Теоретические основы учета материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 09:07, реферат

Описание работы

Цель работы – теоретическое и практическое рассмотрение вопросов бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить методологические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов;
посмотреть как ведется учет материально- производственных запасов на данном предприятии.
разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета материально-производственных запасов на анализируемом предприятии.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 137.45 Кб (Скачать файл)

Списание удобрений производится на основании акта об использовании минеральных органических и бактериальных удобрений и гербицидов (форма 206-АПК), составленного агрономом либо бригадиром после завершения работ, но не позднее окончания месяца. Акт утверждается руководителем организации или по его поручению главным агрономом.

Аналитические счета открываются по видам и наименованиям удобрений. Учитываются удобрения в физической массе с указанием содержания действующего вещества в местах хранения в книге складского учета (карточках складского учета), а в бухгалтерии - в ведомости остатков сырья, материалов, топлива, запасных частей и прочих материальных ценностей, в которой отражаются не только количественные, но и стоимостные показатели.

Синтетический учет минеральных и органических удобрений ведется на субсчете 10-13 «Удобрения».

 

 3. 7. Инвентаризация материалов: порядок проведения и отражения в бухгалтерском учете

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности предприятие обязано проводить инвентаризацию материальных ценностей. Количество инвентаризаций, даты их проведения и перечень ценностей, проверяемых при них, устанавливаются предприятием. Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией в присутствии материально ответственного лица. До начала инвентаризации материально ответственное лицо обязано сделать все записи в карточках складского учета материалов, сдать в бухгалтерию все приходно-расходные документы и дать расписку об этом в инвентаризационной описи. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.)

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается, и комиссия переходит для работы в следующее помещение. [1]

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносят в отдельную опись, в которой указывают дату поступления, наименование поставщика, дату и номер приходного документа, наименование, количество, цену и сумму, одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера в процессе инвентаризации ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносят в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации», которая оформляется по аналогии с документами на поступившие ценности во время инвентаризации. В расходных документах делают отметку за подписью председателя или члена комиссии.

После составления описей бухгалтерия проставляет в них цены, производит таксировку и запись фактических остатков ценностей по учетным данным. На выявленные расхождения в остатках составляются сличительные ведомости. Инвентаризационная комиссия получает объяснения по расхождениям от материально ответственных лиц и формирует свои рекомендации о порядке их регулирования. Они утверждаются руководителем предприятия и отражаются в бухгалтерском учете:

1. При наличии излишков и недостач  ценностей по одному и тому  же наименованию у одного и  того же материально ответственного  лица за один и тот же  период предприятия может произвести  взаимный их зачет как пересортицу (например, списать недостачу краски  красного цвета за счет излишка  краски синего цвета).

2. в остальных случаях излишки  приходуются по дебету счета 10 и кредиту и кредиту счета91;

3. На сумму недостач дебетуют  счет 94 и кредитуют счет 10, причем  на дебет счета 94 относят и  суммы налога на добавленную  стоимость, приходящиеся на недостачи  материалов (Дт94 Кт 19,68). После этого:

- недостачи в пределах норм  естественной убыли списываются  распоряжением руководителя предприятия  на издержки производства проводкой  Дт 25,26 Кт94,

- недостачи сверх норм естественной  убыли:

- относятся на виновных лиц  проводкой Дт 73 Кт 94, а если взыскание  производится по рыночной стоимости, то дополнительно составляется  проводка Дт 73 Кт 98 на разницу  между суммой, взыскиваемой с  виновного лица, и суммой списанной  со счета 94; погашение долга виновных  лиц отражается проводкой Дт 50, 70 Кт 73 и одновременно производится  списание части разницы между  суммой взыскания и балансовой  стоимостью недостачи со счета 98 проводкой Дт 98 Кт 91.

- при отсутствии виновника или  отказе судом о взыскании материального  ущерба недостачи списываются  на финансовые результаты Дт 91 Кт 94 вместе с восстановленным  НДС.

Кроме того, недостачи материалов могут выявляться при приемке материалов, получаемых от поставщиков, - в этом случае на основании акта о приемке материалов предъявляется претензия поставщику, что отразится проводкой Дт 76-2 Кт 60. Погашение претензии отразится в учете в зависимости от способа погашения: при получении недостающих материалов Дт 10 Кт 76-2; при возврате денег - Дт 51 Кт 76-2 и т.д. [1]

3.8. Раскрытие информации  о материально- производственных  запасах в бухгалтерском учете.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

При использовании оборотных ведомостей используют два варианта учета материалов:

1. При первом  варианте в бухгалтерии открывают  на каждый вид и сорт материалов  карточки аналитического учета, в которых записывают на основании  первичных документов операции  по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от  карточек складского учета лишь  тем, что учет материалов в  них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым  данным всех карточек составляют  количественно - суммовые оборотные  ведомости материалов по каждому  складу и подразделению. В каждой  оборотной ведомости выводят  итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу или подразделению.

На основании указанных оборотных ведомостей составляют сводную оборотную ведомость, в которую переносят итоги указанных оборотных ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяют с данными синтетического учета.

2. При втором  варианте все приходные и расходные  документы группируют по номенклатурным  номерам. В конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные, о поступление и расходе каждого вида материалов, записывают в оборотные ведомости, составленные в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных ведомостей составляют сводные оборотные ведомости.

При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки работник бухгалтерии проверяет запись в карточках складского учета материалов и поддерживает своей подписью. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в сальдовую ведомость (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визитирования работником бухгалтерии передает сальдовую ведомость в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

На основании указанных сальдовых ведомостей составляют сводную сальдовую ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам, складам, подразделениям.

Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяют с данными синтетического учета материалов.

Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу отдельно по приходу и расходу материалов, и учет в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.

Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяют с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Учет сырья и материалов, средств защиты растений и животных.

 

За сентябрь произошли следующие хозяйственные операции:

  1. По лимитно- заборной карте №120 на выдачу минеральных удобрений на 1 сентября со склада №2 (зав. Складом Скотникова М. В.) отпущено удобрения через рабочего Березкина Н. С. Для внесения их под озимые зерновые урожая будущего года в бригаде №1 отделения №2. Лимит выдачи: суперфосфата 370 ц, калия хлористого  - 200 ц, сульфата аммония 240 ц. Удобрения отпускались : суперфосфат – 1.09. – 60ц, 5.09 -90 ц, 10.09 – 50, 12.09 – 70, 13.09. – 25, 14.09. – 50, 15.09.- 25; калий- 5.09. – 50,10.09.- 50, 13.09- 75, 15.09. – 25; сульфат аммония 1.09.- 50, 5.09.- 100, 12. 09. -60, 15.09.- 30 ц,
  2. По накладной №130  (внутрихозяйственное назначение) 12 сентября 200_г. со склада №2 отпущено в бригаду №2 отделения №2 для подкормки культурных сенокосов суперфосфат в количестве 80 ц. через рабочего Костина Н. Г.
  3. Выданные по лимитно-заборной карте №120 и накладной №130 удобрения списаны по акту №24 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов от 18 сентября 200_г., удобрения внесены первый раз перед посевом в неорошаемую почву в отделении №2 на полях №6 и 8 на площади 310 га. Произведена также подкормка культурных сенокосов на площади 300 га. Процент содержания действующего вещества :  суперфосфат – 45, калий – 40, сульфат аммония – 20.5

Требуется

    1. Заполнить соответствующие первичные документы по учету удобрений.
    2. Записать остатки на 1 сентября 200_г. по счету 10/2 журнал – ордер №10 АПК и ведомость №46 АПК  по учетной стоимости – 86543 руб. отклонение – 4261 руб. фактическая стоимости – 90804 руб.
    3. Составить журнал- ордер №10 АПК и ведомость №46 АПК. Подсчитать итоги и вывести остаток на 1 октября .

Движение материалов за сентябрь

    1. По счету – фактуре №039 от 5 сентября и приемному акту №150 получены на склад №2 от Новомосковского химического комбината минеральные удобрения на сумму по учетной стоимости – 3740 руб. отклонение – 374. Руб.
    2. По счету- фактуре №246 от 27 сентября и приемному акту №202 получены на склад №2 от Алексеевской ветеринарной станции медикаменты по учетной стоимости на сумму 50 руб.
    3. По накладным №55-59 за сентябрь поступили на склад №2 из картонажной мастерской пакеты бумажные 150 тыс. штук на сумму 4350 руб.
    4. На основании ведомости распределения на счета затрат заработной платы и начислений на нее было начислено рабочим, занятым на перевозке минеральных удобрений, 50 руб, ФСС (4.4%)- 2 руб. 20 коп., в резерв предстоящих расходов  (5.6%) – 2 руб. 80 коп.
    5. На основании накопительной ведомости  учета работы грузового автотранспорта списаны расходы по доставке минеральных удобрений (556 ткм) на сумму 50 руб.
    6. Согласно накладным  и лимитно- заборным картам  отпущено со склада №2  материалы ( по учетным ценам), а на основании актов об использовании минеральных удобрений и других документов списаны на затраты производство:
      1. Израсходованные в картонажной мастерской несельскохозяйственное сырье и материалы (условно) – 1170 руб.
      1. Израсходованные на отделение №2 минеральные удобрения

- под озимые зерновые  будущего года – 3719 руб.

- для подкормки культурных  сенокосов – 536 руб.

      1. Переданные заводу полнорационных  кормов пакеты бумажные (5 тыс. шт.)_ - 145 руб. , прочие товарные материалы – 55 руб.
      2. Использованная для общепроизводственных нужд растениеводства пленка полиэтиленовая (50 кг) – 60 руб
      3. Использованная для общехозяйственных нужд животноводства веревка  (50 кг) 75 руб.
      4. Израсходованная для строительства детского комбината мешковина (150 м)  - 105 руб.
      5. Марля для дойного стада фермы №1 (300м) – 36 руб.
      6. Израсходованные медикаменты для дойного стада фермы №1 – 150 руб., для молодняка КРС фермы №2 – 80 руб.

Информация о работе Теоретические основы учета материально-производственных запасов