Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:42, курсовая работа
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.
В настоящее время на практическую основу поставлена задача формирования рынка ценных бумаг. Ведущая роль в его формировании призвана сыграть прибыль.
Введение 3
Учет формирования и использования прибыли 5
Нормативная и методологическое обеспечение учета использования прибыли 5
Теоретические аспекты учета использования прибыли 6
Учет формирования чистой прибыли 21
Учет использования прибыли 35
Пути совершенствования учета 36
Анализ использования прибыли 38
Цель, задачи и информационное обеспечение анализа 38
Анализ состава динамики и структуры формирования и
использования прибыли 41
2.3 Анализ динамики формирования и использования прибыли 42
2.4 Резервы повышения эффективности использования прибыли 44
Вывод 46
Использованная литература 48
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
где ЭФЛ - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, (%); - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;
ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, (%); ЗК - средняя сумма используемого предприятием
заемного капитала; СК - средняя сумма собственного капитала предприятия.
г) фактический размер получаемой
прибыли и коэффициент
4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:
а) конъюнктурный цикл товарного
рынка, участником которого является акционерная
компания (в период подъема конъюнктуры
эффективность капитализации
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее
полученным кредитам (поддержание
г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
Механизм распределения
На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:
где УДВ - уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ - фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ВП - фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
КПА - количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
Поддерегин А.М. говорит, что предприятие, как хозяйствующий субъект осуществляет разные виды хозяйственной деятельности, самостоятельно распоряжается выпущенной продукцией, полученной выручкой от её продажи и прибыли, которая остаётся в его распоряжении. Полученная предприятием выручка направляется, в первую очередь, на отчисление потреблённых в процессе производства средств производства (сырья, материалов, а также стоимость износа основных производственных фондов, которые принимали участие в производстве продукции), а часть, которая остаётся, составляет вновь созданную живым трудом стоимость, то есть валовой доход предприятия, который состоит из фонда оплаты труда работников сферы материального производства и чистого дохода. Чистый доход представляет собой разницу между выручкой от продажи продукции, услуг (без НДС и акциз) и стоимостью потреблённых в производстве средств производства, а также фондом оплаты труда работников сферы материального производства. При этом стоимость потреблённых средств производства и фонд оплаты труда с начислениями составляют затраты предприятия по производству продукции, которые приобретают форму себестоимости.
Полученная предприятием прибыль является результатом кругооборота средств, вложенных в предприятие, и принадлежит к собственным финансовым ресурсам предприятия. Но полученная прибыль не остаётся полностью в распоряжении предприятия, её значительная часть в виде соответствующих налогов поступает в бюджет государства. Прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, распределяется по его усмотрению. Поскольку эта прибыль является многоцелевым источником финансирования потребностей государства, она используется им на накопление и потребление, то есть на создание резервов, производственное развитие, на социально- культурные потребности, на материальное стимулирование работников предприятия. Пропорции в распределении прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия. Для получения дополнительных источников финансовых ресурсов предприятие может притягивать на основе возврата заёмные средства: долгосрочные кредиты банков, облигационные займы. Источником возврата этих заёмных средств является прибыль предприятия. Осуществляя свою деятельность, предприятие самостоятельно финансирует все свои затраты в соответствии с производственными планами, распоряжается финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство с целью получения продукции и прибыли.
1.3Учет формирования чистой прибыли
Финансовый результат (прибыль
или убыток) является самым главным
показателем хозяйственной
В Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденном приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации определяется как одна из главных задач бухгалтерского учета.
Кроме того, от точности определения
финансовых результатов зависит
правильность исчисления налога на прибыль,
который, наряду с налогом на добавленную
стоимость, составляет для многих организаций
самую значительную часть платежей
в бюджет. Налогообложение прибыли
предприятий и организаций
Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) представляет собой сумму:
- доходы и расходы от обычных видов деятельности;
- прочие доходы и расходы.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг. Эти доходы отражаются по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Согласно ПБУ 9/99, выручка принимается
к бухгалтерскому учету в сумме,
исчисленной в денежном выражении,
равной величине поступления денежных
средств и иного имущества
и (или) величине дебиторской задолженности.
Если величина поступлений покрывает
лишь часть выручки, то выручка, принимая
к бухгалтерскому учету, определяется
как сумма поступления и
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизированных активов, осуществляемыми в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы,
связанные с приобретением
- расходы,
возникающие непосредственно в
процессе переработки (
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Учет выручки и финансового результата от продаж на предприятии ОАО «Ижмолоко» ведется на счете 90 «Продажи». Счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
К счету 90 могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы»;
90-6 «Налог с продаж»;
90-7 «Расходы на продажу»;
90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-6 «Налог с продаж» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость», 90-3 «Налог на добавленную стоимость» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки»:
прибыль – дебет счета 90-9, кредит счета 99;
убыток – дебет счета 99, кредит счета 90-9.
Поэтому синтетический счет 90 «Продажи» остатка на каждую отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи», кроме субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».
Аналитический учет по счету 90 "Продажи" организуют по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
Корреспонденция счетов по операциям
выявления финансового
Таблица 2.
Корреспонденция счетов по операциям
выявления финансового
Содержание операции |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | |
1 |
2 |
3 |
1. Реализован товар |
62 |
90-1 |
2. Списание себестоимости реализованной продукции |
90-2 |
43 |
3. Определена сумма |
90 |
42 |
4. Списываются расходы на продажу |
90-1 |
44 |
5. Определены суммы налогов, уплачиваемых из выручки за реализованную продукцию (учет «по отгрузке») |
90-3 |
76 |
6. Определен положительный |
90-9 (99) |
99 (90-9) |
Учет финансового результата от прочих доходов и расходов
В соответствии
с Приказом Министерства финансов РФ
от 18.09.06 № 116н «О внесении изменений
в нормативные правовые акты по бухгалтерскому
учету» деление прочих доходов и
расходов организации на операционные,
внереализационные и
ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
ПБУ 10/99 «Расходы организации", Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. приказом МФ РФ от 29.07.98 №34н);
ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
ПБУ 8/01 «Условные
факты хозяйственной
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР»;
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»;
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности».