Теоретические основы учета материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 09:07, реферат

Описание работы

Цель работы – теоретическое и практическое рассмотрение вопросов бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить методологические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов;
посмотреть как ведется учет материально- производственных запасов на данном предприятии.
разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета материально-производственных запасов на анализируемом предприятии.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 137.45 Кб (Скачать файл)

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов, цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица [4 с. 254–259].

 

    1. Организация складского учета материально- производственных запасов

Одним из важнейших условий бесперебойной работы организаций всех отраслей народного хозяйства является правильная организация складского хозяйства. От того, как налажено складское хозяйство, во многом зависит рациональное использование материально-производственных ресурсов, повышение производительности труда, рентабельности производства и качество готовой продукции.

Основное назначение складов - хранение материально-производственных запасов (МПЗ). Кроме того, на складах выполняются работы, связанные с подготовкой материалов к производственному потреблению и доставке их непосредственным потребителям (цехам, отделам, стройкам, покупателям и др.). Потери материалов при хранении и производстве погрузочно-разгрузочных работ оказывают влияние на увеличение себестоимости продукции, работ и услуг, а также создают условия для безнаказанного хищения имущества.

По характеру деятельности (назначению) склады промышленных организаций могут быть материальные и внутрипроизводственные (межцеховые или внутрицеховые). На материальных складах хранятся материальные запасы, предназначенные для обеспечения непрерывного и бесперебойного процесса. Работа этих складов строится с учетом требований производственного процесса и обеспечения его материалами. От четкой работы складов в значительной степени зависит успех работы организации, развитие производства, выполнение производственных заданий. К внутрипроизводственным складам относятся межцеховые и внутрицеховые склады, на которых сосредоточиваются МПЗ, а также межоперационные заделы для текущего обслуживания рабочих мест и бесперебойного выполнения сменно-суточных заданий и графиков производства.

По виду и характеру хранимых МПЗ склады организаций делятся на универсальные и специализированные.

Универсальные склады приспособлены для хранения самых различных видов материальных ценностей. К ним относятся центральные материальные склады, предназначенные для хранения различных материалов производственного и хозяйственного назначения.

Специализированные склады предназначены для хранения определенных видов материалов. К этим складам относятся склады черных металлов и металлоизделий, цветных металлов и их сплавов, лакокрасочных материалов, ГСМ, древесных и строительных материалов, электроизделий и других материалов.

Важным вопросом организации складского хозяйства на предприятии является правильное размещение их на территории этой организации. В любой производственной организации существует технологическая связь между отдельными складами и цехами-потребителями материально-производственных запасов. Кроме центральных складов, в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие роль промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.

Склады должны быть оборудованы специальными устройствами для хранения материалов (стеллажами, бункерами, резервуарами), обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой. К оборудованию для хранения материалов предъявляются следующие требования:

- для обеспечения сохранности  материальных ценностей необходимо  каждую марку, сорт и размер  того или иного материала хранить  в соответствующем стеллаже, бункере и т.д.; в одной ячейке стеллажа, бункера нельзя хранить два и более сортов и марок материалов, потому что это осложняет отпуск материалов, вызывает его порчу и пересортицу, а также усложняет проведение инвентаризаций, что снижает их оперативное и контрольное значение;

- оборудование должно  позволять укладывать материал  с одной стороны, а отпускать - с другой, обеспечивая при этом  бесперебойность поступления и  отпуск материалов;

- при организации складирования  материалов необходимо стремиться  к тому, чтобы обеспечивалась  удобная укладка и выемка материалов  из стеллажей или других приспособлений, что позволит с наименьшими  трудовыми и временными затратами  проводить выборочные инвентаризации  и внезапные проверки;

- важно обеспечивать максимальное  использование площади и объема  склада, стеллажа или другого  устройства для хранения;

- размеры ячеек и стеллажей  должны соответствовать габаритам  материалов, способам их укладки (на полках стеллажа, поддонах) и  принятой организации и механизации (автоматизации) внутри складских  работ.

Правильное хранение материалов на складе и последующее быстрое их нахождение при отпуске предполагает их размещение по сортам, размерам и даже партиям поступления. Для обеспечения этого условия необходимо для каждого сорта и размера материала иметь определенное место хранения: стеллаж, полку, ячейку, ящик и т.д., укладывая наиболее ходовые материалы ближе к входу или выходу. Материалы однородные, но поступившие на склад в разные сроки, надо размещать рядом, но таким образом, чтобы ранее поступившие материалы можно было отпускать в первую очередь. Важно обеспечить отпуск материалов в порядке их поступления на склад. Для этого рекомендуется применять гравитационные стеллажи, которые обеспечивают поточность перемещения в них материалов.

Условия и техника хранения материалов зависят от их физико-химических свойств. Очень многие материалы близки по своим физико-химическим свойствам, поэтому условия и техника их хранения могут определяться применительно не только к отдельным видам материалов, но и к их группам.

При определении условий хранения материала следует учитывать длительность хранения его на складе. В зависимости от продолжительности нахождения материалов на складе различают долгосрочное и краткосрочное хранение.

К краткосрочному хранению можно отнести материалы текущего запаса, а к долгосрочному хранению - материалы специального, неснижаемого, резервного запасов.

В большинстве организаций текущий запас на материальных складах не превышает 30-45 дней.

Для обеспечения правильного хранения МПЗ требуется организовать правильный учет их на складе. Основная задача учета материалов на складах обеспечить их сохранность.

Материально-производственные запасы поступают на склад организации от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материальные ценности за наличные деньги, в результате списания пришедших в негодность основных средств. Материалы поступают на склады организации как от одногородних, так и иногородних поставщиков. В первом случае доставка их на склады производится обычно автомобильным транспортом организации или поставщика. Во втором случае материалы чаще поступают по железной дороге группами вагонов, одиночными вагонами, в контейнерах и мелкими отправками через грузовой двор станции. Согласно Уставу железных дорог станция назначения груза обязана уведомить грузополучателя о прибытии груза не позднее 12 часов следующего дня. Поданные на склад вагоны под разгрузку осматриваются работниками транспортной группы и склада: проверяется целостность стен, пола, крыши и наличие пломб. Пломбы должны соответствовать данным, указанным в вагонном листе и накладной, правильно навешены и иметь ясный отпечаток.

Материалы, поступающие в открытом подвижном составе, сверяются с данными, содержащимися в накладной. Если материал перевозился навалом или насыпью, то проверяется равномерно ли он лежит на открытом подвижном составе и нет ли следов утери или хищения. При наличии какого-нибудь дефекта приемщик вправе требовать контрольного взвешивания и составления акта. Порядок приемки материалов, прибывших в вагонах или контейнерах, зависит от того, за чьими пломбами они поступили. Если материал прибыл за пломбой станции отправления, то он принимается в присутствии весовщика станции по количеству мест. Если материал прибыл в исправном состоянии, а недостача веса не превышает установленных норм естественной убыли при перевозках, акт не составляется, а недостача веса отмечается в железнодорожной накладной. Материал может поступать на склад и за пломбами отправителя. При этом если вагон и пломбы исправны, необходимо требовать от станции назначения отметки на обороте накладной о выдаче груза без проверки веса. Снятые с таких вагонов пломбы следует сохранять до момента приемки и оприходования материала. Если при приемке выявляется расхождение между данными поставщика и фактическим количеством прибывшего материала, то приемный акт составляется при участии представителя государственной экспертизы или незаинтересованной организации, и к акту прилагаются снятые с вагона пломбы.

Началом приемки считают день поступления материалов на склад. Своевременная приемка материалов обеспечивает правильное ведение учета и отчетности, предъявление претензий поставщику, если поступившие материалы ненадлежащего качества или по количеству не соответствуют сопроводительным документам. Чем скорее поступивший материал будет принят на учет, тем меньше возможностей для его порчи и хищений.

Установлены конкретные сроки для предъявления претензии поставщику в случае недостатков, выявленных при приемке материалов. Несоблюдение этих сроков может вызвать убытки, так как претензия не будет удовлетворена поставщиком.

Количественная приемка материалов на складах организации заключается в проверке соответствия поступившего материала данным, указанным в счете-фактуре поставщика или железнодорожной накладной, спецификации, описи, упаковочных ярлыков и др., а также условиям договора. Отсутствие указанных документов или некоторых из них не приостанавливает приемки, и составляется акт о фактическом наличии. В этих случаях в акте делается отметка об отсутствии документов.

Если при приемке материалов на складе получателя будет обнаружено несоответствие веса нетто или количества товарных единиц с данными, указанными в сопроводительных документах, получатель приостанавливает вскрытие остальных мест и вызывает представителей поставщика. В случае неявки их в установленные сроки заведующий складом (кладовщик) проводит дальнейшую проверку в присутствии представителей незаинтересованной организации и составляет акт, который подписывается всеми присутствующими.

Количественную приемку штучных и весовых материалов следует производить одновременно с их выгрузкой для сокращения объема складских работ и ускорения процесса приемки. При приемке штучных материалов, упакованных в ящики, подсчитывается количество мест, взвешивается каждое место и выборочно или каждое место распаковывается для определения в нем количества материалов. При подсчете количества мест и определении веса каждого места следует обращать внимание на маркировку, имеющуюся на таре. Эта маркировка содержит номер партии, количество мест в партии и вес данного места (ящика, тюка и т. п.). Количественная приемка МПЗ должна проводиться в соответствии с инструкцией "О порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству".

Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов, которым предусматриваются порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверка показателей. При использовании в организации количественно-суммового метода учета материалов одновременно на складе и в бухгалтерии ведутся регистры количественно-суммовой формы (карточки аналитического учета, оборотные ведомости) в разрезе номенклатурных номеров. В конце месяца проводится взаимосверка данных склада и бухгалтерии.

Все перечисленные документы на поступление и расход материалов используются прежде всего для ведения оперативного учета материалов работниками складов. На каждый номенклатурный номер материальных ценностей имеется карточка количественного складского учета.

Верхняя часть карточки (сведения о самом материале, норма запаса, цена за единицу) заполняется бухгалтером материальной группы. Нижняя часть предназначена для отражения текущего движения материала в натуральном выражении на основе первичных документов. Карточки регистрируются и под расписку выдаются кладовщику.

Периодически, но не реже одного раза в десять дней, бухгалтер материальной группы принимает по реестру первичные документы на приход и расход материалов, проверяет соответствие записей в карточках содержанию документов и ставит в графе "Контроль" дату проверки и подпись.

При таком порядке ведения карточек складского учета материалов и контроля за записями в них данные оперативного учета приобретают бухгалтерскую достоверность и в дальнейшем процессе учета материалов могут использоваться в качестве регистров аналитического учета движения материалов.

Сама картотека на складе строится в порядке балансовых счетов, однородных групп материалов, а внутри них - по номенклатурным номерам. Записи в карточках ведут только работники складов, которые осуществляют оперативный учет. Остатки на 1-е число каждого месяца переносятся из карточек в сальдовую книгу или ведомость, таксируются по учетной цене и подсчитываются по укрупненным группам материалов, складам и балансовым счетам.

, дополнительных подсчетов  и т. д.

В установленные сроки заведующий складом передает все приходные документы склада в бухгалтерию организации по реестру формы N М-13 "Реестр приемки-сдачи документов", выписанному в двух экземплярах. Первый экземпляр с приложением оправдательных документов остается в бухгалтерии, второй (с распиской бухгалтера о количестве принятых приходных и расходных документов) - у заведующего складом. Как правило, документы передаются ежедневно, но не реже одного раза в неделю. В организациях малого и среднего бизнеса, где документооборот незначителен, документы передают в бухгалтерию подекадно или два раза в месяц.

Для удобства группировки первичных документов можно передачу приходных и расходных документов фиксировать в отдельных реестрах. Реестры на сдачу документов в этом случае нумерует заведующий складом нарастающим итогом с начала года: в реестрах на сдачу приходных документов проставляет нечетные номера (01, 03, 05 и т.д.), на сдачу расходных документов - четные (02, 04, 06 и т.д.). В реестрах номера документов должны быть сгруппированы по субсчетам, а в разрезе субсчетов - по источникам получения (от поставщиков, подотчетных лиц, по договорам дарения и безвозмездно, от списания основных средств и т.д.) и направлениям расхода - изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, ремонт основных средств, общепроизводственные и общехозяйственные цели, реализация, безвозмездная передача и т. д.

Информация о работе Теоретические основы учета материально-производственных запасов