Учет денежных средств на предприятии и его нормирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Системный подход к бухгалтерскому учету денежных средств - то есть согласованная работа подразделений всех уровней - залог успешного функционирования организации.
Цель курсовой работы – дать определение и характеристику понятия денежные средства и учет денежных средств.

Файлы: 1 файл

Учет денежных средств.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

Для осуществления  безналичных расчетов и хранения временно свободных денежных средств  субъекты открывают текущие и  другие (валютные) расчетные счета  в зависимости от вида и характера их деятельности. Расчетному счету банк присваивает номер (ИИК), который сообщается представителю субъекта.

Операции по снятию денежных средств с расчетного счета банк производит по письменному  распоряжению владельца счета (платежное поручение, денежный чек, письменных согласий при оплате документов поставщиков и подрядчиков), а также по документам, взыскиваемым денежные средства в бесспорном порядке (по решению арбитража, суда, налоговых органов).

В сроки (ежедневно, через день, еженедельно и т.д.) согласованные между субъектом и банком, субъект забирает выписку со своего расчетного счета с приложением подтверждающим каждую операцию по данной выписки. В конце года банк и клиент производят сверку наличности на расчетном счете.

Учет по расчетным счетам ведется на бухгалтерских счетах подраздела 1040, если расчетный счет в национальной валюте, и подраздела 1050 если расчетный счет валютный.

Данные по выписке  банка заносятся в журнал-ордер  №2 по кредиту и ведомость №2 по дебету счетов. В конце месяца итоговые данные переносятся в Главную  книгу.

В соответствии с действующим  законодательством все субъекты обязаны хранить денежные средства на расчетном счете в обслуживающем их учреждении банка. Расчетный счет открывается на основании следующих документов:

  • заявление на открытом счете;
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати;
  • справка органа налоговой службы, подтверждающая факт постановки субъекта на налоговый учет;
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия устава;
  • копия учредительного договора (при числе учредителей более одного).

Операции по расчетному счету регулируется действующим  законодательством и производится, как правило, на основании письменных приказов владельца счета в пределах свободного остатка денежных средств. С согласия (акцепта) владельца счета осуществляется списание денежных средств по платежным требованиям-поручениям поставщиков и подрядчиков. Без согласия владельца счета списание средств производится при взыскании недоимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для которых установлен бесспорный порядок списания средств по распоряжениям взыскателей.

 Все платежи со  счетов субъектов, включая платежи в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Очередность платежей по обязательствам субъектов, объявленных банками неплатежеспособными, определяется руководителем учреждения банка.

Требования к содержанию расчетных документов определяет Национальный банк Республики Казахстан.

Субъект может оспаривать правильность списания средств путем  обращения к взыскателю, а в  соответствующих случаях – путем предъявления иска. Претензии по расчетам направляются предприятием в обслуживающее учреждение банка.

Учет операций по расчетному счету ведется на счете 1040 «Наличность на расчетном счете». По счетам субъектов банк открывает лицевые счета (в двух экземплярах под копировальную бумагу). Первый является выпиской из лицевого счета и выдается хозяйствующему субъекту, второй – лицевым счетом. Выписка заверяется подписью исполнителя и оттиском печати банка «Для выписок».

Каждое исправление  в выписках должно быть заверено подписями  исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя и скреплено  оттиском печати банка. На документах прилагаемых к выпискам, должны быть проставлены штамп, которым оформляются  выписки, с включением кода операционного работника, подписавшего выписку и календарный штемпель с указанием даты записи данных документов по лицевому счету. Выписки выдаются в сроки, установленные по согласованию с субъектом, лицам, имеющим право первой или второй подписи или другим работниками по доверенности субъекта.

Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение (лицензию) от Национального банка Республики Казахстан и на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками.

Работая по договорам-контрактам, заключенным российскими предприятиями - участниками внешнеэкономической  деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия  обязаны 50% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течение 14 дней со дня ее зачисления. Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счет. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счет. Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк может проводить ее самостоятельно.

К поручению на обязательную продажу валюты прилагается платежное  поручение для возмещения рублевого эквивалента проданной валюты и ее зачисления на расчетный счет предприятия. Таким образом, вся выручка в иностранной валюте делится на две части: 50% в виде инвалюты зачисляется на текущий валютный счет, остальные 50% в тенговом эквиваленте (по курсу, установленному НБ РК) - на расчетный счет.

При ведении операций, приносящих иностранную валюту, предприятия  имеют право зачислять на валютный счет выручку, получаемую в соответствии с внешнеэкономической деятельностью, покупать и продавать валюту. При поступлении выручки в иностранной валюте в соответствии с законом предприятие обязано 50% выручки продавать на валютном рынке через уполномоченные банки. Остальные 50% поступают на валютный счет.

Основными первичными документами  для ведения валютных операций являются:

1. поручение на обязательную  продажу валюты;

2. платежное поручение  на ведение безналичных расчетов.

Для получения валюты наличными также применяется  чековая книжка. Кстати, в основном выплата в наличной валюте - на командировки, т.к. в РК расчеты в иностранной  валюте запрещены.

Операции с иностранной  валютой и ценными  бумагами в  иностранной валюте подразделяются на  текущие валютные операции и валютные операции  связанные с движением капитала. К текущим валютным  операциям относятся переводы в РК и из РК иностранной  валюты для осуществления расчётов по экспорту и  импорту товаров, работ, услуг. (Для получения разрешения  определения стоимости в условных единицах предприятие  обязано представить следующие документы:

1.   Устав предприятия.

2.   Свидетельство о регистрации.

3.   Учредительный договор  заверенный нотариально.

4.   Заявка для получения разрешения стоимости товара

5.   Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом.

6.   Справка из банка о наличии валютного счёта с указанием его номера.

7.   Согласие банка на инкассирование наличной иностранной валюты.

8.     Ксерокопия валютной лицензии банка.

Все перечисленные выше документы  нужно  представить в НБ РК.)

К текущим валютным операциям  относятся:

1.   Получения предоставления финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

2.   Переводы в РК и из неё процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и прочим операциям;

3.  Переводы неторгового характера в РК  и из неё включая переводы сумм заработной платы, пенсии,  алиментов и др. аналогичные операции;

        К валютным операциям связанных  с движением  капитала относятся:

1.   Прямые инвестиции, т.е. вложения в Уставной фонд предприятия.

2.   Портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг.

  1. Предоставление и получение финансовых кредитов.

4.   Предоставление и получение отсрочки платежа на  срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров,  работ, услуг;

Валютные операции могут  совершать резиденты и нерезиденты. Резиденты - это физические лица, имеющие постоянное местожительство в РК и юридические лица созданные в соответствии с законодательством РК и с местонахождением в РК.

Нерезиденты - физические лица, имеющие постоянное местожительство  за пределами РК и юридические  лица созданные в соответствии с  законодательством иностранного государства  и местонахождением за пределами  РК. Текущие валютные операции осуществляются  резидентами без ограничений.

Физические лица - резиденты РК - могут  приобретать за иностранную  валюту жилые дома,  квартиры, находящиеся  за пределами РК, а также иные  права на указанные имущества  путём перевода средств  на валютные счета этих лиц в уполномоченные банки.

 

 

4 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ

 

Учет операций на специальных  счетах в банках предприятия ведут  на счетах подраздела 1070 «Денежные средства на специальных счетах в банках», в который входят следующие счета.

Счет 1070 «Денежные средства в аккредитивах».

Исторически первичной  формой аккредитива были кредитные  письма, появившиеся в средние  века как простейшая форма перевода денег для дальнейшего получения  в другом месте. Понятие аккредитив употребляется в широком и узком значении термина. В узком смысле  аккредитив представляет собой поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за товары, отгруженные покупателю, на условиях, указанных покупателем в заявлении на открытие аккредитива. Условием вступления обязательств в силу является предъявление бенефициаром надлежащих документов, указанных в условиях аккредитива и ранее определенных клиентом в заявлении на открытие аккредитива. В широком смысле аккредитив охватывает весь комплекс взаимоотношений сторон сделки: продавца и покупателя, либо сторон подрядчика и заказчика, а также перевозчиков, страховой компании и т.д. Использование аккредитивной формы расчетов открывает широкие возможности для финансирования одной из сторон основного договора, как путем использования коммерческого, так и банковского кредита. Коммерческий кредит покупателю может предоставляться с использованием аккредитивов с рассрочкой платежа.

Аккредитив может быть открыт за счет средств покупателя  или ссуды банка. Аккредитив открывается  для расчетов с одним конкретным поставщиком и ограничен сроком использования средств. При неполном использовании средств аккредитив закрывается перечислением средств на расчетный счет или банку. Главными участниками работы аккредитивной системы являются импортер и экспортер, грузоотправитель и рынок международных краткосрочных капиталов, который и предоставляют другие банки, крупные корпорации, правительства и центральные банки. Аккредитивная система позволяет импортеру и экспортеру вести свои операции так, словно их партнерами являются компании, работающие с ними в одной стране. Банк также позволяет импортеру и экспортеру обходить многие трудности в работе с иностранной валютой и на рынке долгосрочных капиталов. Импортер может платить в долларах и вычислять свои доходы от отсроченного платежа, исходя из американской нормы прибыли. Аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными. Безотзывной аккредитив гарантирует, что экспортер осуществит платеж в исполнении своих обязательств даже в том случае, если импортер захочет отказаться от данной сделки. Поэтому экспортер, который выполняет специальный заказ, для которого скорее всего  не будет другого покупателя, предпочтет именно такой вид аккредитива. Отзывной аккредитив позволяет импортеру аннулировать заказ до поставки перевозочных документов в банк-эмитент (или в банк-акцептор, если аккредитив  это подтверждает). После того, как соответствующие документы будут представлены, банк должен акцептировать с оглашение для выдачи тратты и гарантирования платежа.

В расчетах в основном применяются  два вида аккредитивов: документарные (товарные) аккредитивы, выплата с  которых обусловлена предоставлением  коммерческих документов; денежные (чистые) аккредитивы, выплата с которых не обусловлена предоставлением коммерческих документов. Товарный аккредитив представляет собой выдаваемый банком документ, в котором говорится о готовности банка уплатить какому-либо лицу (продавцу/экспортеру) определенную сумму от имени покупателя (импортера) в том случае, если продавец выполнит определенные условия. Основные проблемы, возникающие при проведении сделок с помощью Товарного Аккредитива, связаны с тем, что продавец может счесть условия слишком сложными или невыполнимыми, и либо он попытается их выполнить и потерпит неудачу, либо попросит покупателя внести поправки в условия Товарного Аккредитива. Поскольку товарные аккредитивы в большинстве случаев являются безотзывными, внести поправку в исходную формулировку Товарного Аккредитива можно только после соответствующих переговоров и соглашений между покупателем и продавцом. Стороны могут столкнуться с одной или несколькими проблемами: указанный в Товарном Аккредитиве график отгрузки не может быть выполнен; условия, касающиеся стоимости транспортировки, неприемлемы; цена за товар недостаточна, ввиду изменения обменного курса валют; количество заказанного товара не соответствует тому, которое предполагалось ранее; описание отгружаемого товара недостаточно или избыточно подробно; документы, перечисленные в Товарном Аккредитиве, трудно или невозможно получить.

Информация о работе Учет денежных средств на предприятии и его нормирование