Учет безналичных денежных средств и безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть методику учета денежных средств на счетах в банке, их документальное оформление и формирование информации о движении денежных средств в учетных регистрах, разработать рекомендации по совершенствованию учета безналичных денежных средств на счетах в банке.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 определить роль, значение и задачи учета денежных сре

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Денежные средства – объект учета и финансово-хозяйственного контроля…....5

1.1. Экономическая сущность денежных средств, задачи их учета и контроля…...5

1.2. Характеристика организации……………………………………………………..17

1.3. Нормативно-правовая база учета денежных средств и расчетных операций...20

2. Учет денежных средств на счетах в банке, его совершенствование…………….22

2.1 Документальное оформление и порядок открытия счетов в банке…………….22

2.2. Документальное оформление движения безналичных денежных средств…...25

2.3. Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетном
и валютном счетах…………………………………………………………………….34

2.4. Учет денежных средств на специальных счетах………………………………..38

2.5. Совершенствование учета денежных средств на счетах в банке……………...39

Заключение……………………………………………………………………………..41

Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Копия Мой курсач по бух учету2003.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

     Трассант (векселедатель) - лицо, выписавшее вексель. Трассат (плательщик) - лицо, к которому трассант обращает свой приказ оплатить по векселю.

     Ремитент - первый получатель или первый векселедержатель, в пользу которого выставлен вексель [22].

     При выдаче простого векселя векселедатель обязан уплатить непосредственно векселедержателю обусловленную сумму. Тем самым в простом векселе обозначены два лица - лицо, выписавшее чек, которое одновременно является плательщиком по векселю, и ремитент - первый получатель или первый векселедержатель, перед которым плательщик принимает обязательство о платеже.

     Переводной вексель представляет собой письменное предложение векселедателя, обращенное к особому лицу-плательщику, уплатить обусловленную сумму векселедержателю. Тем самым по переводному векселю плательщиком является не векселедатель, а другое лицо, которое при помощи специального действия (акцепта) принимает на себя обязательство о платеже.

     Вексель - долговые обязательства. В простом векселе векселедатель (дебитор) берет обязательство перед ремитентом (кредитором). В переводном векселе два обязательства: обязательство плательщика перед трассантом, которое и дает основание трассанту обращать свой приказ о платеже; обязательство трассанта перед ремитентом, во исполнение которого трассант предлагает плательщику произвести ему платеж.

     Переводной вексель может быть передан от одного лица к другому путем индоссамента (передаточной надписи). Индоссамент может быть написан на переводном векселе или на присоединенном к нему листе (аллонж, добавочный лист) и подписан индоссантом.

     Отказ от акцепта переводного векселя должен быть нотариально удостоверен. Нотариально удостоверенный отказ плательщика от оплаты носит название вексельного протеста.

 

     Банковская пластиковая карточка в Республике Беларусь является платежным инструментом, обеспечивающим доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь [23].

     Платежная карточка представляет собой пластиковый прямоугольник со специальной магнитной полосой, в памяти которой хранится информация, необходимая для расчетов за товары (работы, услуги) либо для снятия наличных денег за счет имеющихся на карточном счете сумм.

     В Республике Беларусь получили распространение следующие виды банковских пластиковых карточек:

      дебетовая - позволяет проводить операции в пределах остатка средств на карт-счете, если предусмотрено договором, в пределах овердрафта;

      кредитная - дает возможность проводить операции в пределах суммы кредита, установленной договором карт-счета;

      личная - предназначена для использования физическим лицом - владельцем карт-счета или на основании его доверенности - другим держателем карточки;

      корпоративная - предназначена для операции по карт-счету юридического лица (индивидуального предпринимателя) [13].

 

     Юридическому лицу (предпринимателю без образования юридического лица) для получения карточек необходимо представить в банк: дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика; заявление-анкету на каждого держателя карточки; доверенность на каждого держателя, подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.

 

     Целью бухгалтерского учета денежных средств и расчетов является их своевременное и правильное отражение в учете и осуществление контроля за соблюдением сроков платежей. Исходя из этой цели основными задачами бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций являются:

1.      Правильная организация, своевременное и законное проведение расчетных операций наличным и безналичным путем;

2.      Правильное документальное оформление и контроль законности совершенных операций с денежными средствами, полное и оперативное их отражение в учетных регистрах;

3.      Своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности организации;

4.      Соблюдение установленного порядка использования денежных средств и своевременная сдача выручки в банк;

5.      Своевременное проведение и выявление результатов инвентаризации денежных средств и расчетов.

 

     Вывод:

     Таким образом, значение денежных средств для организаций велико. Соблюдение задач учета денежных средств в банке позволяет оперативно контролировать расходование денежных средств, своевременно проводить расчетные операции с дебиторами и кредиторами, разрабатывать дополнительные мероприятия по привлечению денежных средств и, как конечный результат деятельности организации, получать максимальную прибыль.

 

1.2.    Характеристика организации.

     Строительное управление №55 ОАО «Строительный трест №3 Ордена Октябрьской революции» является структурным подразделением  ОАО «Стройтрест №3» и находится в г. Слуцке Минской области.  В своей деятельности СУ №55  руководствуется методическими документами ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции». Управление основано на государственной форме собственности. Строительное управление №55 создано 1 января 1972 г. Согласно приказу Министерства промышленного строительства БССР №590 от 30.12.1971 г., в целях обеспечения выполнения резко возрастающих объемов строительно-монтажных работ в регионе.

     Основные виды деятельности:

•          Комплексное возведение объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-общественного, социального, культурно-бытового, коммунального, учебно-образовательного и транспортного назначения;

•          Реконструкция объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-общественного, социального, культурно-бытового, коммунального, учебно-образовательного и транспортного назначения;

•          Расширение объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-общественного, социального, культурно-бытового, коммунального, учебно-образовательного и транспортного назначения;

•          Перепрофилирование объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-общественного, социального, культурно-бытового, коммунального, учебно-образовательного и транспортного назначения;

•          Техническое перевооружение объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-общественного, социального, культурно-бытового, коммунального, учебно-образовательного и транспортного назначения;

•          Капитальный и текущий ремонт объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-общественного, социального, культурно-бытового, коммунального, учебно-образовательного и транспортного назначения

•          Устройство монолитных и монтаж сборных бетонных, железобетонных, деревянных и металлических конструкций

•          Каменная кладка и др.

     Максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию для принятия обоснованных управленческих решений – эта основная задача учетной политики (1, стр. 18).

30 января 2012 г. генеральным директором ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции» подписан приказ № 87а об учетной политике на 2012 год.

     Отражение хозяйственных операций производится в регистрах синтетического и аналитического учета в зависимости от применяемой формы (журнально-ордерной, упрощенной, автоматизированной и др.). Регистры бухгалтерского учета могут быть оформлены вручную, напечатаны на компьютере, записаны на дискетах и других носителях информации, воспроизводимых на компьютере, и хранятся в таком виде.

     Организация использует автоматизированную форму ведения бухгалтерского учета – бухгалтерскую программу «1С: Предприятие, версия 7.7».

     Организация учета:

     Руководство бухгалтерским учетом стройтреста осуществляется главным бухгалтером, указания и распоряжения которого по вопросам соблюдения правил учета, оформления и предоставления для учета необходимых документов и сведений является обязательным для всех структурных подразделений и работников предприятия. Права, обязанности и ответственность гл. бухгалтера определяется ст. 7 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.01 г. № 42-З и должностной инструкции.

     Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтериями филиалов стройтреста (в нашем случае СУ-55) во главе с главным бухгалтером. Главный бухгалтер строительного управления имеет те же права, обязанности и ответственность, что и главный бухгалтер стройтреста.

     Строительное управление № 55 имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, самостоятельно платит налоги и другие платежи.

     Сводная бухгалтерская отчетность составляется поквартально в соответствии с требованиями Министерства финансов РБ и Министерства строительства и архитектуры РБ. Сводный бухгалтерский баланс составляется ежемесячно.

     На основании типового плана счетов с учетом особенностей деятельности строительное управление разрабатывает и ведет внутренний план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам.

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета и создание для необходимых условий для правильного его ведения, хранения бухгалтерских документов, учетных реестров и отчетности несет руководитель строительного управления.

     Организация и ведение учета активов и пассивов, затрат на производство, определение фактической себестоимости продукции, работ, услуг,   составление и представление отчетности по строительному управлению возлагается на гл. бухгалтера управления.

     Составление и представление сводной бухгалтерской отчетности по стройтресту возлагается на гл. бухгалтера строительного треста.

 

     Вывод:

    Организация бухгалтерского учета на предприятии зависит от его организационно-экономической структуры и действующего законодательства. Способы ведения учета, принятые в организации в значительной степени влияют на формирования финансовых результатов организации.

     Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Основное назначение и главная задача учетной политики - максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.

1.3.    Нормативно-правовая база учета денежных средств и расчетных операций.

     1. Правовую и методологическую основу организации и ведения бухгалтерского учета на территории Республики Беларусь определяет Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (последние изменения и дополнения: закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 302-З). Закон устанавливает требования, предъявляемые к составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

     2. Бухгалтерский учет в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм ведется в соответствии с Типовым планом  счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50.

     Для обобщения информации о движении денежных средств организации предназначены счета раздела V «Денежные средства». В Инструкции даны характеристика, структура и назначение счетов для учета денежных средств, а также приведен перечень субсчетов для учета денежных средств на различных уровнях.

     3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-3 (последние изменения и дополнения: закон Республики Беларусь от 14 июня 2010 г. № 132-З) определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, устанавливает порядок функционирования расчетных счетов, правила расчетов в безналичной форме, регулирует сроки расчетов, ответственность за нарушение законодательства.

     4. Инструкция о  порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов от 20.06.2007 г. № 127 (в ред. Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 февраля 2008 г. № 28) устанавливает единый порядок открытия и закрытия в Республике Беларусь банками текущих счетов, включая субсчета и специальные счета, открытые в соответствии с законодательством, благотворительных, временных, корреспондентских, карт-счетов, счетов для размещения вкладов (депозитов).

     5. Перечень документов, представляемых банку для открытия текущих (расчетных) счетов указан в Декрете Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

     6. Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (последние изменения и дополнения: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.07.2009 N 127), определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода посредствам платежных требований, платежных поручений, платежных требований-поручений.

     7. Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 67 (последние изменения и дополнения: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.07.2009 N 124), определяет порядок совершения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь операций по расчетам в форме документарного аккредитива, инкассо, а также операций по банковским гарантиям по поручениям клиентов.

Информация о работе Учет безналичных денежных средств и безналичных расчетов