы) теперь определяет руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель (далее – руководитель).

В соответствии с требованиями старого  порядка, оборудовать кассу (изолированное  помещение, предназначенное для  приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность  денег в ее помещении, а также  при доставке их из учреждения банка  и сдаче в банк было обязанностью руководителя предприятия. В Положении  № 373-П такая обязанность прямо  не прописана. В нем лишь указывается  на обеспечение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем организации  ведения установленных кассовых операций.

Таким образом, оборудовать помещение  кассы в 2012 году организации и  индивидуальные предприниматели могут  по своему усмотрению.

Кассовые операции ведет кассир – кассовый или иной работник, определенный руководителем из числа имеющихся  тружеников. Со своими должностными правами  и обязанностями кассир должен ознакомиться под роспись. При наличии нескольких кассиров выбирается старший кассир.

В отличие от старого порядка  в Положении № 373-П прописано, что руководитель также вправе проводить  кассовые операции.

Обратите внимание, что в новом  порядке ведения кассовых операций, в отличие от старого, ни чего не говорится о заключении с кассиром договора о полной материальной ответственности. Однако отметим, что заключение письменных договоров о полной материальной ответственности с работниками, непосредственно обслуживающими (использующими) денежные ценности, регламентировано положениями статьи 244 Трудового кодекса.

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с  которыми работодатель может заключать  письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу  вверенного имущества, а так же типовые  формы договоров о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден  постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. В этом перечне содержатся кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а так  же другие работники, выполняющие обязанности  кассиров (контролеров).

Формы кассовых документов содержатся в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93. Он утвержден постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.

Как и раньше, кассовыми документами  являются приходный и расходный  кассовые ордера, расчетно-платежная  ведомость, платежная ведомость, кассовая книга.

Приходный кассовый ордер (далее –  ПКО) предназначен для приема наличных денег организацией и индивидуальным предпринимателем. По ПКО так же принимаются:

  • остаток наличных денег, полученных под отчет;
  • наличные деньги, сдаваемые уполномоченным представителем обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом.

Расходный кассовый ордер (далее –  РКО) служит для выдачи наличных денег  под отчет на расходы, связанные  с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Выдача наличных денег в виде заработной платы, стипендий и других выплат проводится по РКО, расчетно-платежным  ведомостям, платежным ведомостям.

Для учета поступающих в кассу  и выдаваемых из нее наличных денег  ведут кассовую книгу.

В отличие от ранее действующего порядка в Положении № 373-П упоминается о ведении книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств (далее – книга учета денежных средств). Так, в ней отражаются операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня. Записи в эту книгу вносятся в момент передачи наличных денег.

Однако в Положении № 373-П  ничего не говорится о ведении  журнала регистрации ПКО и  РКО. Напомним, что, согласно старому  порядку, в этом журнале подле- жат  регистрации бухгалтерией приходные  и расходные кассовые ордера или  заменяющие их документы до передачи в кассу.

Оформлять кассовые документы, в соответствии с Положением № 373-П, могут следующие  лица:

  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер или другой работник, определенный руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при его наличии) путем издания распорядительного документа;
  • руководитель – в случае, если отсутствует главный бухгалтер и бухгалтер.

Основанием для оформления кассовых документов служат:

  • расчетно-платежные ведомости;
  • платежные ведомости;
  • заявления;
  • счета;
  • другие документы.

Информация о работе Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций