Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет носит общехозяйственный характер и поэтому присущ и необходим любому обществу. В Российской Федерации, как и в других странах, разработана и действует своя национальная система бухгалтерского учета, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства.
Бухгалтерский учёт играет большую роль в управлении предприятием, так как представляет наиболее полную информацию о его деятельности, финансовом состоянии.
В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчинённости ведут бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

1. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ……………………………………………… 4

1.1. Основные нормативные документы ………………………………………. 4

1.2. Учет кассовых операций …………………………………………………… 6

1.3. Учет кассовых операций в иностранной валюте ………………………… 9

1.4. Безналичная форма расчетов ………………………………………………10

1.5. Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке ………….17

1.6. Учет операций по валютному счету ………………………………………19

1.7. Отчет о движении денежных средств …………………………………….24

2. АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ……….. 26

2.1. Анализ наличия и движения денежных средств ……………………….. 26

2.2. Определение и динамика финансового цикла …………………

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные  и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить  расходы на денежное обращение, сокращает  потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные  расчеты разделяют на иногородние  и одногородние (местные).

Иногородними называют расчеты  между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся  в разных населенных пунктах, а одногородними  – расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя  учреждениями банка, которые находятся  в одном населенном пункте.

Основные формы иногородних  расчетов – расчеты платежными поручениями  – требованиями, аккредитивами, с  особых счетов, денежные переводы; одногородних – расчеты в порядке плановых платежей, платежными поручениями –  требованиями, платежными поручениями  и расчетными чеками.

Расчеты платежными поручениями –  требованиями. При данной форме расчетов получатель средств представляет в  обслуживающий его банк расчетный  документ, содержащий требование к  плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно –  материальные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги.

Оплата платежных поручений  – требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт требований может быть последующим  или предварительным. При предварительном  акцепте банк производит списание средств  со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок отказ от акцепта. При последующем акцепте  банк плательщика оплачивает платежное  требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный  срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму  платежа на счете плательщика  и списывает её со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта иногородних и одногородних требований в течение трех рабочих  дней после поступления требования в банк плательщика.

В случае акцепта платежного поручения  – требования отделение банка  покупателя извещает отделение банка  поставщика об оплате покупателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется  отделением банка поставщика на расчетный  или другой счет поставщика.

Схема документооборота при расчете  платежными требованиями с использованием предварительного акцепта приведена  на рис. 1.

 

 

Поставщик 1 Покупатель

 

 

2 7

4 5

 

 

Отделение банка, 3 Отделение банка,

обслуживающее обслуживающее

поставщика 6 покупателя

 

Рис. 1. Документооборот при расчете  платежными требованиями:

 

1 – отправка документов, подтверждающих  отгрузку товара; 2 – сдача поставщиком  платежного поручения – требования  на инкассо; 3 – отправка платежного  поручения – требования учреждению  банка плательщика; 4 – извещение  покупателя о поступлении платежного  поручения – требования; 5 – отправка  покупателю оплаченного платежного  поручения – требования; 6 – извещение  об оплате покупателем счета; 7 – перечисление платежа за  счет поставщика и извещение  об этом поставщика.

 

Достоинством акцептной формы  расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику  контролировать соблюдение поставщиком  условий, предусмотренных договорами. Её недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств  на счет поставщика (3 дня на акцепт и двойной срок почтового пробега).

Расчеты платежными поручениями –  требованиями могут осуществляться и без их акцепта. Например, со счетов плательщика без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электрическую  и тепловую энергию, канализацию, пользование  телефоном, почтово – телеграфные  и некоторые другие услуги.

При расчетах платежными поручениями  – требованиями расчеты у поставщиков  отражают как реализацию продукции, то есть с применением счетов 45 «Товары  отгруженные», 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетный счет», 63 «Расчеты по претензиям» и др.

Аккредитивная форма расчетов применяется  в двух случаях: когда она установлена  договором и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму  расчетов в соответствии с положениями  о поставках продукции производственно  – технического назначения и товаров  народного потребления.

Особенность аккредитивной формы  расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу  после отгрузки им продукции.

Аккредитив – это поручение  отделения банка покупателя отделению  банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной  оплаты поставщика на условиях, предусмотренных  в аккредитивном заявлении и  в пределах указанной в заявлении  суммы. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком  и выставляется на срок, указанный  в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и  покупателя.

Схема документооборота при аккредитивной  форме расчетов представлена на рисунке 2.

 

 

Поставщик 4 Покупатель

 

 

5 3 1

 

 

 

Отделение банка, Отделение банка,

обслуживающее 2 обслуживающее

поставщика покупателя

 

Рис. 2. Документооборот при аккредитивной  форме расчетов:

 

1 - аккредитивное заявление; 2 –  поручение об открытии аккредитива; 3 – извещение об открытии аккредитива; 4 – отгрузка продукции и отправка  соответствующих документов; 5 –  предъявление реестра счетов  для немедленной оплаты.

 

Выплаты по аккредитиву производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной сумме  аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо – сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее  его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

Аккредитив учитывают на счете 55 «Прочие счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации – покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

К недостаткам аккредитивной формы  расчетов следует отнести замораживание  средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность  задержки отгрузки продукции поставщиком  до наступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную  оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно – платежной  дисциплины.

Платежные поручения используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их можно применять в одногородних и иногородних расчетах.

Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета  банку на перечисление денежных средств  с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно  указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

Платежное поручение передается в  учреждение банка плательщика в  порядке последующего акцепта после  получения получателем товарно  – материальных ценностей или  оказанных ему услуг. Вместе с  тем оно может выписываться и  для предварительной оплаты счетов поставщиков. Под предварительной  оплатой понимают оплату товаров  или оказанных услуг, готовых  к отгрузке (оказанию), получателем  немедленно после получения платежа  и отгружаемых (оказываемых) не позднее 3 рабочих дней со дня получения  платежа.

Платежное поручение оформляют, как  правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету. Платежи  менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. Не ограничивается сумма переводов на имя других организаций, где нет кредитных  учреждений.

При расчетах платежными поручениями (переводами) операции по расчету у  поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким  образом, как и при расчетах платежными поручениями – требованиями.

Расчеты чеками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).

Различают чеки из лимитированных и  нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или  подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены. При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю  поставщика или подрядчика, который  становится чекодержателем. Чекодержатель  представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий  день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

Расчеты в порядке плановых платежей производятся в тех случаях, когда между поставщиками и покупателями сложились устойчивые хозяйственные и расчетные отношения, а поставки носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что покупатель оплачивает поступающий товар равными суммами в сроки, установленные соглашением между поставщиками и покупателями (как правило, не реже чем через 5 дней). Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения - требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет.

Расчеты в порядке плановых платежей позволяют значительно уменьшить  объем учетной и финансовой работы, поскольку отпадает необходимость  контроль за оплатой каждого отдельного платежного документа.

Расчеты в порядке плановых платежей покупатели отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», поставщики – на счете 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками».

Расчеты, основанные на зачете взаимных требований. При данной форме расчетов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке.

Взаимные расчеты могут быть разовыми и постоянными, между двумя  организациями или их группой. Сроки  и порядок расчетов устанавливаются  соглашением сторон между организациями  по согласованию с учреждениями банка.

 

Учет операций по расчетному счету  и другим счетам в банке

 

Каждая организация вправе открывать  в любом банке расчетные и  другие счета для хранения свободных  денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций.

Организациям, имеющим отдельные  нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца  основного счета могут быть открыты  расчетные субсчета для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.

Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими  возможность открыть расчетный  счет: производственным (структурным) единицам производственных и научно – производственных объединений; другим хозрасчетным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.

Следует отметить, что вопрос о  количестве расчетных счетов в одной  организации решался в различные  годы по – разному. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 организация могла иметь  в банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления операций по основной деятельности.

Указом Президента РФ от 21 марта 1995 года № 291 п.2 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 отменен. Организации  снова получили возможность иметь  неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с  бюджетом и производить другие расчеты  с любого расчетного счета.

Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты  только по месту нахождения их представительств и филиалов в порядке, установленном  специальной инструкцией.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения  организации, проводимые в порядке  безналичных расчетов, а также  выдает средства на оплату труда и  текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег  наличными, платежных поручений) или  с их согласия (оплата платежных  требований поставщиков и подрядчиков). Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению  Государственного арбитража, народного  суда, налоговых или финансовых органов.

В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные  в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального  назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно – канализационных организаций.

Информация о работе Учет денежных средств