Учет и анализ использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.
В настоящее время на практическую основу поставлена задача формирования рынка ценных бумаг. Ведущая роль в его формировании призвана сыграть прибыль.

Содержание работы

Введение 3
Учет формирования и использования прибыли 5
Нормативная и методологическое обеспечение учета использования прибыли 5
Теоретические аспекты учета использования прибыли 6
Учет формирования чистой прибыли 21
Учет использования прибыли 35
Пути совершенствования учета 36
Анализ использования прибыли 38
Цель, задачи и информационное обеспечение анализа 38
Анализ состава динамики и структуры формирования и
использования прибыли 41
2.3 Анализ динамики формирования и использования прибыли 42
2.4 Резервы повышения эффективности использования прибыли 44
Вывод 46
Использованная литература 48

Файлы: 1 файл

курсовая по анализу.docx

— 83.09 Кб (Скачать файл)

Распределение и использование прибыли товариществ  и акционерных обществ имеют  свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.

Эффективность политики управления прибылью предприятия  определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли  представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования  в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения  прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в  различных формах обратной связи  распределения прибыли с ее формированием  в предстоящем периоде. Высокая  роль характера распределения прибыли  в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

  • Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею — повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.
  • Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
  • Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.
  • Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
  • Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
  • Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.
  • Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная  политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач  общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии  развития предприятия, обеспечивать повышение  его рыночной стоимости, формировать  необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли  необходимо учитывать противоположные  мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение  высоких текущих доходов или  значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

В процессе формирования политики распределения  прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям.

Основной  целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций  между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения  реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Исходя  из этой основной цели в процессе формирования политики распределения прибыли  предприятия решаются следующие  задачи:

а) обеспечение  получения собственниками необходимой  нормы прибыли на инвестированный  капитал;

б) обеспечение  приоритетных целей стратегического  развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;

в) обеспечение  стимулирования трудовой активности и  дополнительной социальной защиты персонала;

г) обеспечение  формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли  предприятия. Процесс этого распределения  базируется на следующих принципах.

  • Связь политики распределения с общей политикой управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли должны полностью соответствовать целям и задачам общей политики управления ею т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.
  • Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестированного капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли — между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.
  • Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки его политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях "распыления собственности", т.е. в процессе деятельности крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).
  • Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из важных условий обеспечения "прозрачности" фондового рынка, позволяющей формировать реальную стоимость обращающихся акций.
  • Оценка эффективности разработанной политики определения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат (или выплат прибыли собственникам); коэффициента участия персонала в прибыли и других, рассмотренных ранее.

По Бланку И.А. Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

1. Распределение прибыли непосредственно  реализует главную цель политики  управления ею - повышение уровня  благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.

3. Пропорции распределения прибыли  определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

4. Характер распределения прибыли  является важнейшим индикатором  инвестиционной привлекательности  предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.

5. Распределение прибыли является  одной из действенных форм  воздействия на трудовую активность  персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.

6. Пропорции распределения прибыли  формируют уровень обеспечения  дополнительной социальной защищенности  работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

7. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

Выплаты прибыли, предусмотренной  к потреблению собственниками и  персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной  политикой (ее основу составляет дивидендная  политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач  общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии  развития предприятия, обеспечивать повышение  его рыночной стоимости, формировать  необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли  необходимо учитывать противоположные  мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение  высоких текущих доходов или  значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Исходя из этой цели, дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

 

Таблица 1. Основные типы дивидендной политики акционерного общества

Определяющий подход

к формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов дивидендной  политики

I. Консервативный подход

1.Остаточная политика дивидендных выплат

2.Политика стабильного размера  дивидендных выплат

II. Умеренный

(компромиссный) подход

3. Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой  в отдельные периоды

III. Агрессивный подход

4.Политика стабильного уровня  дивидендов

5.Политика постоянного возрастания  размера дивидендов


 

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту  политику. В практике финансового  менеджмента эти факторы принято  подразделять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные  возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла  акционерная компания вынуждена  больше средств инвестировать в  свое развитие, ограничивая выплату  дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной  компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации  инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство  основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации  прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных  инвестиционных проектов с высоким  уровнем эффективности (отдельные  подготовленные проекты требуют  ускоренной реализации в целях обеспечения  эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие возможности  формирования финансовых ресурсов  из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного  акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного  заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим  финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными  ограничениями.

К числу основных факторов этой группы относятся:

а) уровень налогообложения дивидендов;

б) уровень налогообложения имущества  предприятий;

в) достигнутый эффект финансового  левериджа, обусловленный сложившимся  соотношением используемого собственного и заемного капитала.

Главная задача финансовой деятельности предприятия - формирование дополнительной прибыли в процессе привлечения  внешнего капитала - реализуется разными  методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый  леверидж».

Финансовый леверидж характеризует  использование предприятием заемных  средств, которое влияет на изменение  коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Информация о работе Учет и анализ использования прибыли