Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:
• комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
• исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
• оценка эффективности работы предприятия.

Файлы: 1 файл

уче и анализ продаж продукции.doc

— 758.00 Кб (Скачать файл)

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию Комбинат ниже темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. Индекс цен на продукцию составляет 0,9815 (459 695/468 345), а на ресурсы – 0,9899 (397 943/401 988). Это способствовало уменьшению прибыли на 4 605 тыс. руб. (-8650+4045). Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (РПi), себестоимости (Сi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

 

Пi = РПi х (Цi – Сi)     (8)

 

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки.

Хлебобулочные изделия (в табл. 13 обозначим «А»)

 

Ппл = РПпл х (Цпл – Спл) = 18125 х (20,69-17,79) = 52 562 тыс. руб.

Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл) = 17697 х (20,69-17,49) = 56 630 тыс. руб.

Пусл2 = РПф х (Цф – Спл) = 17697 х (21,30 – 17,49) = 67 426 тыс. руб.

Пф = РПф х (Цф – Сф) = 17697 х (21,30 – 18,63) = 47 251 тыс. руб.

Побщ = Пф – Ппл = 47 251 – 52 562 = - 5 311 тыс. руб.

ПРП = Пусл1 – Ппл = 56 630 – 52 562 = + 4 068 тыс. руб.

ПЦ = Пусл2 – Пусл1 = 67 426 – 56 630 = + 10 796 тыс. руб.

ПС = Пф – Пусл2 = 47 251 – 67 426 = - 20 175тыс. руб.

 

Кондитерские изделия (в табл. 13 обозначим «Б»):

 

Ппл = РПпл х (Цпл – Спл) = 1458 х (54,50 - 47,56) = 10 118 тыс. руб.

Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл) = 1439 х (54,50-47,56) = 9 987 тыс. руб.

Пусл2 = РПф х (Цф – Спл) = 1439 х (54,30 –47,56) = 9 699 тыс. руб.

Пф = РПф х (Цф – Сф) = 1439 х (54,30 – 48,18) = 8 807 тыс. руб.

Побщ = Пф – Ппл = 8 807 – 10 118 = - 1311 тыс. руб.

ПРП = Пусл1 – Ппл = 9987 – 10118 = - 131 тыс. руб.

ПЦ = Пусл2 – Пусл1 = 9699 – 9987 = -300 тыс. руб.

ПС = Пф – Пусл2 = 8807 – 9699 = - 892 тыс. руб.

 

По прочей продукции (в табл. 13 обозначим «В»):

 

Ппл = РПпл х (Цпл – Спл) = 365 х (11,80-9,30) = 912 тыс. руб.

Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл) = 368 х (11,80-9,30) = 920 тыс. руб.

Пусл2 = РПф х (Цф – Спл) = 368 х (12,50 – 9,30) =1177 тыс. руб.

Пф = РПф х (Цф – Сф) = 368 х (12,50 – 9,50) = 1104 тыс. руб.

Побщ = Пф – Ппл = 1104 – 912 = +192 тыс. руб.

ПРП = Пусл1 – Ппл = 920 – 912 = + 8 тыс. руб.

ПЦ = Пусл2 – Пусл1 = 1177 – 920 = + 257 тыс. руб.

ПС = Пф – Пусл2 = 1104 – 1177 = - 73 тыс. руб.

 

Полученные результаты сведем в табл. 13

 

Таблица 13

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Вид продукции

Количество реализованной продукции, т

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость 1 кг, руб.

Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Отклонение от плановой прибыли, тыс. руб.

общее

в том числе за счет

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

объема реализаци

цены

себестоимости

А

18125

17697

20,69

21,30

17,49

18,63

52562

47251

-5311

+4068

+10796

-20175

Б

1458

1439

54,50

54,30

47,56

48,18

10118

8807

+1311

-131

-300

-892

В

365

368

11,80

12,50

9,30

9,50

912

1104

+192

+8

+257

-73

Итог

19948

19504

-

-

-

-

63592

57162

-3808

+3945

+10753

-21140


 

 

Данные, приведенные в табл. 13 показывают, что план по сумме прибыли недовыполнен по хлебобулочным и кондитерским изделиям. К примеру, повышение себестоимости хлебобулочных изделий повлекло за собой снижение прибыли на 20 175 тыс. рублей, прибыль увеличилась за счет увеличения натурального объема продаж, а также за счет повышения средней цены реализации.

Результаты факторного анализа являются информационной базой для разработки товарной политики и писка резервов снижения себестоимости продукции.

На следующем этапе анализа оценивается качество формирования финансовых результатов от сбагривания продукции.

В заключение необходимо оценить качество управления предприятием. Показателем, характеризующее качество управления предприятием (КУ), является соотношение темпов роста прибыли (Тпр) и темп роста выручки от продаж (Тв) [14, с. 419]. Рассчитаем данный показатель, приняв за базисный уровни анализируемых показателей прошлого года.

 

Тпр = ;

Тв = ;

КУ = .

 

Темпы роста прибыли опережают темпы рост выручки на 9,66 %. Это свидетельствует о том, что качество управления предприятием повышается и находится на довольно высоком уровне.

Таким образом, анализ прибыли от продаж предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от продаж, но и оценку различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от продаж.

На прибыль от продаж оказывает влияние изменение следующих факторов:

  • изменение продажных цен на готовую продукцию (прибыль возросла на 10 796 тыс. руб.);
  • изменение полной себестоимости (за счет ее увеличения сумма прибыли сократилась на 20 175 тыс. руб.);
  • изменение объема реализации (сумма прибыли увеличилась на 4068 тыс. руб.).

Прибыль от продаж отражает эффект маркетинговой и производственной деятельности, её отрицательная динамика требует выявления внутренних и внешних причин и устранения негативно влияющих факторов. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие корректирующих мер, направленных на успешное выполнение планов, достижения лучших результатов хозяйствования.

Главным источником информации для анализа выступают данные бухгалтерской и статистической отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.

 

2.4 Основные направления увеличения прибыли от продаж

 

Основные направления увеличения прибыли определяются на предприятии отдельно по каждому виду производимой продукции. К главным направлениям увеличения суммы прибыли можно отнести: рост выручки от реализации продукции в связи с ростом ее потребления, снижение ее себестоимости, повышение цен на продукцию в связи с повышением качества реализуемой продукции, реализация продукции на новых товарных рынках на более выгодных условиях, увеличение объема реализации более рентабельной продукции в общей структуре продаж и другие источники (рис. 3).

Чтобы определить возможности роста прибыли за счет увеличения количества реализованной продукции (табл. 14), следует выявленный ранее возможный рост количества реализованной продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида [32, с. 251].

 

Таблица 14

Резервы роста прибыли от продаж за счет увеличения объема реализации продукции

Вид продукции

Возможности увеличения количества реализованной продукции, т

Фактическая сумма прибыли за 1 т, руб.

Возможное увеличение суммы прибыли, тыс. руб.

Хлебобулочные изделия

890

21300

18957

Кондитерские изделия

265

54300

14390

Прочая продукция

120

12500

1500

Итого:

-

-

34847


 

Производственные мощности Комбинат позволяют производить дополнительный объем продукции. Вся проблема в том, что производственные мощности предприятия используются не в полной мере, из-за чего упущенная выгода Комбинат, соответственно ниже и объемы реализации. Хлеб в нашей стране остается основным продуктом, поэтому дополнительно произведенная продукция не останется не реализованной. Упущенная выгода хлебокомбината составляет 34 847 тыс. руб. в год.

Руководству необходимо обратить внимание на данный факт, и принять меры по более интенсивному использованию своего производственного потенциала.

Для определения возможных размеров увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции (работ и услуг) следует предварительно выявленное возможное снижение себестоимости каждого вида продукции умножить на возможное количество продаж данной продукции с учетом резервов роста (табл. 15).

 

Таблица 15

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции

Возможное снижение себестоимости 1 тонны продукции, руб,.

Возможное количество реализованной продукции с учетом роста, т

Возможное увеличение суммы прибыли, тыс. руб.

Хлебобулочные изделия

1050

18587

19516,3

Кондитерские изделия

3400

1704

5793,6

Прочая продукция

820

488

400,2

Итого:

-

-

25710,1


 

Снижение себестоимости возможно благодаря зерновому фонду, который должен создаваться ежегодно совместными усилиями предприятия и государства. Наличие зернового фонда позволяет использовать в производстве муку по более низким ценам, чем при покупке данного вида сырья через посредников. Так, в 2008 году в виду сырьевого дефицита – муки, Комбинат было вынуждено закупать ее в соседних регионах по завышенным ценам, что соответственно повлияло на себестоимость произведенной продукции.

Таким образом, у предприятия есть возможность увеличить прибыль от продаж за счет снижения себестоимости на 25710,10 тыс. руб. за год.

Сырьевой дефицит негативно сказывается не только на уровне себестоимости продукции, но и зачастую на ее качестве. Увеличение прибыли за счет повышения качества реализуемой продукции также является важным направлением. Возможность повышения прибыли за счет этого фактора определяется путем умножения изменения удельного веса каждого сорта на отпускную цену соответствующего сорта, после чего результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможное количество реализованной продукции (табл. 16). В нашем случае качество продукции зависит от качества сырья – муки.

 

Таблица 16

Резервы роста прибыли за счет улучшения качества хлебобулочного изделия

Из муки какой марки

Отпускная цена за т, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение средней цены реализации, руб.

Факт

Возможный

Итог,+,-

Высший

21,30

75

90

+15

+319,5

Первый

20,96

20

10

-10

-209,6

Второй

19,80

5

-

-5

-99

Итого:

-

100

100

 

10,9


 

Анализ проведем по хлебобулочным изделиям, поскольку данный вид продукции занимает 82% в общем объеме выручки. Анализ данных табл. 16 позволяет сделать вывод о том, что с увеличением удельного веса продукции из муки высшей марки, сокращением удельного веса продукции из муки первой марки и полным отказом от производства продукции из сырья второй марки средняя цена реализации хлебобулочных изделий возрастет на 10,9 тыс. руб. А прибыль в этой связи увеличится на 5533 тыс. руб. в год.

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)